Рабочая программа по биологии. 6 класс ( 68 часов)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, на основе программы, разработанной А.Е.Андреевой под редакцией Трайтак Д.Ш. («Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» М: Мнемозина- 2008г. И используется для обучения учащихся МБОУ СОШ №7 в 6 классах.

Количество часов по базисному плану 34 часа, из расчета 1 час в неделю + 34 часа этнокультурного компонента (ЭКК).

Этнокультурный компонент призван помочь учащимся лучше понять взаимоотношение природы и человека.

Преподавание ведется на основе учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» под редакцией Р.Н. Хрыповой, М.: Мнемозина - 2012г.

Курс обеспечивает наилучшую преемственность курсов окружающего мира в начальной школе и курсов биологии в последующих классах, позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов биологии в старших классах, а также смежных дисциплин - физики, химии, географии и др., использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Удмуртской Республики.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание курса:

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений, клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их пол микроскопом; сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений.

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений. Роль растений, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Усложнение растений в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Среда - источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований : наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания ( на конкретных примерах), анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам : «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Требования к биологической подготовке учащихся 6 класса

В результате изучения биологии ученик должен:

Знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем; растений, и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

Уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

- приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе ( классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Формы контроля: контрольная работа, критерии оценивания разработаны.

Учебный план

п/п

Раздел

Всего

Теор.

часов

Самост.

работ

Лаборат.

работ

Контр.

работ

1.

Введение

1

1

-

-

-

2.

Клеточное строение

растений

3

3

-

1

-

3.

Растения

47

37

-

6

4

4.

Царство бактерий

5

5

-

-

-

5.

Царство грибы,

лишайники

8

8

-

-

1

6.

Природные сообщества

4

4

1

-

-


ИТОГО:

68

55

1

7

5




Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

№ урока


№ урока в теме

Темы уроков

Кол-во час

Сроки

(неделя)

1.Введение.


1


1


1

Введение. Наука о растениях - ботаника.

1



2. Клеточное строение живых организмов.

3


2


1

Строение клетки.

1




3


2


Изучение биологических объектов с помощью микроскопа.

1





4


3

Лаб. Раб. № 1. Приготовление микропрепарата растительных клеток.

1


3. Растения


2


5


1


Общее знакомство с растительным организмом.

ЭКК: Растительный мир Удмуртии.

1





6


2

Химический состав растений.

1


4. Низшие растения.

5


7


1

Одноклеточные водоросли. ЭКК: Одноклеточные водоросли Удмуртии.

1



8


2

Лаб. Раб. № 2. Разнообразие форм одноклеточных водорослей.

1



9


3

Многоклеточные водоросли

1


10


4

Многообразие водорослей . ЭКК: Многообразие водорослей на территории Удмуртии.

1



11


5

Контрольная работа №1. «Низшие растения.»

1


5. Высшие растения.

47


12


1

Работа над ошибками. Особенности строения высших растений.

1



13


2

Экскурсия. ЭКК: Осенние явления в жизни растений г.Воткинска и Удмуртии.

1



14


3

Лаб.раб.№3. "Внешнее строение луковицы и клубня".

1



15


4

Рост растений и образование тканей.

1



16


5

Фотосинтез.

1



17


6

Лист. Внешнее строение листа. ЭКК: Разнообразие видов листьев в УР.

1



18


7

Внутреннее строение листа.

1



19


8

Лаб.раб.№4. "Покровные ткани листа".

1



20


9

Минеральное питание растений. Корень. ЭКК: Способы обработки почвы, агротехника Удмуртии.

1



21


10

Внутреннее строение корня.

1



22


11

Значение корней и их разнообразие. ЭКК: Борьба с вредителями сельхозугодий в Удмуртии.

1



23


12

Контрольная работа №2 " Корень, лист".

1



24


13

Работа над ошибками. Дыхание растений, обмен веществ.

1



25


14

Значение воды в жизни растений. ЭКК: Экогруппы растений по отношению к воде на территории г.Воткинска.

1



26


15

Стебель: строение, значение.

1



27


16

Многообразие стеблей у надземных побегов.ЭКК: Видоизменения стеблей на территории УР.

1



28


17

Лаб.раб.№5 "Внутреннее строение древесного стебля".

1



29


18

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

1



30


19

Размножение растений. ЭКК: Способы вегетативного размножения в Удмуртии.

1



31


20

Цветок-генеративный орган растений. Его строение, значение.

1



32


21

Соцветия растений. ЭКК: Виды соцветий растений Удмуртии.

1



33


22

Цветение, опыление растений. ЭКК: Способы опыления в Удмуртии.

1



34


23

Плоды. ЭКК: Виды плодов, растений Удмуртии.

1



35


24

Индивидуальное развитие цветкового растения.

1



36


25

Семя: внешнее и внутреннее строение. Лаб.раб.№6 "Изучение строения семени фасоли".

1



37


26

Условия прорастания семян. ЭКК: Значение семян УР.

1



38


27

Расселение и распространение растений. ЭКК: Способы распространения семян в Удмуртии.

1



39


28

Растение-целостный организм.

1



40


29

Контрольная работа№3 по теме "Цветок. Плод."

1



41


30

Работа над ошибками. ЭКК: Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды в УР.

1



42


31

Многообразие растений и их классификация.ЭКК: Многообразие растений УР.

1



43


32

Высшие споровые растения. Отдел моховидные: общая характеристика, значение.


1



44


33

Отдел моховидные. ЭКК: Мхи Удмуртии.

1



45


34

Отдел папоротниковидные: общая характеристика, значение.

1



46


35

Разнообразие папоротниковидных. ЭКК: Разнообразие папоротниковидных на территории Удмуртии.

1



47


36

Семенные растения. Голосеменные. ЭКК: Лесное хозяйство-основная отрасль Удмуртии.

1



48


37

Лаб.раб.№7" Внешнее строение хвойных растений".

1



49


38

Цветковые, или Покрытосеменные растения. Семейства класса Двудольные. ЭКК: Двудольные растения УР.

1



50


39

Однодольные. ЭКК: Представители класса Однодольных в Удмуртии.


1



51


40

Развитие растительного мира на Земле. ЭКК: Эволюция растительного мира в Удмуртии.

1


6. Грибы лишайники.


7


52



1

Особенности строения и питания грибов.ЭКК: Строение грибов УР.

1



53


2

Одноклеточные грибы.ЭКК: Одноклеточные грибы УР.

1


54


3

Многоклеточные грибы.ЭКК: Многоклеточные грибы УР.

1



55


4

Шляпочные грибы. ЭКК: Первая помощь при отравлении грибами УР.

1


56


5

Распространенные съедобные и ядовитые грибы. ЭКК: Распространенные съедобные и ядовитые грибы в Удмуртии.

1



57


6

Лишайники-симбиотические организмы.

1



58


7

Лишайники. ЭКК: Лишайники УР.

1


7. Бактерии

5


59


1

Особенности строения бактерий.

1



60


2

Питание бактерий.

1



61


3

Аэробные и анаэробные бактерии. Размножение и спорообразование.

1



62


4

Роль бактерий в природе и жизни человека. ЭКК: Значение бактерий, представителей Удмуртии.

1



63


5

Контрольная работа №4 "Грибы. Бактерии. Лишайники."

1


8 Природные сообщества

6


64


1

Работа над ошибками. Понятие о природном сообществе, биоценозе, экосистеме.

1



65


2

Природные сообщества. ЭКК: Природные сообщества Удмуртии.

1



66


3

Пприспособленность растений к совместной жизни. ЭКК: Смена природных сообществ УР.

1



67


4

Красная книга. ЭКК: Красная книга УР.

1



68


5

Охраняемые территории. ЭКК: Охраняемые территории Удмуртии.

1
























Содержание программы (68 часов).



  1. Введение (1 ч)

Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Признаки живых организмов, их проявление у растений. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: Признаки биологических объектов: организмов растений. Сущность биологических процессов: обмен веществ и энергии, питание и дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей и самого ученика. Выделять отличительные признаки живых организмов, определять условия их обитания.

  1. Клеточное строение живых организмов (3ч)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани. Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом, сравнивание строения клеток растений.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: Признаки биологических объектов живых организмов: растений, клеток. Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения.

Уметь: Изучать биологические объекты и процессы, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, сравнивать биологические объекты: клетки, ткани и делать выводы на основе их сравнения.

3.Растения (47 ч)

Общее знакомство с растениями (2 ч)

Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Признаки живых организмов, их проявление у растений.

Растение - целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, растениями.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Многообразие растений УР.

Общие признаки растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Растение - целостный организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Растение - целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.

Уметь: Распознавать органы цветкового растения, узнавать споровые и семенные растения.

Низшие растения(5ч)

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Водоросли УР.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли. Главные признаки низших растений. Систематические категории строение, жизнедеятельность и значение водорослей.

Уметь: Распознавать представителей разных видов водорослей.

Высшие растения (47 ч)

Семя

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Корень

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).

Побег

Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.

Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Цветок и плод

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система - биосистема.

Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Представители отдела нашей местности.

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Папоротники УР.

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения Удмуртии. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые. Представители семейств в нашей местности.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: -распространение плодов и семян; значение семян в жизни растения; строение семян однодольных и двудольных растений; условия прорастания семян; агротехника посева семян; функции корня; виды корней; типы корневых систем; зоны корня, их функции; почва, ее состав; видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки; побег; части побега; почки вегетативные и генеративные; почки верхушечные и боковые; лист - боковая часть побега; внешнее строение листа: листовая пластинка и черешок; листья простые и сложные; жилкование листьев; листорасположение; внутреннее строение листа: кожица, устьице, мякоть, жилка; видоизменения листьев: усики, колючки; стебель - осевая часть побега; функции стебля; многообразие стеблей; строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, их функции; видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их хозяйственное значение; строение цветка; соцветия, их биологическая роль; типы плодов;

значение плодов; Растение - целостный организм. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

Корневое питание; корневое давление; удобрения, их значение и основные виды; воздушное питание (фотосинтез); испарение, его значение для организма; дыхание растений; размножение и его значение; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, усами, видоизмененными побегами; опыление: перекрестное (ветром), самоопыление;

Оплодотворение; образование плодов и семян; рост растений в длину и в толщину; развитие растений.

Уметь: распознавать на рисунках и схемах составные части семян; распознавать типы корневых систем; узнавать на рисунках части побега, почки; называть и показывать части листа; определять тип листорасположения и жилкование; отличать простые и сложные листья; узнавать на рисунках и схемах части стебля; узнавать и называть основные части цветка; узнавать на наглядном материале виды соцветий; определять типы плодов; распознавать по внешнему виду се-мена основных сельскохозяйственных культур; различать основные виды удобрений; применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление); наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды;

размножать комнатные растения черенками; проводить опыты, доказывающие рост корня; определять возраст дерева по спилу

4.Царство Бактерии (5 ч)

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать:Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.

Уметь: Распознавать бактерии разных форм на рисунках.

5.Царство Грибы. Лишайники (8ч)

Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы УР.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие Лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.

Уметь: распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках; сравнивать плесневые грибы; узнавать грибы-паразиты на рисунках;

6. Природные сообщества(4ч)

Среда - источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на растения.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз - совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк - смешанный лес - ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга УР. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Основные требования к знаниям и умениям:

Знать: Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме

Называть основные типы природных сообществ. Описывать видовой состав природных сообществ. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Уметь: Приводить примеры естественных сообществ. Описывать видовой состав природных сообществ. Приводить примеры природных сообществ




© 2010-2022