Биология

  • Тест по биологии по теме Эволюция живого мира (9-11 классы)Тест для проверки знаний учащихся по теме Эволюция живого мира (9-11 классы) предусмотрен как рабочий материал, который может быть использован педагогом на этапе закрепления знаний учащихся после изучения темы, так и в качестве контроля знаний, умений и навыков учащихся на базовом уровне знаний по теме. Материалы теста могут быть использованы как тренеровочный материал для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по предмету биология. Тесто...
  • Рабочая программа по биологии 11 класс Рабочая программа составлена для изучения биологии обучающимися 11 класса. Рабочая программа разработана на основе программы по биологии для общеобразовательных учреждений (авторы: Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина, 2009г.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (2004г.), обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы. Программа...
  • Мультимедийный урок по теме: Доказательства эволюции 11 классДанная разработка раскрывает научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дает оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства; выясняет значение для науки ископаемых переходных форм как палеонтологических доказательств, изучить сравнительно-анатомические (морфологические), биогеографические доказательства эволюции. На основе систематизации знаний о процессах микроэволюции рассмотреть возможность прим...
  • Урок по биологии для 11 класса на тему Пути достижения биологического прогрессаКонспект составлен в виде краткосрочного плана в соответствии с программой . Общие цели: Познакомить учащихся с главными направлениями эволюции органического мира: биологическим прогрессом и биологическим регрессом; рассмотреть пути достижения биологического прогресса. Образовательные задачи: Сформировать понятия: 1. биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, микроэволюция, макроэволюция.2. Знать критерии прогресса и регресса; 3. Знать пути достижени...
  • Календарно-тематическое планирование по биологии - 11 класс Календарно-тематическое планирование по биологии - 11 класс № п\п Наименование раздела, темы 1 четверть Содержание урока Лабораторные работы. Практические работы. Демонстрации. Экскурсии Всего часов Дата 1. Введение (1 час) 1 I. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов) 8 1) История представлений о возникновении жизнина Земле (2 часа): 2. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Первоначальные взгляды на возникновение жизни на Земле. 1 3. Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теория вечности жизни, материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Демонстрация схемы экспериментов Л.Пастера. 1 2) Предпосылки возникновения жизни на Земле (2 часа): 4. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Космические и планетарные предпосылки. 1 5. Первичная атмосфера и химическая эволюция. Эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли. Демонстрация схемы этапов формирования планетарных систем. 1 3) Современные представления о возникновении жизни на Земле (4 часа): 6. Современные представления о возникновении жизни. 1 7. Теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера. Теория происхождения протобиополимеров, эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. 1 8-9. Начальные этапы биологической эволюции. Возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности. Демонстрация схем возникновения однокл-ных эукариот, многокл-ных организмов, развитие царств растений и животных. 2 II. Эволюционное учение (23 часа): 23 Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина (3 часа): 3 10. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы. 1 11. Работы К.Линнея, труды Ж.Кювье и Ж. де Сент-Илера. Систематика растений и животных (К Линней) 1 12. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты. Демонстрация биографий и портретов учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей. 1 Дарвинизм (10 часов): 10 13. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина (достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина) Демонстрация маршрута и находок Ч.Дарвина во время путешествия на корабле Бигль. 1 14. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. 1 15. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 1 16. Вид – эволюционная единица. 1 17-18. Всеобщая индивидуальная изменчивость. Виды изменчивости. Лабораторная работа №1 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. 2 19-20. Избыточная численность потомства, борьба за существование. Виды борьбы за существование. 2 21. Естественный отбор. 1 22. Обобщение темы: Дарвинизм 1 Микроэволюция (5 часов): 5 23. Эволюционная роль мутаций. 1 24. Генетические процессы в популяциях, закон Харди-Вайнберга. 1 25. Формы естественного отбора. 1 26. Приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность - результат действия естественного отбора, Л.р. № 2 Изуч. присп-ти орг-в к среде обитания. 1 27. Микроэволюция. Эволюционная роль модификаций. Современные представления о видообразовании(С.С.Четвери-ков, И.И.Шмальгаузен), пути и скорость видообразования, географичес-кое и экологическое видообразование. Физиологические адаптации, темпы эволюции. Демонстрация схем, ил-щих процесс географ-го видообраз-ния; живых раст. и жив., гербариев и коллекций, пок-щих индивид. изм-ть и разнообразие сортов культ-х раст. и пород дом. жив., рез-ты присп-ти орг-ов к среде обитания и рез-ы видообразования. 1 Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (5 часов): 5 28. Главные направления эволюционного процесса. Биопрогресс и биорегресс (А.Н. Северцов). 1 29. Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Демонстрация схемы соотношения путей прогрес-ной орг-кой эволюции. 1 30. Основные закономерности эволюции. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. Демонстрация примеров гомологичных, аналогичных органов, их стр-я и происхождения в онтогенезе. 1 31. Правила эволюции групп организмов. 1 32. Результаты эволюции. Постепенное усложнение уровня организации живой природы, многообразие видов, относит-ная приспособленность (органич-ая целесообразность). Демонстрация материалов, характ-щих представителей жив-х и раст., внесённых в Красную книгу и находящихся под охраной государства. 1 III. Развитие органического мира на Земле (14 часов): 14 Основные черты эволюции животного и растительного мира (10 часов): 10 33. История Земли и методы ее изучения 1 34. Развитие жизни на Земле в архейскую эру Первые следы жизни на Земле. 1 35. Развитие жизни на Земле в протерозойскую эру. Появление всех современных типов беспозвоночных животных, первые хордовые, развитие водных растений. Демонстрация репродукций картин З. Буриана, отраж-щих флору и фауну разных эр и периодов. 1 36-37. Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция раст.; появление первых сосудистых раст, папоротники, семен. папоротники, голосемен. раст., возникнов. позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся). Демонстрация схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. 2 38-39. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных раст., возникновение птиц и млекопитающих, вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. 2 40-41. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное разв. цв-х раст., многообразие насекомых (параллельная э-ция), развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных, появление приматов, появление первых представителей семейства Люди, четвертичный период: эв-ция млек-щих; разв. приматов; направления эв-ции чел., общ. предки чел. и человек-ных обезьян. 2 42. Обобщение темы: Развитие органического мира на Земле 1 Происхождение человека (4 часа) 4 43. Место человека в живой природе. Древнейшие люди. Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира; признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных. 1 44. Стадии эволюции человека: Древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. 1 45. Движущие силы антропогенеза. Св-ва чел. как биосоц-го существа.Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращ. обезьяны в человека; разв. членоразд. речи, сознания и общ-ных отношений в становлении чел.; взаимоотнош. соц-го и биол-го направлений в эволюции человека. Ведущая роль законов общ-ной жизни в соц-м прогрессе чел-ва; биол-го свойства чел-го общества. 1 46. Популяционная структура вида Homo sapiens. Чел. расы; расообразование; ед-во происх-ния рас. Антинаучная сущность соц-го дарвинизма и расизма. 1 IV. Взаимоотношения организма и среды.
  • Рабочая программа по биологии 10-11класс Рабочая программа составлена в соответствии с Законом РФ Об образовании, Гражданским кодексом РФ, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 16.10.2009 №373, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Мин...
  • Рабочая программа по биологии 11 класс автор А. А. Плешаков, Н. И. СонинЦели изучения курса · освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; · овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных до...
  • Лабораторная работа по биологии Изучение приспособленности организмов к среде обитания (11 класс)Лабораторная работа для 11 класса Изучение приспособленности организмов к среде обитания превая в списке работ тематического планирования по биологиии для 11 класса. Цель работы: рассмотреть примеры приспособленности организмлв к среде обитания, выяснить характер адаптации; оценить степень целесообразности; использовать знания о движущих силах эволюции для объяснения механизма возникновения приспособленности. Ход работы: 1. ознакомление с информационным текстом 2. формулировка проблемного вопр...
  • Опорная схема урока по биологии на тему: Изолирующие механизмы ( 11 класс)Опорная схема урока по биологии на тему: Изолирующие механизмы ( 11 класс) помогает облегчить работу учащимся на уроке, так как содержит рабочую карту для всех учеников в классе. Также она включает в себя: эпиграф урока, фронтальный опрос детей, схемум классификации изоляции, задания для учащихся, таблицу по видам изоляции, блиц-опрос и биологический диктант, работу с учебником, домашнее задание. Всё это необходимо для работы с учениками. По данной рабочей карте у учащихся постоянно происходи...
  • Тестовая работа по общей биологии 11 класс по теме: Формы Естественного отбораРаздел Эволюция органического мира является одним из самых сложных в школьном курсе биологии. Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся средней школы изучающих общую биологию в девятом и в одиннадцатом классе, для абитуриентов, которые готовятся к итоговой аттестации ГИА -9 класс и к ЕГЭ по биологии для поступления в ВУЗы, а также учителей предметников. В тестовой работе представлены задания базового и повышенного уровня сложности: на выбор одного правильного ответа из четырех и н...
  • Программа по экологии для 10-11 классов Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Настоящая программа составлена на 34 часа (в год), в соответствии с учебным...
  • Рабочая программа по биологии 11 класс базовый уровеньИсходными документами для составления рабочей программы явились: - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004; - Примерная программа среднего общего образования по биологии. - Авторская программа коллектива: Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцов и др. Под редакцией Д.К Беляева, Г.М. Дымщица. М.: Просвещение 2010, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общег...
  • Рабочая программа по биологии химико - биологический профиль (11 класс)1Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы явились: - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004; - Примерная программа среднего общего образования по биологии. - Авторская программа коллектива:Захарова. В. Б., Мамонтова, С. Г., Сонина, Н. И, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущена Министерством образования ...
  • Конспект игры КВН Эрудиты (5-11 классов) Предварительно проводятся интегрированные викторины по трем предметам: химии, биологии, географии и определяются по 2 лучших знатока в каждом классе. Из этих детей формируются сборные команды из 7 человек. Домашнее задание: придумать название команды, девиз, приготовить сценку на тему: Один урок в школе. Цели: в игровой форме проверить знания; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литерату...
  • Программа для учащихся 10 – 11 классов естественно-научного профиля «Биология »Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие ...
  • Конспект урока-конференции на тему: Слава периодичности (11класс)Тип урока: интегрированный. Педагогические технологии: личностно-ориентированные, развивающие обучение. Правила проведения: 1.З. а 2 недели в 11 классе после изучения темы электромагнитные колебания делаю объявление, вывешиваю перечень обсуждаемых вопросов (повторить темы: механические колебания, электромагнитные колебания, волны, резонанс) 2. Готовятся сообщения. 3. Обсуждаемые вопросы: 1. Периодичность - как мы ее понимаем? 2. Механические колебания - Виды колебаний. Примеры 3. Периоди...
  • Рабочая программа по биологии к УМК И. Н. Пономаревой 11 класс профильный уровень Рабочая программа составлена для изучения биологии обучающимися 11 класса общеобразовательной школы. Рабочая программа разработана на основе программы по биологии для общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова 2010г.) в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовк...
  • ИОМ генетика 11 классИндивидуальный образовательный маршрут генетика 11 класс. Пособие является путеводителем по предмету биология (раздел генетика) для учащихся старших классов, содержит разноуровневые задания и предназначено для изучения раздела Основы генетики Данный курс составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, ...
  • Конспект урока на тему: Как мы видим то, что видим (11 класс)Цель:интеграция учебного материала по теме Зрительный анализатор, направленный на развитие познавательного интереса. Задачи: Образовательные :систематизация знаний по геометрической оптике, анатомии; использование знаний по смежным дисциплинам; познакомить с психологическими особенностями восприятия окружающего мира человеком показать, что восприятие мира - это творческий процесс, привить интерес к предмету. Развивающие:развить логическое мышление, коммуникативных навыков; умения правильно ...
  • Серия уроков по валеологии. Программа 11 классаЧасть серии стандартных уроков по валеологии, состоящая и 5 поурочных планов. Данные разработки являются результатом авторской типовой программы по валеологии. Темы заявленных поурочных планов: 1. Валеология – наука о здоровье. Здоровый образ жизни. 2. Основные критерии здоровья. Философия здоровья 3. Рациональное питание. Основные питательные вещества. 4. Витамины. Загрязнение окружающей среды и питание 5. Ожирение. Философия правильного питания. Данные разработки являются кратким пл...
  • Рабочая программа по биологии 11 класс Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Настоящая программа по биологии составлена на основе авторской программы В.Б. Захарова с учётом содержания учебника Общая биология для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа.-2007...
  • Тест по биологии на тему Организменный уровень жизни (11 класс) Организм представляет собой биологическую систему, способную к самостоятельному существованию независимо от сложности строения (одноклеточный или многоклеточный). Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая как система существует от момента зарождения до прекращения существования. При этом в процессе эмбрионального (зародышевого) развития происходит формирование свойств, присущих особям определенного вида. Данный тест позволяет проверить знания ...
  • Рабочая программа по биологии (профильный уровень) 11 классКурс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие до...
  • Рабочая программа по биологии 11 классРабочая программа по биологии 11 класс. Рабочая программа по биологии составлена на основе: Прогаммы по биологии 10-11 классы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Программа включает следующие разделы: 1. Пояснительная записка. 2. Общая характеристика учебного предмета. 3. Место учебного предмета в учебном плане. 4. Содержание учебного предмета. 5. Тематическое планирование. 6. Календарно-тематическое планирование....
  • Тестовые задания по подготовке к ЕНТ по биологии (11 класс)РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ 1.Активно вводите тестовые технологии в систему обучения, но не превращайте систему обучения в однообразные тестовые задания. Во время тестовых тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. 2.В процессе подготовки к ЕНТ используйте тематические тесты по предмету, что позволит проводить разноаспектную подготовку учащихся, придаст им уверенность. (Я знаю все темы!) 3.Ответы по тестам старайтес...
  • План-конспект урока 11 класса по теме: Возникновение и начальные этапы развития жизни на ЗемлеЦели урока: 1. Обобщить знания учащихся о сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней. 2. Развитие умений обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания их сменных учебных предметов; развить умения работать с различной литературой, обрабатывать собранный материал. 3. Развитие навыков применять знания по биологии, химии, физике, астрономии при объяснении вопросов происхождени...
  • Рабочая программа по естествознанию (базовый уровень), 10-11 классПояснительная записка Рабочая программа по естествознанию для 10-11 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), авторской программы по естествознанию И.Ю. Алексашиной и др.File/localhost/G Естествознание – новый учебный предмет. Его особенность в том, что это интегрированный курс, т.е. объединяющий знания из разных предметных областей. Как правило, школьные предметы моделируют ту или иную область научного познани...
  • План-конспект урока 11 класса по теме: Доказательство происхождения человека от животныхЗадачи урока:Показать родство человека с животными на основе сравнения;Объяснить качественное отличие человека от животных;Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции;Показать, как теория эволюции объясняет процессы формирования признаков вида Человек разумный;Развивать способность критически рассматривать факты, теории.Оборудование: рисунки, таблицы, указанные в лекции; модели головного мозга разных классов хордовых: рыб, земноводны...
  • Тест по теме: Вид. Критерии вида. 11 классПроблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной и подходить к ее решению следует со всей строгостью. В связи с этим в настоящее время ведется серьезная исследовательская и практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенных преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся.Подготовка бумажных тестовых материалов к каждому уроку требует немалых денежных затрат. Поэтому...
  • Презентация по биологии на тему Решение задач части С (11 класс) Разбор заданий части С (повышенного уровня),работа с рисуночными тестами, разбор заданий по цитологии и генетики. Мы рассмотрим некоторые задания части С, которые вызывают затруднения у учащихся, так как относятся к повышенному уровню сложности. Проверке знаний по блоку Клетка как биологическая система традиционно посвящены задания линии С5. Эти задания по данному блоку встречаются в линии С1 и С2, связанные с анализом рисунка или текста....
© 2010-2018