Биология

  • Конспект занятия по биологии на тему Органические вещества клетки. ЛипидыКонспект занятия по биологии на тему Органические вещества клетки. Липиды. может быть использован учителями для подготовки урока по цитологии на соответствующую тему и для подготовки учеников к ЕГЭ. В конспекте описываются простые липиды: жиры, масла, воска. Сложные липиды: фосфолипиды, гликолипиды, липопротеиды. Перечисляются функции липидов.
  • Конспект занятия по биологии на тему Органические вещества клетки. УглеводыКонспект занятия по биологии на тему Органические вещества клетки. Углеводы. может быть использован учителями для подготовки урока по цитологии на соответствующую тему и для подготовки учеников к ЕГЭ. В конспекте описываются три группы углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Перечисляются функции углеводов.
  • Конспект занятия по биологии на тему Неорганические вещества клеткиКонспект занятия по биологии на тему Неорганические вещества клетки. может быть использован учителями для подготовки урока по цитологии на соответствующую тему и для подготовки учеников к ЕГЭ. В конспекте описывается элементарный состав живых организмов, вода, её свойства, биологические функции. Описываются минеральные соли, входящие в состав клетки, их функции.
  • Календарно-тематический план к программе Углублённое изучение биологииКалендарно-тематический план к общеобразовательной программе Углублённое изучение биологии рассчитан на один год обучения, триста двадцать четыре часа, всего сто восемь занятий. По три занятия в неделю. Программа рассчитана на старшеклассников (15-17 лет), ориентированных на поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Задачи программы: Обучающие: - формирование углубленных знаний по всем разделам биологии; - формирование прочных, осознанных практических умений по решени...
  • Сценарий открытого урока по биологии Доказательства эволюцииУрок по теме Доказательства эволюции проводится в 11 классе. Задачи урока: Раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп. Рассмотреть основные доказательства эволюции органического мира. Выяснить значение ископаемых переходных форм для науки как палеонтологические доказательства, изучить сравнительно-анатомические доказательства эволюции.
  • Лекция по биологии на тему Филогенез опорно-двигательной и нервной системы
  • Полевая исследовательская работа по теме: Определение влияния загрязнения снежного покрова на жизнедеятельность растений хвойных породЦель исследовательской работы: определить наличие в пробах снега химических соединений загрязняющего характера и найти взаимосвязь между загрязнением среды обитания и уровнем жизнедеятельности сосны обыкновенной и сосны кедровой (сибирской) на исследуемом участке лесной экосистемы.Гипотеза: Если произвести отбор проб снега с пробных площадок, расположенных в лесной экосистеме с разной степенью антропогенного влияния на нее, определить жизнедеятельность зрелого древостоя и подроста, то можно найт...
  • Рабочая программа по биологии 10-11 класс ФК ГОС Программа соответствует учебнику Общая Биология (профильный уровень) 10 класс. Авторов:Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Т.Ф.Черняковской Издательство: М. Просвещение-2013г. (Учебник входит в состав УМК по биологии для 10-11-го класса общеобразовательной школы под редакцией Л.Н.Сухоруковой). Отличительные его особенности – способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи эколо...
  • Білгір биолог /сыныптан тыс сабақ/Тaқырыбы: Білгір биолог. Мaқсaты: Оқушылaрды білім жүйесімен ғaнa қaрулaндырып қaнa қоймaй, олaрдың нaзaрын, білгендерін, жaдындa сaқтaй білу қaбілетін, ойлaуын, тіл шеберлігін, білімге құштaрлығын, өмірге көзқaрaсының дұрыс қaлыптaсуын, ізденімпaздығын, шығaрмaшылық қaбілетін дaмыту. Бaр ізгілік тек білімнен aлынaр, Білімменен aспaнғa жол тaбылaр Ж. Бaлaсұғын. Aл, олaй болсa құрметті сaйыскерлер енді ұшқыр ой, көп aқыл, терең біліммен биология пәнінен aлғaн білімдеріңіздің aсқaқтығын көрсетің...
  • Aс қорыту мүшелерінің құрылысы /ашық сабақ/Сaбaқтың тaқырыбы: Aс қорыту мүшелерінің құрылысы Сaбaқтың мaқсaты: оқушылaрды aсқорыту мүшелер жүйесінің құрылысы, зaт aлмaсудa aсқорытудың aтқaрaтын рөлі, aуыз қуысындa, қaрындa, ішектерде aстың қорытылуымен толық тaлдaу жaсaу, оқушылaрдың сaлыстырa ойлaу қaбілеттерін дaмыту, белсенділіктерін aрттыру. Сaбaқтың түрі: дәстүрлі емес Сaбaқтың типі: экспедиция сaбaқ Сaбaқтың өту бaрысы: І. Ұйымдaстыру: Ойын жүрісі. Сaбaқ сaяхaт түрінде өткізіледі. Сaяхaт aрқылы білім шыңынa жету. Ойын 2 сaтыдaн тұр...
  • Особенности современного этапа эволюции человекаУрок об особенностях современного этапа эволюции человека позволяет рассмотреть влияние социальных и биологических факторов на эволюцию человека в современных условиях.Учащиеся знакомятся с действием естественного отбора и других факторов в современном человеческом обществе, эволюционной ценностью популяционной разнокачественности человечества;В ходе урока учащиеся развивают умения аргументировать свою точку зрения, работать со справочной дополнительной литературой.
  • Биологиялық прогреске жетудің жолдарыСабақтың тақырыбы : Биологиялық прогреске жетудің жолдары. Сабақтың мақсаты: Органикалық дүние эволюциясының бағыттарын қарастыру, А.Н.Северцовтың ұсынған сызбанұсқасын түсіндіру.Сабақтың міндеттері: 1. Білімділік: өсімдіктер мен жануарлар эволюциясы туралы білімді кеңейту, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация ұғымдарын түсіндіру.2.Тәрбиелік: өзара сыйластыққа , адамгершілікке тәрбиелеу, пәнге қызығушылығын арттыру.3.Дамытушылық : оқушылардың дүниетанымын кеңейту арқылы жеке тұлға қалыптасты...
  • Урок биологии в 11 классе Конкурентные взаимодействияУрок биологии в 11 классе Конкурентные взаимодействия направлен на организацию самостоятельной работы учащихся по поиску необходимой учебной информации с помощью репродуктивных и частично-поиковых методов. Конспект содержит дифференцированные задания по карточкам, тесты на проверку знаний о взаимодействиях организмов в сообществе, а также интересные инструктивные задания для добывания новых знаний из текста учебника (параграф 78, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник Общая биология...
  • Урок биологии в 11 классе Основные типы экологических взаимодействийУрок биологии в 11 классе Основные типы экологических взаимодействий призван показать, каким образом взаимоотношения организмов обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности. Работа проводится с использованием репродуктивных и частично-поисковых методов. Учащимся предлагаются задания для самостоятельной работы с текстом учебника (Общая биология 10-11 классы А. А. Каменский, Е. А. Крикс...
  • Использование программы Leanning Apps на уроках биологииВ работе раскрываются возможности использования программы Leanning Apps на уроках биологии. Сервис открывает большие возможности для разнообразия дидактических заданий - быстро можно создать кроссворд любой сложности; задания, в которых необходимо составить пары, текст и рисунки, соединить текст с аудио или видео-ресурсами, или задания, в которых по определенным признакам нужно разделить на группы слова, картинки, аудио и видео.
  • Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине БиологияКалендарно-тематическое планирование по учебной дисциплине Биологиядля студентов СПО, осваивающих специальности естественнонаучного профиля на профильном уровне. соответствует требованиям Федерального государственного стандарта по биологии, примерной программы по дисциплинеБиология.
  • Промежуточная аттестация 11 класс. ТестТест промежуточной аттестации 11-го класса содержит два варианта. В каждый вариант включены задания части А с выбором одного правильного ответа. 36 таких вопросов охватывают материал полного курса обучения в 11-ом классе. Включены вопросы на знания учащимися о том, какой вклад внесли в науку великие русские и зарубежные ученые. Задание части С – решение генетической задачи. Знание групп крови и умение составлять генотипы позволит учащимся использовать свои знания в дальнейшей жизни. В тест включ...
  • Мендельдің заңдылықтарына есептер шыгаруМақсаты: Білімдік: Тұқымқуалаушылықтың гибридологиялық үдісі, гибрдтердің бірнеше ұрпақтарға біркекілік ережесі мен екінші ұрпақтағы белгілердің ажырау заңы туралы білім қалыптастыру; Дамытушылық: Оқушы бойында ұжымдасып жұмыс істеу, басқаларды тыңдау, өз көзқарсын дәлелдеп қорғай білу біліктігін дамыту және генетикалық терминалогия мен символика ұғымдарын жетілдіру. Тәрбиелік: Оқушылардың пәнге қызығушылығын арттыру, ұқыптылыққа, шапшаңдыққа тәрбиелеу Сабақтың типі: бекіту сабағы Сабақтың түрі...
  • Ч. Дарвиннің эволюциялық теориясыСабақтыңмақсаты: 1. Оқушыларды Ч. Дарвинніңқолдансұрыптаутуралыілімдеріментаныстыру. 2. Тіршіліктіңжалпызаңдылықтарыжәне даму тарихытуралыдүниетанымынарттыру. 3. Оқушылардыадамгершіліккетәрбиелеу. Сабақтыңтипі: Жаңабілім беру. Сабақтыңтүрі: Ұжымдықойлау. Сабақтыңпәнаралықбайланысы: Тарих. әдебиет. Сабақтыңәдісі: Сұрақжауап, баяндау.Сабақтыңбарысы: І. Ұйымдастырубөлімі. ІІ. Үйтапсырмасынсұрау. ІІІ. Жаңасабақтытүсіндіру. ІV. Жаңасабақтыбекіту. V. Үйгетапсырма беру. VІ. Бағалау. І. Амандасу, оқушыл...
  • Мутациялық өзгергіштікСабақтың мақсаты:Білімділік: Оқушыларға мутациялық өзгергіштік түрлері, олардың себептері, организмге әсері туралы білім беру. Өзгергіштіктің түрлерін жіктеу, оларды салыстыру, мутациялық өзгергіштіктің органикалық дүниенің дамуы мен жұмыстары үшін маңызды екендігін түсіндіру.Дамытушылық: Оқушылардың биология ғылымына қызығушылығын тудырып, дүниетанымын, жеке тұлғасын, коммуникативтік біліктілігін дамыту.Тәрбиелік: Ұжымшылдыққа, өз ойларын айта білуге, адамгершілікке тәрбиелеуСабақтың түрі: Арал...
  • Биологическая олимпиада как форма оценки образовательных достижений учащихсяОлимпиада - это своеобразная форма оценки знаний и творческой одаренности учеников. Биологическая олимпиада объединяет школьников, проявляющих интерес к предмету. В процессе соревнования они решают разнообразные нестандартные биологические задачи, проводят опыты, эксперименты и анализируют наблюдения.Творческие способности учащихся формируют особый творческий тип мышления, который развивается при выполнении определенных задач и характеризуется следующими чертами: Самостоятельный перенос знаний и...
  • Методические указания по выполнению практических работ по биологии для студентов 1 курса СПОМетодические указания по выполнению практических работ содержат готовые разработки практических работ с пояснением и примерами для помощи студентам при их выполнении. Составлены с учетом возрастных особенностей учащихся. В разработке представлено 14 практических работ по всем темам общей биологии. Поэтому подходят не только для студентов СПО, но и для учащихся 10-11 классов.
  • Профессиональная компетентность учителя в рамках реализации ФГОСПрофессиональная компетентность учителя в рамках реализации ФГОСПрофессиональная компетентность учителя в рамках реализации ФГОС Профессиональная компетентность учителя в рамках реализации ФГОС рассматривается как целенаправленная деятельность по созданию и внедрению в педагогическую практику инновационных элементов разных уровней и содержания.Требования ФГОС к содержанию, условиям и результатам образования требует от учителя постоянного творчества, педагогических находок, развития умений экспер...
  • Урок Естественный отбор и его формыВ данном материале дан краткий конспект урока по теме Естественный отбор и его формы. В ходе урока дается понятие о естественном отборе как ведущем, направляющем факторе эволюционного процесса. Ознакомление учащихся с формами естественного отбора. Для закрепления в конце урока дается тест для проверки знаний.
  • Конспект урока по биологии на тему: Основные методы селекции животных и растений (10-11 класс)Урок по теме Основные методы селекции животных и растений разработан по естественно-научному направлению для обучающихся учебных заведений системы СПО (на примере ОГБОУ СПО ТомИнТех). Урок проходит с использованием элементов фронтальной и индивидуальной работы, а так же ИКТ. Использование индивидуальной, фронтальной работы позволяет развивать у обучающихся общие компетенции такие как: ОК 4., ОК 6.,7. Особенности урока в том, что: • Совершенствование знаний по теме Основные ...
  • Рабочая программы элективного курса по биологии 10-11 клРабочая программаэлективного курса Молекулярная генетика и генная инженериядля обучающихся 11 классаМОБУ СОШ №9Г. Оренбурга(базовый уровень)на 2014/2015 учебный годСоставитель:Скопинцева Ю.В. ,учитель биологии высшей квалификационной категорииСодержание1.Пояснительная записка2.Требования к уровню подготовки учащихся3.Содержание программы4.Тематический план5.Календарно- тематическое планирование6.Литература Рабочая программа элективного курса Молекулярная генетика и генная инженерияПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение под редакцией В.И. Сивоглазова, В.В. Пасечника. Использована авторская программа элективного курса Молекулярная генетика и генная инженерия под редакцией В.В. Велькова. Предлагаемая программа охватывает основные разделы молекулярной генетики прокариот и эукариот, которые знакомят учащихся с современными представлениями об основных генетических и биохимических процессах, про­текающих в клетках, с главными механизмами функци­онирования генов у микроорганизмов, растений и живот­ных, с принципами организации их генов и геномов. Осо­бое внимание уделено развитию у учащихся понимания того, каким образом функционируют белки и гены; как различные генетические и метаболические процессы взаи­мосвязаны друг с другом и как они координировано регу­лируются факторами окружающей среды; каким образом знания молекулярно-генетических процессов применяют­ся в генной инженерии для конструирования трансгенных организмов. Полученные знания могут стать основой, на которой в дальнейшем должно формироваться освоение основных биологических дисциплин, понимание механиз­мов эволюции и принципов, на которых основывается сов­ременная трансгенная биотехнология.Наибольшее внимание в курсе уделено:■принципам строения генов у прокариот и эукариот и механизмам их функционирования;■принципам и правилам конструирования трансгенных (или рекомбинантных, генетически модифицированных) организмов, имеющих заданные свойства;■основным методам и приемам генной инженерии;■проблемам, связанным с возможной экологической опасностью трансгенных организмов.Большое внимание уделено сравнению кардинально различных принципов строения генов прокариот и эука­риот, а именно:■различной организации структурных генов (кодирую­щих белки и стабильные РНК) у микроорганизмов, рас­тений и животных;■принципиально разной организации регуляторных ге­нов прокариот и эукариот, регулирующих экспрессию ге­нетической информации;■строению регуляторных белков, взаимодействующих с регуляторными генами.Особое внимание уделяется проблемам, возникающим при генно-инженерном конструировании прокариотных и эукариотных трансгенных организмов, содержащих чу­жеродные гены, соответственно из эукариот и прокариот, и методам решения этих проблем.Курс базируется на обязательных учебных предметах, прежде всего на биологических дисциплинах и химии.Элективный курс Молекулярная генетика и генная инженерия рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) в 11 классе сред­ней школы.Цель курсаФормирование знания основных молекулярно-генетических процессов и представлений, как на их основе проводится генно-инженерное конструирование транс­генных организмов с заданными свойствами.Задачи курсаРасширить и углубить знания учащихся о строении и функционировании генов прокариот и эукариот.Дать представление о современном понимании моле­кулярных механизмов эволюции.Обосновать основные принципы и методы генной ин­женерии как необходимое условие применения на прак­тике знаний молекулярно-генетических процессов и принципов строения различных генов.Расширить знания о молекулярных механизмах регу­ляции генов и о генно-инженерных методах, направленных на создание трансгенных организмов с заданными полезными свойствами.Познакомить учащихся с основными принципами и проблемами современной трансгенной биотехнологии, основанной на применении организмов, полученных с помощью генной инженерии.Основные требования к знаниям и умениямУчащиеся должны знать:■строение различных классов генов прокариот и эукариот;■основные молекулярные механизмы репликации, ре­комбинации и репарации генов;■основные механизмы регуляции транскрипции генов и процессинга (сплайсинга) информационных РНК;■основные механизмы, обеспечивающие биосинтез белков (трансляцию);■важнейшие методы генной инженерии (выделение ге­нов, модификацию генов, сшивание генов, внесение чу­жеродных генов в реципиентные организмы);■принципы техники безопасности работ с трансгенны­ми организмами;■принципы оценки токсикологического и экологиче­ского риска при интродукции трансгенных организмов в окружающую среду (в особенности принципы оценки экологического риска трансгенных растений);■важнейшие принципы биоэтики, связанные с генной терапией, с клонированием эмбриональных стволовых клеток человека, с репродуктивным клонированием че­ловека.Учащиеся должны уметь:■охарактеризовать основные принципы строения структурных и регуляторных генов и регуляторных бел­ков прокариот и эукариот;■объяснить молекулярные механизмы репликации, ре­парации и рекомбинации генов и принципы применения знания этих механизмов в генной инженерии;■охарактеризовать основные механизмы экспрессии ге­нов и применение этих механизмов в генно-инженерном конструировании;■составлять принципиальные схемы конструирования рекомбинантных ДНК, экспрессирующих чужеродные гены, и обосновать принципы такого конструирования;■охарактеризовать основные области практического применения трансгенных организмов. По сравнению с авторской программой изменено количество часов в разделах:§Раздел 3. Механизмы репликации, репарации и рекомбинации ДНК – 9 часов вместо предусмотренных 8 часов.§Заключение – 2 часа вместо предусмотренного 1 часа. Содержание курсаОбщее количество часов - 34Введение (2ч)Молекулярная генетика как наука. Связь молекуляр­ной генетики с биохимией нуклеиновых кислот и биохи­мией белков, с генетикой микроорганизмов, молекуляр­ной биологией и биоинформатикой. Генная инженерия как технология конструирования трансгенных организ­мов. Значение молекулярной генетики для развития ген­ной инженерии. Роль генной инженерии в биотехноло­гии, сельском хозяйстве, пищевой промышленности, ме­дицине, охране окружающей среды.Объекты и методы молекулярной генетики и генной инженерии. История развития молекулярной генетики и генной инженерии.Демонстрация схемы, иллюстрирующей взаимосвязь молекулярной генетики и генной инженерии между со­бой и с другими науками.Прокариотные и эукариотные организмы. Клетки микроорганизмов, клетки животных, клетки растений: разница и сходство. Нуклеоид микроорганизмов и ядро эукариотных клеток. Строение бактериальной и эукариотной хромосомы. Уровни организации эукариотной хромосомы. Эухроматин и гетерохроматин — активные и инертные области эукариотной хромосомы.Демонстрациясхем:■основные открытия в области молекулярной генетики;■этапы развития генной инженерии;■строение прокариотной и эукариотной клеток;■организация прокариотных и эукариотных хромосом.Раздел 1. Строение структурных генов (4ч)Что такое ген: от морфологического признака к мо­лекулярному механизму его формирования. Строение ДНК, РНК и белков. Центральный постулат молекуляр­ной биологии: ДНК — РНК — белок и его развитие. Прос­тое строение генов прокариот и сложное мозаичное строение генов эукариот. Экзоны и интроны. Сплайсинг. Альтернативный сплайсинг — механизм, с помощью ко­торого один эукариотный ген может кодировать множе­ство разных белков. Расположение генов в прокариотной хромосоме — опероны. Расположение генов в эукариотной хромосоме — мультигенные семейства. Повторяю­щиеся последовательности (сателлитная ДНК), их роль в организации хроматина. Пути генно-инженерного пре­одоления несовместимости механизмов экспрессии генов у прокариот и эукариот. Методы разрезания ДНК — эндонуклеазы рестрикции. Методы выделения генов: хими­ческий синтез, комплементация, обратная транскрипция, полимеразная цепная реакция и др.Демонстрация схем:■строение типичного прокариотного гена;■строение типичного эукариотного гена (экзоны и инт­роны);■конститутивный и альтернативный сплайсинг;■строение оперона;■строение мультигенного семейства;■механизм действия эндонуклеаз рестрикции;■методы выделения генов.Раздел 2. Механизмы экспрессии генов (7 ч)Молекулярные механизмы транскрипции. ДНК-зави­симые РНК-полимеразы прокариот и эукариот, их функ­ции. Активация генов как инициация транскрипции ДНК. Гены, регулирующие инициацию транскрипции: промотор, оператор, энхансер, сайленсер, инсулятор и др. Белки — регуляторы транскрипции: репрессоры и активаторы. Модификация нуклеосом как фактор регуля­ции транскрипции генов у эукариот. Элонгация и терминация транскрипции — терминаторы. Типичные меха­низмы регуляции транскрипции у прокариот: лактозный оперон. Типичные механизмы регуляции инициации транскрипции у эукариот — регуляция активности ДНК- зависимой РНК-полимеразы II — сборка транскриптосомы. Генно-инженерные методы обеспечения экспрессии чужеродных генов, векторы для экспрессии.Демонстрация схем:■ДНК-зависимые РНК-полимеразы прокариот и эука­риот, их функции;■строение регуляторных областей транскрипции у про­кариот и эукариот;■основные типы белков, регуляторов транскрипции у прокариот и эукариот;■механизм регуляции транскрипции эукариотных генов за счет ковалентной модификации нуклеосом;■строение и функционирование лактозного оперона;■сборка транскриптосомы и активация ДНК-зависи­мой РНК-полимеразы II;■векторы для экспрессии клонированных генов.Раздел 3. Механизмы репликации, репарации и рекомбинации ДНК (9 ч)Полуконсервативный механизм репликации ДНК. ДНК-зависимые ДНК-полимеразы прокариот и эукари­от, их функции, механизм их действия. Белки и ферменты репликации: ДНК-лигаза, топоизомераза, ДНК-гираза и др. Суперспирализация ДНК. Участок инициации реп­ликации хромосомы — origin. Применение ферментов репликации в генной инженерии. Векторы для автоном­ной репликации чужеродной ДНК.Обеспечение точности репликации ДНК и спонтан­ный мутагенез. Механизмы репарации неправильно спа­ренных оснований и их роль в эволюции. Эксцизионная репарация ДНК. Индуцируемая репарация, sols -ответ, индуцируемые стрессами мутагенные ДНК-зависимыеДНК-полимеразы, их роль в адаптивном мутагенезе и эволюции. Применение ферментов репарации в генной инженерии. Направленная модификация генов — сайт- направленный мутагенез. Основные принципы белковой инженерии.Механизмы рекомбинации. Законная (гомологиче­ская) рекомбинация и сайт-специфическая рекомбина­ция. Рекомбинационная репарация. Их генетическая роль. Эволюционная роль рекомбинации. Применение гомологической и сайт-специфической рекомбинации в генной инженерии для интеграции чужеродных генов в хромосому реципиентного организма и для инактивации хромосомных генов. Векторы для адресованной интегра­ции чужеродной ДНК в хромосому. Получение новых вы­сокоактивных генов путем рекомбинационной перета­совки экзонов.Незаконная рекомбинация и мобильные генетические элементы прокариот и эукариот. Механизм перемещения бактериальных мобильных генетических элементов. Роль транспозонов в эволюции микроорганизмов, в распрост­ранении лекарственной устойчивости среди микроорга­низмов. Применение транспозонов в генной инженерии для конструирования векторных молекул и для проведе­ния перестроек в геноме.Мобильные генетические элементы эукариот. Транс­позиция за счет обратной транскрипции — ретротранспозоны. Связь между ретротранспозонами и ретровирусами. Роль мобильных генетических элементов в эволюции эукариот. Применение обратной транскрипции в генной инженерии. Мобильные генетические элементы как век­торы для эукариот. Плазмиды, бактериофаги и вирусы эукариот. Принципы их строения и методы их примене­ния в генной инженерии в качестве векторов. Трансмиссибельные и конъюгативные плазмиды, их роль в эволю­ции микроорганизмов и в генной инженерии. Умеренные бактериофаги как векторы. Эукариотные вирусы в ген­ной инженеии эукариот. Проблемы структурной и репликативной стабильности рекомбинантных ДНК.Демонстрациясхем:■репликация ДНК;■векторы для автономной репликации чужеродных ге­нов;■репарация неправильно спаренных оснований;■эксцизионная репарация, применение репаративного синтеза ДНК в генной инженерии;■методы направленного внесения мутаций в ген, сайт- направленный мутагенез, принципы белковой инжене­рии;■гомологическая и сайт-специфическая рекомбинация;■векторы для адресованной интеграции клонирован­ных генов в хромосому;■транспозоны и механизм их транспозиции;■применение транспозонов в генной инженерии;■классы мобильных генетических элементов эукариот, механизмы их транспозиции;■применение ретротранспозонов и обратной транс­крипции в генной инженерии;■строение разных классов плазмид, бактериофагов и вирусов эукариот;■методы конструирования и применения векторов на основе плазмид и вирусов.Раздел 4. Механизмы трансляции (4 ч) Основные свойства генетического кода: вырожден­ность (избыточность), систематичность, помехоустойчи­вость. Разные эффективности декодирования различных синонимичных кодонов при кодировании различных ти­пов генов. Аппарат трансляции у прокариот и эукариот. Строение рибосомы, белковые факторы трансляции. Связь между транскрипцией и трансляцией у прокариот. Механизм регуляции экспрессии оперонов биосинтеза аминокислот — аттенюация транскрипции за счет транс­ляции лидерного пептида — триптофановый оперон. Просходит ли трансляция в ядрах эукариот? Строение лидерных зон у матричных РНК прокариот и эукариот. Методы генной инженерии, обеспечивающие высокоэф- фективную трансляцию чужеродных мРНК. Векторы для суперпродукции белков клонированных генов. Пробле­мы генной инженерии штаммов суперпродуцентов низ­комолекулярных соединений (аминокислот) — принци­пы метаболической инженерии.Демонстрациясхем:■строение рибосом прокариот и эукариот, рРНК, рибосомальных белков;■стадии трансляции у прокариот и эукариот;■строение лидерных зон прокариотных и эукариотных мРНК;■механизм регуляции транскрипции триптофанового оперона;■векторы для суперпродукции.Практическое занятиеРазработка и защита проектов конструирования рекомбинантных ДНК, предназначенных для решения раз­личных научных и практических задач.Раздел 5. Методы получения трансгенных микроорганизмов, растений и животных (4 ч)Методы введения рекомбинантных ДНК в реципиентные организмы. Трансформация микроорганизмов и ме­тоды селекции трансформантов. Векторы для селекции рекомбинантных ДНК. Основные классы трансгенных микроорганизмов: суперпродуценты полезных соедине­ний, штаммы биодеструкторы для очистки (биоремеди- ации) окружающей среды от загрязнителей, трансгенные микроорганизмы, повышающие эффективность сельско­го хозяйства.Культуры клеток растений. Трансформация клеток растений, методы селекции трансформантов и регенера­ции из них трансгенных растений. Векторы для растений. Основные классы трансгенных растений: инсектицид­ные, устойчивые к гербицидам, устойчивые к стрессам, продуцирующие ценные соединения.Культуры клеток животных. Трансформация клеток животных и методы селекции трансформантов. Получе­ние трансгенных животных. Микроинъекция рекомби­нантных ДНК в ядра яйцеклеток. Основные типы транс- генных животных: с повышенной продукцией биомассы, трансгенные животные как биореакторы для получения ценных белков.Принципы и проблемы репродуктивного клонирова­ния животных. Эпигенетические эффекты и жизнеспо­собность клонов.Демонстрациясхем:■методы трансформации микроорганизмов, клеток рас­тений и клеток животных;■методы селекции трансформантов;■получение трансгенных растений и животных;■репродуктивное клонирование.Раздел 6. Трансгенные организмы и проблемы обеспечения биобезопасности (2ч)Потенциальные опасности, связанные с применением трансгенных организмов. Токсикологический риск при применении трансгенных организмов для производства пищи и кормов. Типы экологических рисков при интро­дукции трансгенных организмов (в особенности, транс­генных растений) в окружающую среду и принципы их оценки. Государственное регулирование промышленного применения трансгенных организмов. Отношение обще­ства к трансгенной биотехнологии. Принципы биоэтики при генной терапии.Демонстрациясхем:■основные типы рисков, связанных с применением трансгенных организмов;■принципы оценки рисков, связанные с интродукцией трансгенных организмов в окружающую среду.Заключение (2ч)Итоговая конференция Молекулярная генетика и ген­ная инженерия в XXI веке.Тематический план № п/п Название темы Количество часов 1. Введение 2 2. Строение структурных генов 4 3. Механизмы экспрессии генов 7 4. Механизмы репликации, репарации и рекомбинации ДНК 9 5. Механизмы трансляции 4 6. Методы получения трансгенных микроорганизмов, растений и животных 4 7. Трансгенные организмы и проблемы обеспечения биобезопасности. 2 8. Заключение 2 Итого: 34 Из них: 1 час - практическая работа 1час - контрольная работа Рекомендуемая литература 1.П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть . – М.; Просвещение. - 2006. 2.Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень 3.Ярыгина В.Н.Биология для поступающих в ВУЗы. М. “Высшая школа”1998. 475с. 4.О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007 5.Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с. 6.Общая биология. 10-11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с. 7.С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. Основы биологии (курс для . самообразования). – М.; Просвещение, 1992 8.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.10 9.Каменский А.А. Биология: Полный курс общеобразовательной средней школы: 10.Учебное пособие для школьников и абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с. 11.Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с. 12.Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.Multimedia – поддержка курса общая биология1.Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 20062.Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология3.Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология4.Основы общей биологии, 9 класс (1С:Образование, 2007)5.Биология, 10 класс (1С:Образование, 2008) 6.Авторские цифровые образовательные ресурсыИнтернет-ресурсы 1.http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования 2.http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте Кирилл и Мефодий 3.http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 4.http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии. 5.http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. 6.http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу Биология. 7.Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихсяКалендарно-тематическое планирование элективного курса Молекулярная генетика и генная инженерия № урока Дата проведения Названия разделов и тем уроков Элементы содержания Форма занятия Домашнее задание Введение (2 часа) 1. Молекулярная генетика как наука. Взаимо­связь молекулярной генетики и генной инженерии между собой и с другими науками. Основные открытия в области молекулярной генетики;этапы развития генной инженерии;строение прокариотной и эукариотной клеток;организация прокариотных и эукариотных хромосом. лекция сообщения 2. Генная инженерия. лекция повторение лекционного материала Раздел 1. Строение структурных генов (4 часа) 3. Что такое ген: от морфологического признака к молекулярному механизму его формирования. Строение типичного прокариотного гена;строение типичного эукариотного гена (экзоны и инт­роны);конститутивный и альтернативный сплайсинг;строение оперона;строение мультигенного семейства;механизм действия эндонуклеаз рестрикции;методы выделения генов. Беседа с элементами лекции Презентация с докладом 4. Экзоны и интроны. Сплайсинг. лекция Работа со словарём 5. Расположение генов. Пути преодоления несовместимости генов. лекция 6. Методы выделения генов. лекция повторение лекционного материала Раздел 2. Механизмы экспрессии генов (7 часов) 7. Молекулярные механизмы транскрипции. ДНК-зависимые РНК-полимеразы прокариот и эука­риот, их функции;строение регуляторных областей транскрипции у про­кариот и эукариот;основные типы белков, регуляторов транскрипции у прокариот и эукариот;механизм регуляции транскрипции эукариотных генов за счет ковалентной модификации нуклеосом;строение и функционирование лактозного оперона;сборка транскриптосомы и активация ДНК-зависи­мой РНК-полимеразы II;векторы для экспрессии клонированных генов. Беседа с элементами лекции 8. Гены, контролирующие инициацию транскрипцию. лекция Презентация с докладом 9. Белки – регуляторы транскрипции. лекция 10 Типичные механизмы регуляции транскрипции у прокариот. лекция 11. Типичные механизмы регуляции транскрипции у эукариот. лекция повторение лекционного материала 12. Генно-инженерные методы обеспечения экспрессии. лекция повторение лекционного материала 13. Векторы для экспрессии клонированных генов. лекция повторение лекционного материала Раздел 3. Механизмы репликации, репарации и рекомбинации ДНК (9часов) 14. Полуконсервативный механизм репликации ДНК. Репликация ДНК;векторы для автономной репликации чужеродных ге­нов;репарация неправильно спаренных оснований;эксцизионная репарация, применение репаративного синтеза ДНК в генной инженерии;методы направленного внесения мутаций в ген, сайт-направленный мутагенез, принципы белковой инжене­рии;гомологическая и сайт-специфическая рекомбинация;векторы для адресованной интеграции клонирован­ных генов в хромосому;транспозоны и механизм их транспозиции;применение транспозонов в генной инженерии;классы мобильных генетических элементов эукариот, механизмы их транспозиции;применение ретротранспозонов и обратной транс­крипции в генной инженерии;строение разных классов плазмид, бактериофагов и вирусов эукариот;методы конструирования и применения векторов на основе плазмид и вирусов. лекция сообщение с презентацией 15. Обеспечение точности репликации ДНК и спонтанный мутагенез. Механизмы репарации. лекция 16. Основные принципы белковой инженерии. лекция Презентация с докладом 17. Механизмы рекомбинации. Законная рекомбинация. лекция 18. Незаконная рекомбинация и мобильные генетические элементы прокариот и эукариот. лекция повторение лекционного материала 19. Применение транспозонов в генной инженерии. лекция сообщение с презентацией 20. Мобильные генетические элементы эукариот. Ретротранспозоны. лекция 21. Разные классы плазмид, бактериофагов и вирусов эукариот. лекция Презентация с докладом 22. Проблемы стабильности ДНК. Беседа с элементами лекции повторение лекционного материала Раздел 4. Механизмы трансляции ( 4 часа) 23. Основные свойства генетического кода. Строение рибосом прокариот и эукариот, рРНК, рибосомальных белков;стадии трансляции у прокариот и эукариот;строение лидерных зон прокариотных и эукариотных мРНК;механизм регуляции транскрипции триптофанового оперона;векторы для суперпродукции. лекция повторение лекционного материала 24. Трансляция у прокариот и эукариот. лекция Презентация с докладом 25. Проблемы генной инженерии штаммов аминокислот. лекция Работа над проектами 26. Практическое занятие. Разработка и защита проектов конструирования рекомбинантных ДНК. лекция Раздел 5. Методы получения трансгенных микроорганизмов, растений и животных (4 часа) 27. Трансформация микроорганизмов и методы селекции трансформатов. Методы трансформации микроорганизмов, клеток рас­тений и клеток животных;методы селекции трансформантов;получение трансгенных растений и животных;репродуктивное клонирование. лекция сообщение с презентацией 28. Основные классы трансгенных микроорганизмов лекция Презентация с докладом 29. Культура клеток растений и животных. лекция повторение лекционного материала 30. Принципы и проблемы репрордуктивного клонирования беседа Раздел 6. Трансгенные организмы и проблемы обеспечения биобезопасности (2 часа) 31. Потенциальные опасности, связанные с применением трансгенных организмов. Основные типы рисков, связанных с применением трансгенных организмов;принципы оценки рисков, связанные с интродукцией трансгенных организмов в окружающую среду. лекция повторение лекционного материала 32. Отношение общества к трансгенной биотехнологии. Принципы биоэтики. Урок-обсуждение Подготовка к итоговой конференции Заключение (2 часа) 33. Итоговая конференция Молекулярная генетика и генная инженерия в XXI веке Урок-конференция Презентация с докладом 34. Итоговое тестирование по курсу Молекулярная генетика и генная инженерия. Урок контроля знаний
  • Рабочая программа по биологии 11 класс; Программа разработана на основе: авторской программы под редакцией А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника, М. : Изд. дом. «Дрофа» Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 10-11 классов Общая биология. В области биологического образования наблюдается смена целевой ориентации и более чёткое обозначение приоритетности его развивающей функции. Государственный образовательный стандарт чётко определяет цели обучения биологии: формирование у учащихся знаний о живой природе, основных методах её изуче...
  • Биология пәні бойынша ҰБТ-ға дайындықЕлбасы ұсынған Интеллектуалдық ұлт - 2020 ұлттық жобаны жүзеге асыруда және білім беру жүйесін әлемдік инновациялық даму жолына түсіруде ҰБТ-ның атқаратын міндеті зор.ҰБТ жөнінде мынандай тест баланың сөйлеу мүмкіндігін шектейді және ықтималдықпен ойша белгілеп, жоғары ұпай, сондай-ақ жаттанды білім алады деген пікірлер айтылып жүр. Мен бұндай пікірлерге қарсымын. Көп жылдан бері биология пәні мұғалімімін. Осы жылдар аралығында түрлі сынақтар мен емтихан, тест сынақтарын өз тәжірибемнен өтк...
  • План конспект урока биологии 11 класс Развитие эволюционных идей в додарвиновский период. Учение Карла Линнея и Ж. -Б. Ламарка ТЕМА: Развитие эволюционных идей в додарвиновский период. Учение К.Линнея и Ж-Б.Ламарка ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕРА-КЛАССА: Изучить эволюционные идеи в додарвиновский период, учение К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка.. ОБУЧАЮЩАЯ:Охарактеризовать научные представления об эволюции живой природы; определить характер миро... Этапы работы Содержание этапа Деятельность учеников Время Ресурсы 1.Вводная часть Цель: настроить учащихся на работу в группе МО: репродуктивный 1) Разминка 2) Формирование групп – бочки лото 1-я группа- число, оканчивающееся на 2 2-я группа- на 3 3-я группа- на 5 1) Разминка на сплочение группы – построились по росту, число рождения, месяц рождения, номер дома 2) Формируется единая команда во время игры (правила работы в группе) 3 мин Разминка Бочонки лото 2.Вызов: Мотивация и целеполагание -активизировать знания учащихся по теме Происхо ждение жизни на Земле -проверить знание терминов Фронтальный опрос Отвечают на поставленные вопросы - Назовите современные теории происхождения жизни на Земле -Кому принадлежит теория коацерватов? - Что представляют собой коацерваты? 3 мин Открытые вопросы 3.Осмысление (изучение нового матери ала) 1.Стратегия Джигсо 2. Смена групп 1)Учащиеся группой рассматривают вопросы учебника параграфы 5-7, дополнительную литературу, 1-я группа – готовит материал- труды Аристотеля 2-я группа- учение Карла Линнея 3-я группа- учение Ж.-Б. Ламар- ка 2) Группы создаются сборные группы: 1+2+3 ( в одной группе есть представители всех трех групп) 3) Каждый представитель излагает свой материал 4) Видеосюжет –Учение К.Линнея и Ж.-Б. Ламарка) 10 мин 12 мин 2мин Интернет ресурсы, учебник видеосюжет 4.Проверка усвоения и закрепление нового материала Стратегия печворк Учащиеся по группам подбирают из предложенного материала только те вопросы, которые принадлежали одному ( выбранному группой) ученому 6 мин Карточки с названиями работ, теорий, гипотез, положений, лист А3, маркеры, клей 5.Выводы Защита, выполненной работы 1)Учащиеся из каждой группы защищают выполненную работу 2) Группы проверяют и оценивают друг друга 6 мин Работа выполненная по типу печворк 6. Домашнее задание Задание на дом – выучить параграфы 5-7 Запись домашнего задания 1 мин Дневники учащихся, учебник 7.Рефлексия -подвести итоги работы Дерево с плодами ( красные- весь материал усвоен -желтые- есть вопросы, -зеленые- материал не усвоен) На доске дерево- яблоня и учащиеся соответствующего цвета размещают яблоки 2мин Постер с рисунком яблони, стикеры яблоко- 3-х цветов
  • Программа по биологии 10-11 классПрограмма по биологии 10 -11 класс кУМК Д.К.Беляева.Программа рассчитана на преподавание биологии в объеме 2 учебных часов. Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта среднего полного общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает при­мерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учеб­ного процесса, возрастных особенностей учащихся.
© 2010-2018