Биология

  • Урок по биологии в 8 классе по теме: Строение и работа сердцаТема урока: Строение и работа сердца Урок открытия новых знаний (технология деятельностного подхода) Девиз урока. Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом. Сократ. Задачи урока. Познавательные: Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Дать понятие о сердечном цикле, причине неутомляемости сердца. Рассмотреть причину автоматизма сердца. Развивающие: Развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать фо...
  • Мероприятие - игра по биологии Формула здоровья (8 класс)Игра Формула здоровья - это мероприятие в игровой форме для восьмиклассников по биологии. Данная разработка - это переработанный материал А.С. Батуева. Цель игры: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества. Сегодня мы вместе с Вами выведем Формулу здоровья, от каждого из Вас будет зависеть успех нашего общег...
  • Тест по биологии на тему Человек и его здоровье 8 классТест по биологии на тему Человек и его здоровье 8 класс Тест можно использовать для проверки знаний в конце учебного года или как срез знаний. В тесте подобраны вопросы по всем темам изученных в курсе 8 класса. Цель: проверить знания учащихся полученные при изучении курса Биология человека 1.К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи? А. окулисту Б. хирургу В. дерматологу Г. Невропатологу 2. Какая наука изучает условия сохранения...
  • Рабочая программа по геоэкологии Тамбовской области 8 класс Рабочая программа по геоэкологии Тамбовской области составлена на основе Программы регионального компонента базисного учебного плана Геоэкология Тамбовской области, Тамбов, 2005 г. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень п...
  • Проект ученицы 8 класса по экологии ЭкосумкаВведение. Жизнь человека неразрывно связана с природой. У разных народов, в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий, отношение к природе имело свое выражение, отражая нравы, обычаи и традиции различных эпох и формаций. Каждый гражданин нашей страны уже должен жить в условиях наиболее благоприятных, с точки зрения экологии. На страже этого стоит Федеральное и областное законодательство. Мы, как граждане, обязаны соблюдать закон, и всячески способствовать его исполне...
  • Интегрированный урок (биология + ОБЖ) на тему: Здоровые дети - здоровая нация (8 класс)Забота о красоте и здоровье – это важнейший труд воспитателя от здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, красота внешняя и внутренняя. В.А. Сухомлинский. Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь, или приходит старость, мы начинаем думать о бесцельно прож...
  • Урок по биологии на тему Дыхание (8 класс)Цели по содержанию: 1.Образовательная – изучить процесс регуляции дыхательных движений, рассмотреть понятие ЖЗЕЛ, уяснить расположение дыхательного центра регулирующего дыхательные движения. 2. Развивающая – формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы знаю, хочу узнать, узнал и чтение с остановками. 3.Воспитательная – создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. Методы обучения: ...
  • Урок по биологии на тему Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества (8 класс)Цель урока: изучить значение питания и его нормы. Задачи: Образовательные: - познакомить учеников с основными органическими веществами и их роли в обеспечении жизнедеятельности организма; - формировать представление о значении питания в жизни человека 2. Развивающие: - развивать умение организовывать полноценное разнообразное питание; - развивать интеллектуальные, практические умения. Учить мыслить логически, аргументировать своё мнение; - развивать речь учащихся, мыслительную деяте...
  • КТП по биологии, 8 класс, УМК СферыПрограмма разработана на основе нормативно-правовых документов: - Закон РФ Об образовании (№ 273 ФЗ от 29.12.2012 г., п.2.7 ст. 32) - Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. - Федеральный компонент государственного стандарта по биологии основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089). - Учебный план школы. - Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 7 класс, авторы Л.Н. Сухоруковой, ...
  • Конспект по биологии на тему Строение и функции головного мозга (8 класс) Це Цель:Изучить строение и функции головного мозга Задачи: Образовательная: сформировать знания о строении основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, выполняемых данными отделами мозга функциях. Развивающая:продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент; воспитывать точность и четкость при ответе, умение наблюдать окружающий мир. развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспи...
  • Тест по биологии на тему Кровообращение (8 класс) Цель тестирования: определение степени усвоения учащимися материала данной темы, выявление пробелов в знаниях и их причины. Структура теста: расположение заданий согласно логике предмета. Доминирующая деятельность испытуемого: письменные тесты. Форма предъявления: бланковые тестыСпецификация теста. Педагогические цели тестирования: определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела Кровь Кровообращение, выявление структуры знаний на содержательном уровне. Тест Кровь. ...
  • Урок по биологии на тему Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия (8 класс)Цель урока: Знать основные признаки нарушения осанки и развития плоскостопия .Уметь определять нарушения осанки и плоскостопие. Критерии успеха: Я знаю признаки нарушения осанки и развития плоскостопия. Я понимаю значение правильной осанки для человека и правильное развитие стопы. Я могу определить, есть ли у меня нарушение осанки и плоскостопие . Ожидаемые результаты: Все: изучат материал (каждый на своем уровне), определ...
  • Урок по биологии на тему Круги кровообращения (8 класс)Тип урока: урок развития критического мышления Форма урока: урок-исследование Тема урока: круги кровообращения. Учебные материалы урока (учебники, учебно-методические пособия, сборники и т.д.): учебник 8 класса Алимкуловой. Ресурсное обеспечение: раздаточный материал, информационно-коммуникационные средства обучения (интерактивная доска, слайд- презентации и т.д.) презентация к уроку, карточки для разделения по группам, Цель урока (в направлении: личностного развития, предметного, метапредме...
  • План-конспект по биологии по теме Органы кровообращения (8 класс)План-конспект урока исследования по биологии в 8 классе на тему Органы кровообращения человека содержит обучающие, развивающие и воспитательные цели. Используются поисковые методы, учащиеся на уроке самостоятельно изучают материал с помощью знаний, умений сравнивать, наблюдать,выделять главное, выдвигать гипотезы и подтверждать их, делать выводы. На уроке широко используется наглядность: таблицы, модель сердца, слайды презентации. Учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению функций полу...
  • Комплект контрольных работ по биологии в 8 классеВ работе предложены серия контрольных работ, разработанных для обучающихся 8 классов с целью проведения итогового контроля знаний по основным темам курса. Каждая контрольная работа состоит из двух частей: А) тестовая часть, состоящая из 10 заданий тестового характера; Б) письменная часть, которая способствует формированию умений у обучающихся анализировать и перерабатывать полученную на уроках информацию в соответствии с поставленными задачами, и предъявлять ее в словесной форме. Предложенные...
  • Контроль знаний в 8 классеВиды контроля знаний учащихся по биологии Предварительный (ориентировочный) Диагностика исходного или начального уровня зна ний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся про белов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственн...
  • Урок по биологии на тему: «Пищеварение человека» (8 класс) Цель – познакомиться и освоить особенности пищеварительной системы, изучить особенности органов пищеварения. Задачи: образовательная – изучить строение и функции органов пищеварения; воспитательная – здоровый образ жизни: влияние правильного питания и диет на пищеварительную систему; развивающая – сравнение строения органов пищеварения. Оборудование: учебники, плакаты, схемы. Список литературы 1. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3 – е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 272 с. 2. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 5 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 – 287 с. 3. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. — 6-е изд....
  • Физиология дыхания (8 класс) Цель: Изучить особенности работы дыхательного аппарата. Задачи: Образовательные: -исследовать особенности работы дыхательного аппарата Развивающие: -развивать логическое мышление, умение анализировать и делать соответствующие выводы. -развивать творческие способности обучающихся Воспитательные: -формировать стремление к здоровому образу жизни -воспитывать необходимость бережного отношения к природе Оборудование Проектор, монитор, спирометры, секундомер Дыхание — процесс обмена газами (кислор...
  • Технологическая карта урока по биологии на тему Кровь - компонент внутренней среды организма (8 класс)Конспект урока по биологии разработан к учебнику биологии для 8 класса, автором которого является Колесов Д.В. Было принято решение, переоформить конспект урока в технологическую карту в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Цель урока: создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.Урок усвоения нового знания.Формы работы: индивидуальная и групповая.На уроке активно используются технические средства обучен...
  • Календарно - тематическое планирование 8 класс Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования РФ № 1089 от 05.03 2004 года, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы под редакцией И.Н. Пономарёвой (Москва, издательство Вентана –Граф, 2005 год). Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 7 контрольных работ, ...
  • Итоговый тест по биологии. 8 классТест Рекомендую использовать данный тест как итоговый при завершении изучения курса Человек в 8 классе (Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник для средней школы. М.: Дрофа, 2009 г.). Цель: контроль освоения знаний, овладения учащимися умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; развитие интеллектуальных способностей; подготовка учащихся к практической деятельности. Тест может быть использован как входной контроль, ...
  • Учебно-методический комплекс по биологии для 8 класса В. В. ПасечникаРабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),за основу рабочей программы взята программа к...
  • Рабочая программа по биологии 8 классПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии составлена на основе: 1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089; 2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных доку... Тема Количество часов Лабораторные работы Организм человека. Общий обзор. 6 Л/р №1 Действие фермента каталазы на пероксид водорода Л/р №2Клетки и ткани под микроскопом Нервная система. 4 Эндокринная система. 3 Опорно-двигательная система. 10 Л/р №3Строение костной ткани Л/р №4Состав костей Кровь и кровообращение. 9 Л/р № 5Сравнение крови человека с кровью лягушки Дыхательная система. 5 Л/р №6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Л/р №7.Дыхательные движения. Модель Дондерса. Пищеварительная система. 7 Л/р №8.Действие ферментов слюны на крахмал. Л/р №9. Действие ферментов желудочного сока на белки. Обмен веществ и энергии. Витамины. 4 Мочевыделительная система. 2 Кожа. 2 Органы чувств. Анализаторы. 5 Поведение и психика. 5 Индивидуальное развитие человека. 4 Повторение, итоговое тестирование, 2 Итого 68 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Введение. Человек как биологический вид. Общий обзор организма человека (4 ч) Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с жи... На базовом На повышенном Учащиеся должны знать Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека, его отделы. Типы соединения костей (шов, сустав). Химический состав костей. Виды костей. Рост костей. Строение и виды мышечной ткани. Мышцы и их функции. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление. Роль физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы. Нарушения опорно-двигательной системы (ушиб, растяжение, вывих, перелом). Сходство скелета человека и животных. Особенности строения, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Внутреннее и микроскопическое строение костей. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц (статическая и динамическая). Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Учащиеся должны уметь Показывать отделы скелета. Узнавать типы мышечной ткани. Оказывать первую помощь при травмах. Уметь выявлять нарушение осанки, плоскостопия. Распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани. Обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией. Термины и понятия, над которыми надо работать Сустав. Шов. Надкостница. Гладкая мышечная ткань. Поперечно-полосатая. Сердечная. Утомление. Сколиоз. Плоскостопие. Гиподинамия. Лордоз. Кифоз. Тема 3. Внутренняя среда организма. . Кровообращение и лимфообращение (8 ч) Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера ... Учащиеся должны знать Состав внутренней среды организма. Значение крови и кровообращения. Состав крови (плазма и клетки крови). Строение клеток крови. Иммунитет. СПИД. Профилактика. Группы крови. Переливание крови. Инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Органы кровообращения. Строение сердца. Круги кровообращения. Виды кровотечений. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды. Взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма. Свойства внутренней среды организма. Свойства крови. Состав плазмы. Особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями. Резус фактор. Донорство. Виды иммунитета. Роль Дженнера и Пастера в развитии представлений об иммунитете. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Особенности строения сосудов. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердц... Учащиеся должны уметь Распознавать клетки крови на рисунках, таблицах. Определять пульс. Оказывать первую помощь при кровотечениях. Соблюдать правила общения с инфекционными больными. Выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему. Сравнивать строение клеток крови человека и лягушки.. Определять кровяное давление. Термины и понятия, над которыми надо работать Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Иммунитет. Артерии. Вены. Капилляры. Виды иммунитета. Резус фактор. Донорство. Кровяное давление. Тема 4. Дыхание (6 ч) Дыхательная система. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики дл... Учащиеся должны знать Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Жизненная емкость легких. Инфекционные болезни (грипп, туберкулез). Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Приемы искусственного дыхания. Особенности строения дыхательных путей в связи с функциями. Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Нервно-гуморальныя регуляция дыхания. Взаимосвязь органов дыхания с другими системами органов. Охрана воздушной среды. Учащиеся должны уметь Показывать на рисунках, таблицах органы дыхания. Владеть приемами оказания первой помощи при нарушении дыхания. Обосновывать взаимосвязь строения с функциями. Выделять факторы, вызывающие заболевания органов дыхания. Термины и понятия, над которыми надо работать Воздухоносные пути. Плевра. Жизненная емкость легких. Спирометр. Астма. Легочное дыхание. Тканевое дыхание. Тема 5. Питание (6 ч) Пищеварительная система. Значение питания для жизнедеятельности организма. Пища как биологическая основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пище... Учащиеся должны знать Пищевые продукты. Питательные вещества. Питание, Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Зубы. Виды зубов. Пищеварительные железы. Всасывание. Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Влияние алкоголя, курения на пищеварение. Методы изучения пищеварения. Пищеварительные ферменты, их значение. Внутреннее строение зуба. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Функции пищеварительных желез. Регуляция процессов пищеварения. Учащиеся должны уметь Показывать на рисунках, таблицах органы пищеварения. Владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях. Обосновывать взаимосвязь строения с функциями. Определять топографию органов пищеварения. Термины и понятия, над которыми надо работать Пищевые продукты. Питательные вещества. Питание. Пищеварение. Лизоцим. Аппендикс. Аппендицит. Пристеночное пищеварение. Фистула. Гастрит. Цирроз. Тема
  • Тема урока «Анализатор слуха и равновесия» (8 класс)Тема урока Анализатор слуха и равновесия 1. ФИО (полностью) Погосян Алла Рубиковна 2. Место работы МКОУ ТСОШ №1 3. Должность Учитель биологии 4. Предмет биология 5. Класс 8 6. Тема и номер урока в теме Слуховой Анализатор 7. Базовый учебник Биология. Человек. 8 класспо учебнику .Н.И.Сонина, М.Р.Сапина 8. Цель урока: продолжить формирование понятия анализатор на примере слухового анализатора 9. Обучающие: раскрыть значение органа слуха; познакомить со строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятия анализатор, дать представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике; разъяснить вред шума. Развивающие: продолжить формирование навыков и умений работать с текстом учебника, проводить самонаблюдения и делать выводы...
  • Входная контрольная работа по биологии 8 классСтруктура контрольной работы по биологии Данный тест можно использовать при проведении входной контрольной работы в 8 классе в начале учебного года, чтобы определить остаточные знания по биологии. Четыре варианта тестов. Тест содержит 20 заданий из биологии за 7 класс (Многообразие живых организмов) Задания предусматривают выбор правильного ответа из четырёх предложенных. При оценивании я использую следующие нормы: Оценка 5 - 85 – 100 % правильно выполненных заданий. Оценка 4 - 75 – 8...
  • План - конспект открытого урока по биологии 8 классе на тему: Железы внутренней секреции и гормоны Учитель биологии МБОУ СОШ №2 с. Кизляр Очеретлова М Д. План - конспект открытого урока 8 классе на тему: Железы внутренней секреции и гормоны Цели урока: 1. Образовательные Сформировать новые анатомо-физиологические понятие - о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме че... Нервная регуляция Гуморальная регуляция ЦНС Железы внутренней секреции Гипоталамус Гипофиз Щитовидная железа Поджелудочная железа Надпочечники Вазопрессин ГОРМОНЫ Ростовые Тироксин Инсулин Адреналин Гигантизм, Карликовость Кретинизм, Миксидема, Базедова Сахарный диабет Нарушение сердечно-сосудистой системы Эндокринная система Нейрогуморальная система 2. Фронтальный опрос в виде игры Поле чудес. Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки, рычание собаки, готовность отразить возможную атаку. А вспомните свои ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой своей любимой команды. Сколько эмоций, переживаний. И они разные у разных людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады. Можно назвать много действий и животных, и человека, проявление которых в полной мере невозможно безучас...
  • Урок биологии по теме Нуклеиновые кислоты (8 класс)В работе представлен конспект урока по биологии в 8 классеНуклеиновые кислоты Конспект разработан по программе Пасечника В.В. по учебнику Колесова Д.В. Цель Образовательная: изучить строение, функции нуклеиновых кислот Развивающая: формировать умения и навыки, используя принцип комплементарности, осуществлять репликацию ДНК; сравнивать ДНК и РНК; объяснять их значение в хранении и передаче наследственной информации. Воспитательная: воспитывать любовь к предмету Тип урока: Урок изучения новог...
  • Проект Твое здоровье-в твоих руках 8 классТвое здоровье - в твоих руках! Актуальность Хорошее здоровье для любого человека Полезно, чтобы не болеть и радоваться жизни во всех её проявлениях; Выгодно, потому что хорошее здоровье даёт большие возможности для достижения жизненной цели, более высокую работоспособность, выносливость, повышает физическую привлекательность; Интересно, потому что создаются неограниченные ресурсы для совершенствования и саморазвития, облегчаются общение, контакты с людьми; Прести...
  • Упок по биологии 8 класс Биологические катализаторыДанный урок проведен по сингапурской программе.Учащиеся во время урока сидят по четыре человека.Каждый ученик имеет свой номер.Во время урока общаются как партнеры по лицу, партнеры по плечу.Вопросы рассматриваются всей группой. Цель урока: Развить познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности в процессе проведение биологических экспериментальных работ с различными источниками информации. Задачи урока: 1.учебная – роль белков в клетке, о применении белков, фермен...
  • Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения (8 класс)Конспект урока по биологии на тему Строение органов пищеварения разработан для учащихся 8 класса. На уроке учащиеся знакомятся со строением и функциями органов пищеварительной системы. Цель: познакомить учащихся со строением пищеварительной системы человека. Использование различных форм и приемов на уроке: работа с учебником, заполнение схемы, решение биологических и проблемных заданий, расположите пос...
© 2010-2018