Биология

  • Альманах ВитаминыДанный альманах – очередной номер научно-популярного издания школьного эколого-биологического общества Биос.В сборнике собраны сведения о витаминах. Витамины - это органические вещества, необходимые для жизни. Они незаменимы для нормального функционирования нашего организма и, за несколькими исключениями, не могут создаваться или синтезироваться нашим организмом. Эти соединения необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия. В естественном состоянии их можно найти в весьма...
  • Рабочая программа по биологии 8 класс Н. И. СонинРабочая программа по биологии в 8 классе разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897). • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на 2014-...
  • Методическая разработка урока по теме Особенности высшей нервной деятельности человека. Память. Виды памяти и её развитиеМетодическая разработка урока по теме Особенности высшей нервной деятельности человека. Память. Виды памяти и её развитие. 8 класс.Данный урок направлен на достижение следующих целей: продолжить формирование понятия о высшей нервной деятельности (ВНД) человека, о механизмах памяти, её видах и значении; ознакомить с основами гигиены памяти, с простейшими мнемотехническими приемами; формирование мотивации саморазвития обучающихся. Урок помогает сформировать представление о видах памяти, однов...
  • Биология пәнінен Мидың құрылысы, бөлімдері тақырыбында сабақ жоспары (8-класс)Күні:Пәні: БиологияСыныбы: 8 сыныпСабақтың тақырыбы: § 15. Мидың құрылысы, бөлімдері. Сабақтың мақсаты:Білімділік: Адам ағзасындағы жүйке жүйесі, мидың бөлімдері, құрылысы мен олардың атқаратын қызметін жалпы түрде түсіндіру; Тәрбиелік: Оқушыларға мидың бөлімдері, құрылысы мен олардың атқаратын қызметі, қасиеттерінде қандай ұқсастықтары мен айырмашылықтары барын салыстыра отырып, қызығушылығын арттыру;Дамытушылық: Мидың бөлімдері, құрылысы , атқаратын қызметін таныстыра отырып, ойлау қабілетін...
  • ТеріҚысқа мерзімді сабақ жоспары Пән Биология сынып 8А Мерзім 07.04.2015 Сабақтың тақырыбы Терінің тосқауылдықрөлі Негізгі мақсат терінің құрылысы мен қызметі,тері аурулары туралы түсіндіре отырып білім беру. Сабақтың мақсаты Сілтеме :плакаттар, интерьактивті тақта, слайдтар,түрлі бояулар, стикерлермен қағаздар. Күтілетін нәтиже оқушылар терінің құрылысы, атқаратын қызметі , оны күту туралы , оны зерттейтін ғылым туралы біледі Тапсырмалар Блум токсономиясы Мұғ...
  • Контрольная работа по теме эндокринная система и нервная системаКонтрольная работа по биологии за 8 класс (Драгомилов, Маш)по темам Эндокринная система и Нервная система представлена 19 заданиями. 10 - тестовых заданий. 3 - с выбором ответа. 6 заданий с развернутым ответом.Цель данной контрольной работы проверить знания полученные при изучении этих тем, выявить задания с которыми наиболее трудно справляются ученики.В дальнейшем обратить внимание на те задания где сделано наибольшее количество ошибок и более подробно их рассматривать.
  • Разроботка урока (8 класс) · Цели урока : познавательные: · раскрыть связь строения сердца с его функцией; · дать понятие о сердечном цикле, причине неутомимости и высокой работоспособности сердца; · рассмотреть причину автоматизма сердца; · раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца. развивающие: · развивать умение делать выводы на основе полученной информации; · способствовать формированию у учащихся индивидуаль- ного стиля учебной деятельнос...
  • Аралык ми[21:23, 15.05.2015]
  • Рабочая программа по биологии, 8 классРабочая программа по биологии восьмого класса составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш Биология: человек /Москва, издательский центр .Вентана – Граф/, а также в соответствии с Государственным образовательным стандартом (федеральный компонент) основного общего и среднего (полного) общего образования. Программа рассчитана ...
  • Исследовательская работа Исследование минеральной водыМногообразие минеральной воды, представленной на полках магазинов, способно ввести в заблуждение кого угодно. В своей исследовательской работе я решила экспериментально узнать, какая из минеральных вод наиболее полезна и безопасна для нашего организма.Цель исследованияИзучить состав минеральных вод и их воздействие на живые клетки растений.Объект исследованияСемена салата - Эрука посевная (индау) Спартак.Предмет исследованияМинеральные воды марки: Есентуки №17, Эдельвейс, Бон Аква, Нарзан...
  • Жүректің құрылысы (8-сынып)Пәні биологияСыныбы 8 АСабақтың тақырыбы Жүректің құрылысы. Сабақтың мақсатыБілімділік ағзаның ішкі орта мүшелерін еске түсіре отырып, қанайналым жүйесі мүшелерімен танысу, оның ішінде жүрек, қантамырлар, үлкен және кіші қанайналым шеңберлерімен және олардың қызметтерімен танысу.Тәрбиелік өздігінен ізденімпаздық, білімділік, еңбексүйгіштік, адамгершілік дағдыларын тәрбиелей отырып, салауатты өмір салтын ұстану, өз ойын айта отырып, өзгені де тыңдай білуге, алған білімін өмірге қолдана білуге т...
  • «Жүректің құрылысы. Жүрекшелер мен қарыншаларлың рөлі. »Пәні биологияСыныбы 8 АСабақтың тақырыбы Жүректің құрылысы. Жүрекшелер мен қарыншаларлың рөлі.Сабақтың мақсатыБілімділік ағзаның ішкі орта мүшелерін еске түсіре отырып, қанайналым жүйесі мүшелерімен танысу, оның ішінде жүрек, қантамырлар, үлкен және кіші қанайналым шеңберлерімен және олардың қызметтерімен танысу.Тәрбиелік өздігінен ізденімпаздық, білімділік, еңбексүйгіштік, адамгершілік дағдыларын тәрбиелей отырып, салауатты өмір салтын ұстану, өз ойын айта отырып, өзгені де тыңдай білуге, а...
  • Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетомТип урока: Урок изучения нового материала.Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесные (рассказ, беседа), словесно-наглядные (презентация, просмотр видеофрагментов), словесно-наглядно-практические, обучающие структурыПрогнозируемый результат: 1.Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.2.Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.3.Умение работать с источниками информации.4.Умение работать в группе.
  • Рабочая программа по биологии, для учащихся, находящихся на домашнем обучении (35 часов)Рабочая программа по биологии, для учащихся, находящихся на индивидуальном домашнем обучении. Программа построена на 35 часов. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования, графика контрольных и практических работ. Прилагается список дополнительной литературы, для изучения данного предмета.
  • Урок по биологии на тему Внутренняя среда организма. КровьУчащиеся знакомятся с основными понятиями внутренней среды организма человека и ее компонентами,составом внутренней среды, ее роль в организме значение ее постоянства, сформировывают знания о составе крови и ее функциях, роль анализа крови для диагностики и лечения больных, совершенствуют умение работать с текстом, выделяют главное, заполняют схемы и таблицы, анализируют и делают выводы.Выполняют лабораторную работу.
  • Урок по биологии на тему Строение костей. Типы соединения костейУчащиеся знакомятся с особенностями строения опорно-двигательной системы человека, выясняют строение костей, с типами соединения костей в организме человека, строением сустава формируют и совершенствуют навыки работы с таблицами, лабораторным оборудованием, учебником, источниками дополнительной информации, а также правилами здорового образа жизни.
  • Аралас миДополнение в синтаксисе — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоименным существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей (что?, кого?, кому? и т. д.).Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (Дополнение в синтаксисе — второстепенный чле...
  • Рабочая программа по биологии 8 класс; Программа разработана на основе: авторской программы под редакцией В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой. М. : ДрофаРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 8-го класса Человек и его здоровье.Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 70 часов (2 часа в неделю). Является типовой. Согласно расписанию, утверждённому директором школы в 8 А классе два урока выпали на государственные праздники (1 мая и 23 февраля) и один урок на каник...
  • Научная работа ученикаВ современном мире большая часть населения употребляет кефир. Это питательный диетический продукт. Приготовить его в домашних условиях довольно легко. К сожалению, в последнее время на наших прилавках появилось много продуктов, подобных кефиру. Их делают не на живой закваске, а при помощи высушенных кефирных грибов и бактерий: берут порошок и засыпают его в пастеризованное молоко. В результате получается напиток, по вкусовым качествам очень напоминающий кефир, но по сути совершенно на него не по...
  • Контрольная работа по теме «Пищеварение» 8 классКонтрольная работа по теме Пищеварение. Для обучающихся 8 класса. УМК Драгомилов А.Г. Содержит один вариант работы. Предполагается применение в классе со средним уровнем познавательной активности. Содержит преимущественно тестовые задания с одним правильным ответом и тремя диструкторами. Также, имеются задания на выявление соответствия предмета и признака. Последние 5 заданий - вопросы, требующие развернутый ответ.
  • Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитамиСредняя школа №176Открытый урок на тему: Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами Дата проведения: 23.12.2013г Класс: 8 г Провела: Турспенбетова А.С.Кызылорда,2013-2014 учебный годЗадача урока: дать понятие о функциях красных и белых кровяных телец в связи с их строением: на основе ознакомления-с функциями эритроцитов и лейкоцитов раскрыть вопросы, имеющие практическое значение — о малокровии, о воспалении как защитной реакции организма.Цель: Развивать знания учащихся о внутре...
  • Рабочая программа по экологии человека 8 классРабочая программа для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по биологии, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса регионального компонента базисного учебного плана Экология человека автора Шутовой С.В. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 17 часов (0,5...
  • Иммунитет, қан құю, қан топтары ашық сабақ 8 сыныпСабақ сұрақ - жауап түрде және топтық жұмыс арқылы жүйеленген. Миға шабуыл жасайды, оқушылар сұрақтарға жауап береді. Тақырып бойынша өз түсініктерін әр топқа өздері түсіндіреді. Тақырып бойынша түсініктерін қағаз бетіне түсіріп қорғайды.Оқушылардың тақырып бойынша білімін жетілдіру үшін арнайы тест сұрақтары. 1. Қан топтары қай жылы ашылды? а) 1900 ж ә) 1940 ж б) 1865 ж в) 1818 ж 2. Қан топтарын ашқан кім? а) Мечников ә) Ландштейнер және Янский б) Пастер в) Эдуард Дженнер 3. Бірінші ...
  • В помощь учителю-предметнику для 8 класса Пояснительная записка Перечень локальных нормативных актов, на основании которых составлена рабочая программа по предмету учебного плана. Рабочая программа (адаптированная для учащихся с ограниченными возможностями здоровья) по биологии для 8Б класса основного общего образования разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации; - Учебным планом МБОУ Средняя общ... Календарно – тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем урока Кол-во часов Дата проведения Вид контроля Примечание Лабораторные (Л/Р) и практические (П/Р) работы план факт I Биологическая и социальная природа человека. 1 1 Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая и социальная природа человека. 1 03.09 Вводный Экологические факторы, влияющие на здоровье населения Хакасии. (Национальное региональное этнокультурное содержание) IIОрганизм человека. Общий обзор. 4 2 Науки изучающие человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Структура тела. Место человека в живой природе. 1 06.09 3 Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность. 1 10.09 Текущий 4 Ткани, органы и их регуляция. 1 13.09 5 Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. 1 17.09 Текущий Выполняется дома. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение. III Опорно-двигательная система. 7 6 ОДС. Скелет человека. Соединение костей. 1 20.09 7 Скелет головы и скелет туловища. 1 24.09 Текущий 8 Скелет конечностей. 1 27.09 9 Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. 1 01.10 Текущий Практическая работа. Статистика травматизма в РХ. (Национальное региональное этнокультурное содержание) 10 Мышцы человека. Работа мышц. 1 04.10 11 Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. 1 08.10 Текущий Выполняется дома. Выявление нарушений осанки и плоскостопия. Статистика в классе. Гигиена ОДС. Определение нарушений. (Национальное региональное этнокультурное содержание) 12 Развитие опорно-двигательной системы. 1 11.10 IV Кровь и кровообращение. 7 13 Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и ее состав. 1 15.10 14 Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Инфекционные заболевания в РХ и их профилактика. 1 18.10 15 Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови. 1 22.10 Текущий 16 Строение и работа сердца. 1 25.10 Текущий 17 Круги кровообращения. Транспортная система организма. 1 29.10 I четв Текущий 18 Кровеносная система. Лимфатическая система. Транспорт веществ. 1 12.11 . выполняется дома. Пульс и движение крови. 19 Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Окружающая среда РХ и ее влияние на сердечно-сосудистую систему человека. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. 1 15.11 Текущий Практическая работа. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. V Дыхательная система. 5 20 Значение дыхания. Органы дыхания. 1 19.11 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. 21 Газообмен в легких и тканях. Строение легких. 1 22.11 22 Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. 1 26.11 Текущий Выполняется дома. Измерение обхвата грудной клетки. 23 Заболевания органов дыхания и их профилактика. Факторы воздушной среды РХ и их влияние на газообмен. 1 29.11 Текущий Факторы воздушной среды РХ и их влияние на газообмен. (Национальное региональное этнокультурное содержание) 24 Оказание первой помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. 1 03.12 Текущий Правила поведения на водоемах Хакасии. (Национальное региональное этнокультурное содержание) VI Пищеварительная система. 6 25 Пища. Состав пищи. Органы пищеварения. Строение и значение зубов. 1 06.12 Текущий Выполняется дома. Определение местоположения слюнных желез. 26 Пищеварение в ротовой полости и желудке. 1 10.12 Текущий Действие ферментов слюны на крахмал. 27 Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ. 1 13.12 28 Регуляция пищеварения. 1 17.12 29 Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения, в том числе гепатита и кишечных инфекций. Окружающая среда РХ и ее влияние на пищеварительную систему человека. 1 20.12 Текущий Рацион питания школьников. (Национальное региональное этнокультурное содержание) 30 Тест по темам: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы 1 24.12 тематический VII Обмен веществ и энергии. Витамины. 3 31 Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. 1 27.12 II четв 32 Нормы питания. 1 13.01 Текущий Выполняется дома. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. 33 Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. 1 15.01 VIII Мочевыделительная система. 2 34 Выделение. Строение и работа почек. 1 20.01 35 Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. 1 22.01 Текущий IX Кожа. 3 36 Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи. 1 27.01 37 Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. 1 29.01 38 Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях. 1 03.02 Текущий X Эндокринная система. 2 39 Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. 1 05.02 40 Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. 1 10.02 Текущий XI Нервная система. 6 41 Значение, строение и функционирование нервной системы. 1 12.02 Выполняется дома. Действие прямых и обратных связей. 42 Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. 1 14.02 43 Нейрогуморальная регуляция. 1 17.02 44 Спинной мозг. Строение и функции. 1 19.02 Текущий 45 Головной мозг: строение и функции. 1 24.02 Текущий Выполняется дома. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. 46 Передний мозг. Большие полушария головного мозга. 1 26.02 XII Органы чувств. Анализаторы. 5 47 Значение органов чувств и анализаторов. 1 03.03 48 Орган зрения и зрительный анализатор. 1 05.03 49 Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика. 1 10.03 Текущий 50 Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. 1 12.03 Текущий Выполняется дома. Равновесие вестибулярного аппарата 51 Органы, осязания, обоняния и вкуса. 1 17.03 XIIIПоведение и психика. 6 52 Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. 1 19.03 Текущий Выполняется дома. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма. 53 Закономерности работы головного мозга. 1 02.04 54 Биологические ритмы. Сон и его значение. 1 07.04 Текущий 55 Особенности высшей нервной деятельности человека. 1 09.04 56 Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. 1 14.04 Текущий Выполняется дома. Изучение внимания при разных условиях. 57 Динамика работоспособности. Режим дня. 1 16.04 Текущий Гигиена труда и отдыха. (Национальное региональное этнокультурное содержание) XIV Индивидуальное развитие человека. 6 58 Размножение и развитие. Половая система человека. Наследование признаков у человека. 1 21.04 59 Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция, ее профилактика. 1 23.04 Текущий 60 Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Роль генетических знаний в планировании семьи. 1 28.04 61 О вреде употребления никотина, алкоголя и наркогенных веществ. 1 30.04 Текущий 62 Профилактика употребления наркогенных веществ. 1 05.05 Текущий 63 Итоговое тестирование за курс 8 класса Анатомия, физиология и гигиена человека 1 07.05 Итоговый XV Заключение 3 64 Психологические особенности личности 1 12.05 65 Темперамент и характер человека 1 14.05 66 Анатомия, физиология и гигиена в терминах. Систематизация и обобщение знаний 1 19.05 Коррекция 67-68 резерв 2 21,26 коррекция Перечень учебно-методического и материально-технического оборудования. Учебно-методический комплекс по предмету. 1. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. 8 класс. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010-14. Список литературы, использованной учителем при реализации рабочей программы. 1. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / авт.-сост. О. П. Дудкина. – Волгоград: Издательство Учитель, 2011. – 255с. 2. Попова Л. А. Открытые уроки: Природоведение.... № работы Тема контрольной работы Дата проведения план факт 1 Тест по темам: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы 24.12 2 Итоговое тестирование за курс 8 класса Анатомия, физиология и гигиена человека 07.05 График практических и лабораторных работ. № работы Название практической и (или) лабораторной работы Дата проведения оборудование план факт 1 Выполняется дома. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение. 17.09 2 Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. 01.10 Перевязочный материал 3 Выполняется дома. Выявление нарушений осанки и плоскостопия. Статистика в классе. Гигиена ОДС. Определение нарушений. (Национальное региональное этнокультурное содержание) 08.10 Мерная лента, лист бумаги, закрашенная вода. 4 выполняется дома. Пульс и движение крови. 12.11 часы 5 Приемы оказания первой помощи при кровотечениях 15.11 Перевязочный материал 6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. 19.11 Лабораторная посуда: Химический стакан, известковая вода, стеклянная трубочка 7 Выполняется дома. Измерение обхвата грудной клетки. 26.11 Мерная лента 8 Выполняется дома. Действие ферментов слюны на крахмал. 10.12 Учебно-практическое: пробирки, 2 стакана с водой (холодной, теплой), пипетка, раствор йода, кусочек хлеба, слюна, клейстер., бинт, 9 Выполняется дома. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. 13.01 секундомер 10 Выполняется дома. Действие прямых и обратных связей. 12.02 11 Выполняется дома. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. 24.02 12 Выполняется дома. Равновесие вестибулярного аппарата 12.03 13 Выполняется дома. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма. 19.03 Зеркало, шариковая ручка, лист бумаги 14 Выполняется дома. Изучение внимания при разных условиях. 14.04 Секундомер, лист бумаги, шариковая ручка Критерии оценивания предметных результатов Оценка предметных результатов выставление в виде отметки по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: - глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); - осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); - полнота (соответствие объему программы и информации учебника). - ...
  • Рабочая программа по биологии для 8 класса Рабочая программа по биологии для 8 класса на 68 часов (2 ч. в неделю) составлена учителем биологии МБОО гимназии №14 им. Ю.А.Гагарина г.Ейска Аникеевой Н.В. на основе авторской программы Человек автора Н.И.Сонина, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта. Программа ориентирована на учебник 8 класса Человек Сонина Н.И.и является логическим продолжением программ основной школы, освоенных в начальной школе, и курсах Живой организм и Многообразие...
  • Ас қорыту мүшелерінің құрылысы 8 класс Сейтімбетова Ботакөз Әбілқызы Қызылорда облысы Байқоңыр қаласы М.О.Әуезов атындағы жалпы білім беретін № 6 орта мектептің Биология пәні мұғалімі Сыныбы 8 А Өтілетін орны № 210 Сабақтың тақырыбы: §45 Ас қорыту мүшелерінің құрылысы Сабақтың мақсаты: білімділік - ас қорыту мүшелерімен, олардың құрылысымен, атқаратын қызметімен таныса отырып оқушылардың білімділігін арттыру; дамытушылық - оқушылардың ойлау, сөйлеу қабілетін дамыта отырып, сабаққа деген қызығушылығын, білімге деген құштарлығын арттыру, логикалық тапсырмалар арқылы шығармашылық қабілетін дамыту; тәрбиелік - ағза үшін асқорыту мүшелерінің маңыздылығын ескере отырып, дұрыс толыққанды тамақтануға салауатты өмір салтын қалыптастыруға тәрбиелеу.Сабақтың типі аралас сабақ Сабақтың әдістері: түсіндірмелі – иллюстративті, баяндау, тірек-сызба әдісі, іздендіру. Сабақтың технологиясы: сын тұрғысынан ойлау, ойын, ақпараттық – коммуникациялық технологиясының элементтері. Көрнекіліктері: интерактивті тақта, слайд-суреттер, тірек-сызба Сабақтың жоспары І. Ұйымдастыру кезеңі Оқушылармен амандасып, түгелдеп,сынып оқушыларын сабаққа психологиялық дайындау. Саламатсыңдар ма, оқушылар. Отырыңдар. Сыныпта кім кезекші? Кім сабаққа келген жоқ ? Жақсы отыра ғой. Оқушылар олай болса, зейіндерің тақтада болсын! деген өлең жолдарын оқи отырып, бүгінгі күндерің нұрлы болсын! Сабақ сәтті өтсін,көңіл-күйлерің көтеріңкі болсын! - деп жақсы тілек тілеймін. Оқушылар өткен сабақта үйге қандай тапсырма берілді? ІІ. Үй жұмысын тексеру Оқушылар өткен сабақта үйге қандай тапсырма берілді ? § 44. Ас қорытудың маңызы, оқып, түсінік айту. Үй тапсырмасын ұшқыр ойдан,ұтымды жауап,- дегендей сұрақ-жауап әдісі арқылы сұраймын. 1- слайд. Ұшқыр ойдан ұтымды жауап (Сұрақ-жауап әдісі) 1. Күрделі органикалық қосылыстарға жатады? 2.Су адам организмінде дене массасының қанша пайызын құрайды? 3. Адамның көмірсуларға тәуліктік қажетсінуі? 4. Жануартекті өнімдер? 5. Нәруызға тәуліктік қажеттілік қанша грамм құрайды? 6. Адам организміне өзгеріссіз сіңірілетін заттар ? 7. Су көп мөлшерде қайда болады? 8. Тәулігіне адамға қанша су қажет? 9. Көмірсулардың организмдегі қызметі ? 10. Авитаминоз – ненің жеткіліксіздігінен туатын ауру? Оқушылар үй тапсырмасына жақсы дайындалып келіпсіңдер Енді мына сұраққа кім жауап береді? Қандай қоректік заттарды білесіңдер? Иә, дұрыс айтасыңдар. Нәруыз,май,көмірсу,су,минералды тұздар. ІІІ.Үй тапсырмасын пысықтау Ендеше,тақтада бейнеленген суреттерді қоректік заттардың тұсына дұрыс орналастырса, бүгін өтетін жаңа сабақ жайлы өлең жолдарын оқисыңдар. 2- слайд. Сәйкес қоректік заттарды ата ( суреттердің сәйкестігін табу) 3- слайд. деген өлең жолдарымен бүгінгі сабақты бастаймын. ІҮ. Жаңа сабақты түсіндіру Білгенге маржан баяндау, сипаттау,бейнетаспамен көрсету, түйіндеу 4- слайд. Бүгінгі тақырыпты, жоспарын дәптерге жазыңдар. 5- слайд. Асқорыту мүшелеріне ауыз қуысы, жұтқыншақ, өңеш, қарын (асқазан) ашішек, жатады 6- слайд. Ауыз қуысы ұрт, қатты және жұмсақ таңдай тіл.Ұрттың сыртын бұлшық етпен ерін жауып тұрады. Ішкі жағында қызыл иекпен тістер орналасқан. Ауыз қуысының алдыңғы жағында жақсүйек тістер, артқы жағында аңқа мен көмкерілген. Қатты таңдай ауыз қуысын мұрын қуысынан бөліп тұрады. Жұмсақ таңдай артқы бөлімі жіңішкеріп ұзарып бөбешікпен аяқталады. 7- слайд. Тілдің түбі дөңес кілегейлі шырышты қабықшамен қапталған үстіңгі бетінде түрлі пішінді дәм сезу емізікшелері бар. Тілдің үшы тәттіні, екі бүйірі қышқылмен тұзды, түбі ащыны сезеді. Сонымен бірге тіл сөйлеуге және жұтуға қатысады. 8- слайд. Жұтқыншақ – ұзындығы 11-13 см бұлшық етті мүше:онда ас қорыту және тыныс алу жолдары қиылысады. Жұтқыншақтың төменгі жағы тарылып өңешке өтеді. Өңеш-ұзындығы, шамамен,25 см бұлшық етті түтік.Өңеш көкет арқылы өтіп,ХІ кеуде омыртқасы деңгейінде асқазанға ашылады 9- слайд. Асқазанның құрылысы, ас қорыту жолының көлемі ұлғаюы.Ол құрсақ қуысында көкет астында орналасқан.Пішіні сыйымдылығы 2 -3 л алмұрт немесе ұзын қапшық тәрізді. Асқазанның бұлшықеттерінің құрылысы мен қызметіне байланысты 1 мин.видео ролик көрсетілді. 10- слайд. Ас қазанда өңештің кіреберіс саңылауы мен ұлтабар басталатын шығу саңылауын ажыратады. Кішкене қарынның сілемейлі қабығы қатпарлар түзеді. Олар тамаққа толғанда асқазанның созылуына мүмкіндік береді.Асқазан қабырғасының бірыңғай салалы бұлшық еттері асқазанды қозғалтатын сопақша, қиғаш және сақина тәрізді бұлшық еттерден тұратын үш қабат түзеді.сақина тәрізді бұлшық еттер асқазанның ұлтабарға өтетін орнында сфинктер түзеді. 11- слайд. Аш (ащы ) ішек – ас қорыту жолының едәуір ұзын бөлігі. Оның ұзындығы5-7 м және үш бөлікке: ұлтабар аш ішек және мықын ішекке бөлінеді. Ұзындығы, шамамен 25 см болатын ұлтабардың пішіні таға тәрізді, оған ұйқыбез бен бауыр өзектері ашылады. 12- слайд. Аш және мықын ішектің сілемейлі қабығында ішек сөлін бөлетін түтік тәрізді көптеген бездер және жіңішке өсінділер – ішек бүрлері болады. Ішек бүрлерінің жалпы мөлшері 4 млн – ға жетеді, бүр биіктігі шамамен, 1мм, жалпы сіңіретін беті 200 м2- дей.ішек бүрлері бір қабатты эпителийден тұрады. 13- слайд. Тоқ ішектің құрылысын, суреттерін көрсете отырып, жаңа сабақты түсіндірді. Тоқ ішектің ұзындығы 1,5 - 2 м және ол соқырішек, жиек ішек және тік ішекке бөлінеді. Соқырішектің құрт тәрізді өсіндісі- ұзындығы 8-15 см аппендиксі болады. Тоқ ішек пен аш ішектің қызметіне байланысты 1 мин.видео ролик көрсетілді. 14- слайд. Ол иммундық жүйенің мүшесі болып табылады. Оған қорытылмаған ас қалдығы немесе ауру тудыратын микробтар түскенде қабыну процесі – аппендицит пайда болады. Тоқ ішек қабырғасында бүрлер болмайды, аз мөлшерде сөл өндіретін бездері бар тоқ ішек тік ішекпен аяқталады. 15- слайд. Ұйқыбез асқазанның астыңғы жағында екінші бел омыртқасының деңгейінде орналасқан. Ұйқыбез өндіретін сілтілік раекция көрсететін ұйқыбез сөлі ас қорытуда маңызды рөл атқарады. Бездің маңызды шығаратын өзегі ұлтабарда ашылады. Ас қорыту қызметінен басқа ұйқы без ішкі секрециялық қызметінде атқарады. Онда безді жасушалардың ерекше шоғыры – аралшықтар бар. Олар өз секретін ұлпа сұйықтығына, содан кейн қанға бөледі. 16- слайд. Бауыр ең ірі без. Массасы, шамамен, 1500 гр. Ол қызыл қоңыр түсті. Оның көп бөлігі оң жақ қабырға астында орналасады. Бауыр – күрделі түтікшелі без оның секреті -өт. Өт қабына бауыр үздіксіз өндіретін өт жиналатындығына байланысты 1 мин. видео ролик көрсетілді. 17- слайд. Өт қабына бауыр үздіксіз өндіретін өт жиналады. Ас қорыту кезінде бауыр өзегі арқылы өт жалпы өт өзегіне ағады. Ол ұлтабар арнасына ашылады. Бауыр көптеген улы заттарды тұтып, зиянсыздандырады. Бауырда көмірсулар қоры гликоген – жануар крахмал түрінде жинақталады. Сергіту сәті Ү. Жаңа сабақты бекіту Көңілге түйгенің 1. Бұл қандай ас қорыту мүшелері? (Суреттер сөйлейді) 18 - слайд. 2. Біліміңді сына. (Сұрақ-жауап әдісі) 19 - слайд. 3. Ұзындығы,сыйымдылығы,массасы қандай? (кесте толтыру) 20 - слайд. 4. Ас, тағам жайлы мақал-мәтел айтып жарысайық. ҮІ. Қорытындылау Сабақты қорытындылай келе оқушылардың не үйренгенін, нені еске сақтағанын білу үшін әрбір ас қорыту мүшесінен биологиялық диктант қойдым. ҮІІ. Үйге тапсырма § 45 Ас қорыту мүшелерінің құрылысы тақырыбын оқу,кестені толтыру ҮІІІ. Бағалау Бағалау кезінде 17 оқушының 5-ке 10 оқушыны, 4-ке 6 оқушыны, 3-ке 1 оқушыны бағаладым.
  • Проектная работа по теме: Легко ли быть первоклассником?Многолетние исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что за последние 10-15 лет произошли существенные изменения в физическом развитии и состоянии детей. Более 40% детей приходят в школу с нарушениями осанки, а за годы учёбы этот процесс удваивается.Поэтому я в своём исследовании попробую выяснить влияние школьного рюкзака на формирование осанки учащихся.Цель исследования:определить, как влияет ношение школьного рюкзака на физическое развитие и состоян...
  • Экология пәні бойынша конференция сабағы 8-10 сыныпЭкология пәні бойынша конференция сабағы 8-10 сыныптарға арналғанЭкология – заман талабыатты экологиялық пресс конференция сабағы.Мақсаты:1.Оқушыларға экологиялық білім беру.Адам – табиғатарасындағы үйлесімділікті,табиғатта болатын қарым-қатынас жайлы,Каспий теңізінің ,Балқаш қөлінің,Өскеменнің және Арал теңізі экологиясының – адам,өсімдік,жануарлар өміріне деген әсерімен танысып,қорғау шаралары туралы қаулы қабылдау. 2.Есте сақтау,ойлау,салыстыру,сараптау,саралау қабілеттерін осы сабақ арқыл...
  • Технологическая карта урока (ФГОС) учителей гимназии № 44 биологии Пронозы М. В. и географии Жуковой А. А. в 8 Л классеучителей гимназии № 44 биологии Пронозы М.В. и географии Жуковой А. А. в 8 Л классеПредмет: биология, географияАвтор УМК: И.Н. Пономарева, И.И.БариноваТема урока: Климат и здоровье человека.Тип урока: комбинированный.Форма урока: интегрированный урок (изучение нового материала).Цель урока: выявить как климатические условия влияют на организм человека.Учащиеся должны: Знать: как климатические условия влияют на организм человека, основные понятия темы климат; Понимать: сущность заболеваний человек...
  • Технологическая карта урока (ФГОС) в 8 классе учителей биологии и географии гимназии № 44 имени В. Н. Деева Пронозы М. В. , Жуковой А. АТехнологическая карта урока (ФГОС) в 8 классеучителей биологии и географии гимназии № 44 имени В.Н.Деева Пронозы М.В., Жуковой А. А. Предмет: биология, географияАвтор УМК: И.Н. Пономарева, И.И.БариноваТема урока: Климат и здоровье человека.Тип урока: комбинированный.Форма урока: интегрированный урок (изучение нового материала).Цель урока: выявить как климатические условия влияют на организм человека.Учащиеся должны: Знать: как климатические условия влияют на организм человека, основные понятия т...
© 2010-2018