Биология

  • Открытый урок по биологии в 6 классе на тему Внешнее строение листаДанный урок является составной частью темы Жизнь растений .Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении раздела Вегетативные органы растения,знания о строении растений в целом и отдельных его частей. При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по использованию имеющихся по предмету знаний, умение анализировать, делать выводы, самостоятельно работать с учебной литературой. Дидактическая цель урока: дать обучающимся знания внешн...
  • Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику Биология. Многообразие покрытосеменных растений В. В. Пасечник Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г). Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечник...
  • Календарно-тематическое планирование по биологии для учащихся 6 классаРабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса Бактерии. Грибы. Растения авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева, Е.Ю. Щелчкова- Волгоград: Учитель, 2009-211 с. Курс Бактерии. Грибы. Растения рассчитан на 35 часов в год, 1 час ...
  • Разработка обобщающего урока по биологии Путешествие в мир растений (6 класс) Разработка обобщающего урока-игры в рамках творческой декады. Урок начинается со стихотворения о растениях. После чего ставится вопрос:- Что представляют себе дети, когда речь идёт о растениях. Далее происходит путешествие в мир растений по пяти станциям:1станция - Крестики-нолики - по теме вегетативные и генеративные органы растений; 2 станция Лото - по теме Клетка. Ткани. 3 станция Мозаика - на соотношение вопроса с ответом, при правильном выполнении работы, с обратной...
  • Обобщающий урок по теме «Клеточное строение растительного организма» 6 классТема: Обобщающий урок по теме Клеточное строение растительного организма Цель: Повторить и закрепить знания учащихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки, закрепить навык работы с приборами для изучения клеток. Оборудование: компьютер, проектор, карточки - приложения к конкурсам, сигнальные карточки Ход урока Конкурс № 1. Придумать название команды, но обязательно связанное с миром растений. Конкурс № 2 Разминка. Строение клетки Конкурс №3 ...
  • Конспект внеурочного занятия по биологии для 5-6 класса «Путешествие по островам знаний»Учитель биологии МБОУ СОШ №35 г. Ульяновска предлагает вниманию педагогов экспериментально отрабатываемый вариант внеурочных занятий, созданных непосредственно в рамках региональной целевой программы РИП. Потенциальных читателей ожидает авторский конспект оригинального внеурочного занятия. Кроме того, конспект данного занятия имеет оригинальную технологическую структуру, которую можно применить в любой предметной области. В конспекте отражены задания направленные на экологическое просвещение ...
  • Дидактические карточки по ботанике 6 классДанные дидактические карточки могут использоваться как для проверки домашнего задания после изучения конкретного урока, так и после окончания конкретной темы. Карточки могут раздаваться на уроке нескольким ученикам для письменного ответа в дополнения к устным ответам остального класса. По окончании всей большой темы данные карточки могут раздаваться всем обучающимся в классе. Здесь собраныны карточки последующим темам: Строение растительной клетки, Семя, Корень, Побег. Краткое описание к...
  • Тест по биологии на тему Растения (6 класс)Итоговый тест по биологии 6 класс. Тема: Растения. Задания с выбором одного верного ответа. Всего 20 заданий. Данный тест позволит более детально выявить знания учащихся базового уровня по данной теме, а именно разнообразие растений, признаки низших и высших растений, признаки отделов и жизнь растений, строение и многообразие покрытосеменных растений. Учебник: Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Р.Н. Хрыпова. 6 класс, М., Мнемозина, 2008. Данный тест универсальный, так как...
  • Разработка урока по программе Сонина Н. И. 6 класс Живой организм Строение корняКонспект урока по теме материала 6 класса Строение корняУрок построен с использованием технологической карты.Прописаны цели и задачи урока.Прописаны основные этапы урока.На каждом уроке используется ЭОР.Автор использует электронные приложения к урокам по всем классам.Показано использование кластеров,таблиц.Дается разноуровневая работа по закреплению полученных знаний - работа с печатной тетрадью,устный опрос и работа по карточкам.В приложении дается талица, которую автор дает на уроке - восст...
  • Сценарий урока. Пищеварение и его значение. 6 классЦель урока: - выяснить разницу питания и пищеварения, роль пищеварения для организма; особенности строения пищеварительных систем животных; что такое пищеварительные ферменты, каково их значение. Задача урока. Образовательные: усвоение и закрепление знаний по теме Питание и пищеварение. Развивающие: уметь работать с учебником, давать определения понятиям: питание, пищеварение; описывать сущность процесса пищеварения; называть особенности строения пищеварительных систем ...
  • Рабочая программа по биологии 6 класс (7 вид)Рабочая программа по биологии для 6 класса (7 вид) Рабочая программа составлена с учётом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии основного общего образования (Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных школ, к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт. сост. Г.М Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.- 92, с.). Рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Уменьшено количество часов на изучение разделов Царство Бактерии (вместо 3 часов взято 2), Жизнь растений ( 15 часов взято 14), Классификация растений (вместо 7 часов взято 6), Природные сообщества (вместо 6 часов взято 3); увеличено количество часов на изучение разделов: Царство Грибы (вместо 4 часов взято 5), Царство Растения (вместо 8 часов взято 9), Строение и многообразие покрытосеменных растений (вместо 16 часов взято 18), Развитие растительного мира (вместо 2 часов взято ...
  • Программа обучения на дому. биология 6 классРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса Живой организм автора Н. И, Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11 классы./ Рабочая программа составлена на основе • Федерального Государственного стандарта по биологии • Примерной программы основного общего образования по биологии • Про...
  • Конспект урока для 6 класса по теме: ПлодУрок проводится в 6 классе при изучении темы плод по образовательной системе Школа 2100 Автор учебника: А.А.Вахрушев О тех кто растет, а не бегает На уроке изучается: образование плода, строение плода, значение плода, способы рапространение плодов и семян В начале урока ставиться проблема. Постановка проблемы и ее решение проводится совместно с учащимися. На уроке используется авторская презентация : Плод- орган защиты и распространения семян, которая помогает учителю раскрыть тему урока...
  • Урок по биологии на тему: «Строение клеток живых организмов» (6 класс)Разработка урока биологии в 6 классе по теме Строение клеток живых организмов. Учебник Биология. Живой организм, авт. Сонин Н.И. Урок направлен на формирование познавательных учебных умений. В процессе изучения нового материала формируются умения анализировать, обобщать информацию, выделять главную информацию, находить ответы на вопросы, представлять информацию в наглядно-символической форме. К разработке урока прилагаются тест Строение клеток живых организмов для закрепления новых...
  • Урок по биологии в 6 классе на тему Строение семениУрок по биологии Семя.Строение семенирасчитан для учащихся 6 класса.В разработке урока хорошо поставленны цели урока, ход урока.В конспекте также есть лабораторная работа, а также интересная игра по теме Строение семени Верю-не верю.Домашнее задание поделено на 3 задания:обязательное, позновательное, творческое. В уроке также есть инструктаж по технике выполнения лабораторной работы.В уроке поэтапно рассказывается как внешнее строение так и внутреннее строение семени.В течение урока учен...
  • 6 класс. Тема: Строение и разнообразие цветков и соцветий. Л/р№9 ” Строение и разнообразие цветков ”Тема: Строение и разнообразие цветков и соцветий. Л/р№9” Строение и разнообразие цветков ” Цель: Сформировать у школьников понятие о строении и разнообразии цветков; развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, обобщать, делать выводы, сравнивать; воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения во время урока, приобщать учащихся к научной деятельности.
  • Технологическая карта урока биологии на тему Строение семян двудольных растений (6 класс)Технологическая карта урока биологии на тему Строение семян двудольных растений (6 класс) Цель: Познакомить учащихся ознакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений. Расширить знания учащихся о значении семян в жизни растений, преимуществах семян перед спорами. Продолжить формирование у учащихся умений лабораторных исследований. Результаты обучения: Предметные: Учащиеся могут назвать особенности строения семян двудольных растений. Метапредметные: Развиваются навыки выпо...
  • Опорный конспект по биологии на тему Водоросли (6 класс)Данный опорный конспект составлен по учебно - методическому комплекту А.Н. Никишова. Он помогает учителю сэкономить время, изучив на одном уроке сразу три отдела. Блоковая подача материала поможет обучающимся познакомиться со всем многообразием мира водорослей, сравнить, выделить отличительные черты каждого отдела, их положительное и отрицательное значение в природе и жизни человека. В ходе работы с конспектом обучающиеся знакомятся с такими новыми понятиями, как хроматофор, зооспора,...
  • Проверочная работа Строение клеток и организмов 6 класс биология Сонин Н. И. на темуИнтересный способ накопления информации для ученика и проверки знаний для учителя (хоть и старый). Большую роль при объяснении нового материала уделяю построению схем на понимание. В схемах отражаем взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого материала. При изучении темы Цветок ребята знакомятся с инструктивной схемой. Работа с конкретным материалом позволяет детям постепенно самим переходить к абстрактному мышлению, выделению одних признаков и свойств предмета от ...
  • Урок по биологии 6 класс. Строение цветкаУрок разработан с использование инновационных методов организации обучения. Несомненным плюсом данных методик является то, что учащиеся самостоятельно прорабатывают материал, работа в группах построена таким образом, что все учащиеся вовлечены в познавательную деятельность. Уроки и задания, представленные в данном пособии, позволяют учащимся не только успешно освоить материал разделов, но и за счет нестандартного подхода развить в себе творческие способности. Вопросы и задания подобранные в пос...
  • Урок по биологии для 6 класса «Жапырақтың түрөзгерістері»Сабақтың тақырыбы: Жапырақтың түрөзгерістері. Сабақтың мақсаты: Білімділігі: Оқушылардың өткен сабақтағы білімдерін еске ала отырып жапырақтың түр өзгерістерітуралы білімдерін толықтыру. Дамытушылығы:Оқушылардың логикалық ойлау қабілетін, пәнге қызығушылықтарын, талдау, салыстыру қабілеттерін дамыту. Тәрбиелілігі: Өсімдіктер түрін қорғауға, әсемдікті сүюуге тәрбиелеу. Сабақтың типі: Жаңа білімді меңгеру. Сабақтың түрі: Танымдылық- шығармашылық, аралас сабақ. Сабақтың әдістері: Сұрақ- жауап, түсіндіру, топтық, жекелей жұмыс. Көрнектілігі: Суреттер, тірек- сызбалар, аймақтық компонент бөлігі. Сабақтың өту барысы. № Сабақтың кезеңдері. Мұғалімнің і с - әрекеті Оқушының іс- әрекеті Қолданылған материалдар. Уақыты 1. Ұйымдастыру Амандасу. Оқушыларды түгендеу. Сабақтың тақырыбы мен мақсатын таныстыру. Сабақтың тақырыбы мен кезеңдерімен танысады. 2 мин. 2. Өткен сабақты қайталау. Сұрақ- жауап. Тапсырманы орындайды: ... Тірек- сызба құрастыру. Жапырақтың қызметі Өсу мүшесі Артық суды буландыру Қор затын жинау Көбеюге қатысады Газ алмасу асу
  • Презентация - тест по биологии 6 класс Общее знакомство с растениямиТестОбщее знакомство с растениями к учебнику Биология - 6 под редакцией И. Н. Пономарёвой,издательство Вентана – Граф. Цель: диагностировать достижение учебно-познавательнойдеятельности учащихся по данной теме. ( Предназначен для индивидуальноготестирования). Количество правильных ответов может быть разным. Каждыйправильный ответ внутри вопроса – 1 балл. В зависимости от количества баллов автоматическивыставляется оценка.24-25баллов – оценка5; 20-23 балла - оценка 4; 15-19 баллов – 3...
  • Конспект. Интеллектуальная игра «Своя игра» 6 классИнтеллектуальная игра Своя игра 6 класс.Цели:-развивать познавательный интерес учащихся к предмету (биология)-развивать логическое мышлен-воспитывать культуру поведения в обществе;- умение работать, получать удовольствие от положительного результата деятельностиОборудование: фишки, шары, стенгазеты о природе;Время проведения 45 минут.Для проведения интеллектуальной игры в классе набирается команда из 6 человек. Остальные учащиеся класса- зрители. Команда после обсуждения должна предоставить о...
  • Урок биологии по ФГОС Тема: ««Бактерии», 6 классЦель урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.Планируемые образовательные результаты Предметные Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии. Метапредметные Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Личностные Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
  • Урок по биологии для 6 класса «Внешнее строение листа»В начале урока проводится проверочная работа в виде теста. которая помогает закрепить и проверить знания учащихся по пройденным ранее темам. Новый материал знакомит учащихся с формой и внешним строением листовой пластинки. В ходе исследовательской работы ребята выясняют, какие жилкования бывают у листа и их значение для растений. В ходе всего урока учитель продолжает формировать знания по форме листовых пластинок и их расположением на побегах. Полученные знания воспитывают у учащихся любозна...
  • «Турнир смекалистых» - разработка внеклассного материала по биологии для 6 классовТурнир смекалистых Этот удивительный мир растений Мероприятие проводится в рамках недели естественных наук для учащихся шестых классов. Цели: 1. Создать условия для творческого применения знаний учащихся о растениях в новой иногда необычной ситуации. 2. Способствовать развитию коммуникативной компетентности школьников при работе в группах. 3. Создать условия для осознания ценности биологических знаний, ценности любого живого организма; формирования культуры умственного труда и уважительного отношения к чужому мнению при работе в группах. Оборудование: презентации, листы ватмана на каждую команду, фломастеры, жетоны для болельщиков, призы победителям. Ход мероприятия: Дети входят в зал и рассаживаются по своим местам, в это время демонстрируются слайды презентации Турнир смекалистых с музыкальным сопровождением для создания праздничного настроения. Ведущий. Добрый вечер, ребята. Мы рады вас приветствовать на игре – турнир смекалистых. Сегодня мы определим самого большого знатока растений среди учащихся 6-х классов, так как турнир называется Этот удивительный мир растений. В турнире принимают участие 3 сборных команды, которые я сейчас приглашаю занять свои места. Оценивать работу команд на сегодняшнем турнире будет компетентное жюри в составе……(представление жюри). А теперь позвольте мне представить команды – участницы турнира, а командам предоставляется возможность сказать несколько слов о себе. Представление команд: название, девиз, приветствие командам-соперницам. Ведущий. Итак, с командами мы познакомились, а теперь начинаем наш турнир (презентация Первый тур). I тур Зеленая аптека Одуванчик, подорожник, Василек, шалфей и мята. Вот зеленая аптека Помогает вам, ребята! Вы, наверное, уже поняли, ребята, что речь в этом туре пойдет о лекарственных растениях. Каждая команда по очереди будет получать задание. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. 1. Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг. Помогут фитонциды От оспы и чумы. И вылечить простуду Им тоже сможем мы. (Лук) 2. В бордовых корнеплодах Лекарство от запоров. Давление понижает, И кровь оздоровляет. Салат - от ожиренья. А сок - от воспаленья. (Свекла) 3. Этот плод - аптека наша, Из него полезна каша. Семечки - деликатес, И глистам - противовес. Диетическое блюдо – От болезней всех, как чудо! (Тыква) А теперь предоставляем слово жюри, которое подведет итоги I тура.IIтур Музыкальный Каждой команде предлагается прослушать мелодию песни и определить, о каком растении или растениях поется в этой песне. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. 1. Березы 2. Яблони 3. Ель Ведущий. А теперь предоставляем слово жюри, которое подведет итоги II тура. Жюри подводит итоги II тура. III тур Загадки природы В этом туре каждой команде будут предложены вопросы, правильный ответ на вопрос оценивается в 2 балла 1. В чем сходство всех этих объектов? (все это корни растений) 2. Какое растение имеет самый большой цветок, издает аромат гниющего мяса, опыляется мухами, является паразитом и хищником? ( Раффлезия Арнольди) 3. Самое высокое дерево на свете – австралийский царственный эвкалипт – 152 метра. Второе место принадлежит хвойному дереву дугласии тиссолистной – 126 метров, третье место - тоже хвойному дереву – 112 метров. Назовите это дерево (Секвойя вечнозеленая) Слово предоставляется жюри для подведения итогов III тура. Жюри подводит итоги III тура. Слово предоставляется жюри для подведения итогов всего турнира и награждения команд. Выступление жюри и награждение победителей. Ведущий. На этом наш вечер заканчивается, но мы не прощаемся с этим удивительным миром растений и желаем вам, чтобы каждая ваша встреча с растениями была познавательной и интересной.
  • Урок-обобщение по биологии 6 класс «Отдел покрытосеменные растения»Урок-обобщения по теме отдел покрытосеменные растения проводится в форме игры, на котором идет закрепление полученных знаний, а также расширение их кругозора. Класс делится на команды по 4-5 человек, в течение урока каждая команда зарабатывает жетоны, которые и определят победителей.Игра состоит из пяти конкурсов: Разминка, Назови семейство, Исправь ошибки, Угадай растение по легенде и Картофельный ряд. При подведении итогов команда оценивает вклад каждого участника и выставляет сво...
  • Урок и флипчарт по биологии для 6 класса Семейство БобовыеДанный урок разработан по теме Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные, народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 24 Строение цветка и плода растений семейства Бобовых и рассчитан на повторение пройденного материала, изучение и закрепление новой темы. Тема содержит достаточно объемный материал, который нужно выдать учащимся, уложившись в 45 минут, для этого используется интерактивная доска, позволяющая экономить время. Данный урок содержит разнообразные формы работы, такие как работа с интерактивной доской, работа у доски, работа по карточкам, групповая, в ходе которых происходит смена деятельности учащихся, и дети не находятся без действия. При изучении нового материала учащиеся работают с текстом учебника, заполняя таблицу, что способствует... При составлении урока, использовались следующие методы: словесный, наглядный, работа с текстом учебника, частично – поисковый, лабораторная, самостоятельная работа. Урок составлен для класса учащихся с общими нарушениями речи, страдающими кратковременной памятью. У данной категории учеников запоминание происходит лучше благодаря более развитой зрительной памяти, в соответствие с данной особенностью используется интерактивная доска и наглядность, где учащиеся могут не только посмотреть видео и красочные картинки, но и поработать с понятиями, разгадать головоломку, познакомиться с различными эффектами создания флипчарта, такая работа вызывает интерес у детей,... Тема дана в логической последовательности, доступно, наглядно. Средствами активизации является живое слово учителя, использование интерактивной доски, видеоматериалов, самостоятельные и групповые задания. Урок включает в себя разноуровневые задания, которые рассчитаны как на сильных, так и на слабых учащихся, содержит упражнения максимально возбуждающие активность ребенка, лечебно – оздоровительные мероприятия, такие как физминутка в процессе урока, многократные указания и повторения. Поэтапное ... При закреплении данной темы, используется лабораторная работа, учащиеся выполняют ее самостоятельно или в группах, опираясь на полученные в ходе урока знания. Темп урока оптимальный. Методы и формы познавательной деятельности соответствуют содержанию дидактических целей. Урок содержит оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы, с учетом уровня реальных возможностей учащихся. Использование такого инновационного компонента, как интерактивная доска, формирует интерес учащихся, создает мотивацию к обучению, а также определенный эмоциональный настрой, особую атмосферу сотрудничества. Составляя данный урок, я учитывала потенциальные возможности каждого ученика, которые старалась развивать, совершенствовать и обогащать, не прибегая к прямому принуждению.
  • Класс Двудольные. Семейство Пасленовые, 6 классОписание материала. Тип разработки: методическая разработка урока по теме: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые Автор: учитель химии и биологии Иванова Людмила Ярославовна Задачи: 1.Познакомить учащихся с многообразием и отличительными признаками растений семейства пасленовые. 2. Развить навыки работы по формированию умений составлять морфологическое описание растений, определять их по внешнему виду. 3. Познакомить с культурными, ядовитыми, лекарственными растениями семейства, показать хозяйственное значение в жизни человека. Предлагаемая разработка по биологии в 6 классе в разделе систематики растений включает все основные этапы урока. Вначале предлагается провести эмоциональный настрой детей на работу, затем идет повторение изученного материала в виде сказки – загадки по семейству Розоцветные. Уделяется особое внимание учащихся на знания характерных признаков класса двудольные. При рассмотрении новой темы урока учащимся предлагаются загадки, стихи о растениях данного семейства. О... При закреплении полученных знаний используются карточки - задания разного уровня: это могут быть несложные тестовые задания, слова – перевертыши, задания на логическое мышление учащихся и кроссворд. После выполнения заданий детям предлагается сделать выводы по уроку, воспользовавшись формулой ПОПС, П – позиция – я считаю, что.. О – обоснование – потому, что… П – пример – я могу доказать… С – суждение – я делаю вывод… где они высказывают главные мысли по уроку, делают выводы и доказывают свои утверждения. Чтобы проанализировать работу на протяжении всего урока обратимся к анкете, где учащимся нужно ответить на вопросы, указав, при этом что понравилось, как работали, определить свою активность в течение урока.
  • Урок биологии для 6 класса «Строение цветка»Урок биологии для 6 классаТема урока: Строение цветка. Цель урока: Приобретение знаний при освоении предметного содержания о строении и роли цветка в размножении растений. Задачи урока: Образовательные - раскрыть биологическое значение главных частей цветка; - рассмотреть строение и функции частей цветка; Развивающие - развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе, познавательной самостоятельности, усвоение новых понятий. Воспитательные - воспитывать бережное отношение к живой природе; способствовать эстетическому воспитанию учащихся. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока 1.Изучение нового материала. Постановка проблемы: Почему цветки растений – это чаще всего его самая яркая, привлекательная часть? Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы. Какие это вопросы? - Зачем цветок рождается таким красивым, если его все равно сорвут? - Почему они разные? - Как ухаживать для получения таких цветов? - Почему у цветов именно такая форма и строение? Учитель: Как вы думаете, для чего растению нужен цветок? (высказывания и предположения обучающихся). Цветок – это орган семенного размножения. (запись в тетрадь). Учитель: Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (Дети говорят). Цветки образуются только у цветковых растений. Цветок – видоизменённый укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик (запись в тетрадь). Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки. Учитель: Сходно ли строение цветка у цветковых растений? А их форма? (работая по гербарию, обучающиеся высказывают предположения). Строение цветка у всех цветковых растений сходно, а форма – разнообразна. Какое строение имеет цветок? (Работа с рисунком учебника, обсуждение в группах). Показ на модели цветка . Строение цветка. (По ходу рассказа учитель вместе с обучающимися собирает модель цветка из пластилина, бумаги, спичек. Работа проводится в группах.) В тетрадь зарисовывается схема строения цветка. Функции околоцветника: 1.защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды; 2.привлечение опылителей Рассмотрим главные части цветка – пестик и тычинки. Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии. Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит в себе семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков (малина) – многосемянный плод.(Запись в тетрадь). 1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным. 2) Околоцветник, у которого все листочки около цветника более или менее одинаковы, называется простым. 3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми. 4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными, или раздельнополыми. 5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные. 6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные. 7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными. 8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными. Схема зарисовывается в тетрадь. Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения: Ч – чашелистики; Л – лепестки; Т – тычинки; Р – простой околоцветник. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны: Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка: - метелка (сирень) - зонтик (укроп) - колос (пшеница) 2.Обобщение и закрепление нового материала. Работа в группах с использованием гербарных объектов. Беседа по вопросам: 1.Какая главная функция цветка? 2.Чем отличаются однополые цветки от обоеполых? Домашнее задание. §23, рабочая тетрадь № 1 задание №2; составить кроссворд;
© 2010-2018