Биология

  • Урок в 6 классе Строение растительной клетки Цель: формирование у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма. Задачи: Образовательные: Изучить особенности строения растительной клетки, значение ее частей и органоидов. Развивающие: продолжить развитие умения вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников, конкретизировать, анализировать, обобщать; продолжить развитие умения работать с микроскопом и изготавливать микропрепарат. Воспитательн...
  • Экзаменационные билеты по биологии за 6 классЭкзаменационные билеты по биологии 6 класс Билет 1 1) Клетка – структурная и функциональная единица организма. Строение клетки. 2) Процесс оплодотворения у растений. 3) Объясните термины: вирусология, лихенология Билет 2 1) Ткани растений, их строение и функции. 2) Устройство микроскопа. Способы приготовления микропрепарата. 3) Объясните термины: микология, ботаника Билет 3 1) Корень и корневая система. 2) Строение семени двудольных растений. 3) ...
  • Олимпиада по биологии в 6 классеОлимпиадные задания по биологии 6 класс Практический тур 1. Укажите части растительной клетки: (5 баллов) 2.Установите приспособлениями к ним : (Используйте знак +) соответствие между способами опыления растений (5 баллов) Приспособления к опылению Опыление насекомыми Опыление ветром Наличие в цветках нектара Яркая окраска венчика Отсутствие нектарников и яркой окраски Цветки с крупными пушистыми рыльцами Цветки имеют запах Цветки без запаха 3.Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с верхушки: (5 баллов) Вставьте соответствующие буквы в пустые линии в направлении стрелки. А Зона проведения. Б. Зона деления В. Зона всасывания Г. Зона роста 1_____2______3_____4_____ 4.Расположите в правильной последовательности рисунки и дайте общее название процессу. (5 баллов) Олимпиадные задания по биологии 6 класс Теоретический тур 1. Биология- наука, изучающая а- живую и неживую природу, в- живую...
  • Итоговое тестирование по биологии 6 классИтоговое тестирование по биологии 6 класс, по УМК Сонин. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 4, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можн...
  • Контрольные тесты по географии в 6 классе 1. Слово География в переводе с греческого означает: а. изучение Земли; б. измерение Земли; в. описание Земли; г. это вообще не греческое слово. 2. Какая из перечисленных планет не входит в планеты земной группы? а. Земля; б. Уран; в. Марс; г. Меркурий. 3. Полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за: а. 365 дней б. 365 дней 8 часов в. 365 дней 4 часа г. 365 дней 6 часов 4. Какого значения не может быть у широты: а. 0º б. 45º в. 90º г. 135º 5. Географическая широта – это расстояние от: а. экватора; б. Северного полюса; в. начального меридиана; г. Москвы. 6. Количество света и тепла приходящее на поверхность Земли зависит от: а. рельефа; б. угла падения солнечных лучей; в. высоты над уровнем моря; г. нет правильного ответа. 7. Смена дня и ночи происходит из-за: а. вращения Земли вокруг своей оси; б. вращения Земли вокруг Солнца; в. наклона оси вращения Земли; г. времени суток. 8. 22 июня называется: а. зимнее солнцестояние; б. осеннее равноденствие; в. летнее солнцестояние; г. весеннее равноденствие. 9. Географическая карта – это: а. чертёж местности; б. рисунок местности; в. модель местности; г. план местности. 10. Длина моста на плане в масштабе 1 : 800 составляет 2 см. Какова его длина на местности: а. 8 м.; б. 16 м.; в. 80 м.; г. 160 м. 11. Рельеф местности на карте показан способом: а. качественного фона; б. значками; в. изолиниями; г. знаками движения.
  • Проект ученика 6 класса Марцина К по биологииМинистерство образования и науки Республики Казахстан Северо-Казахстанская область район имени Габита Мусрепова КГУ Дружбинская средняя школа Длинные уши, короткий хвост Направление: здоровая природная среда- основа реализации стратегии Казахстан 2050 Секция: биология Марцин Кирилл 6класс Дружбинская средняя школа район имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанская область Руководитель: Цебрик Лада Анато...
  • Способы размножения растений 6 классЗадачи: Образовательная: выяснить понятия: размножение, тип размножения. Повторить понятия: спора, высшие и низшие растения, вегетативное размножение, размножение спорами, строение спор, гамета. Выяснить: почему половое размножение более высокая ступень размножения. Развивающая: расширить представления о размножении в мире растений, спорах, гаметах, оплодотворении. Самостоятельная работа при проведении лабораторной работы. Воспитательная: жизнь на Земле не должна прекращаться.Основные понятия:... морфологические признаки Объект №1 (видовое название растения) Объект №2 (видовое название растения) План морфологического описания растения (выдается на карточках для каждой группы). Жизненная форма: дерево, кустарник, травянистое растение. Тип корневой системы: мочковатый, стержневой. Побег: прямостоячий, цепляющийся, ползучий, вьющийся. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое. Листья: а) черешковые или сидячие; в) простые или сложные. Жилкование: сетчатое, дуговое, параллельное. Соцветие: простой колос, зонтик, кисть, головка, корзинка, метелка, сложный колос, сложный зонт...
  • Покрытосеменные растения 6 классНе счесть чудес в живой природе! (слайд № 1) Цели урока: образовательные: Изучить особенности отдела Покрытосеменные. Сформировать представление о наиболее сложной организации покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными. развивающие: Развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы. Активизация познавательного интереса у учащихся. воспитательные: Прививать навыки коммуникативного общения. Создать условия для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры Методы и приёмы: объяснительно-иллюстрационный, проблемный. Тип урока: комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Формы урока: индивидуальная, групповая, в парах. Обор...
  • Тематическое планирование по биологии (6 класс)Предлагаю фрагмент календарно - тематического планирования по биологии в 6 классе (В.В.Пасечник). Планирование предлагаю в виде технологической карты. В данном тематическом планировании отражены лабораторные работы, рекомендованные для самостоятельной работы. Так же отражены основные виды учебной деятельности учащихся, планируемые результаты, контроль и домашние задания. Данная разработка поможет начинающему учителю в составлении календарно- тематического планирования по любому учебному предмет...
  • Урок по биологии в 6 классе по теме Виды корней. Типы корневых системДанный урок был представлен на районном конкурсе Учитель года. Цель урока: Формирование знаний учащихся о функциях корней в растении, видах корней, типах корневых систем. Задачи: Образовательная: · дать представление об органе растения – корне, особенностях его строения и значении в жизни растений, видах корней и их функциях; Развивающая: · развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать материал, делать выводы, сравнивать; Воспитательная: · прививать практические навыки коммуникативного общения, научить применять теоретиче...
  • Урок по биологии в 6 классе по темеУрок по биологии в 6 классе по теме Цветок, его строение и значение. Данный урок сопровождается презентацией. Цели урока: Образовательная: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях. Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника таблицами, гербарием. Воспитательная: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения материала. Оборудование: к...
  • Урок биологии по теме «Лист. Строение и функции. Виды листьев» в 6 классе Цель урока: познакомить учащихся с особен­ностями внешнего строения листа, видами листьев. Задачи урока: · изучить строение и разнообразие листьев; · научить распознавать листья по форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле; · научить различать простые и сложные листья; · развивать мышление, речь, познавательные интересы; · воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами, учить работе в группе. Оборудование: гербарии растений с различными типами листовых пластинок, таблицы, презентация, интерактивная доска. Оборудование: гербарии растений с различными типами листовых пластинок, таблицы, презентация, интерактивная доска. Лист — это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функциифотосинтеза, транспирации (испарения) и дыхания (1 слайд). Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа на примере листьев березы и рябины (раздать гербарии листьев березы и рябины). Лист — это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функциифотосинтеза, транспирации (испарения) и дыхания (1 слайд). Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа на примере листьев березы и рябины (раздать гербарии листьев березы и рябины).
  • Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Н. И. Сонина) Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 6 класса Живой организм автора Н.И. Сонина //Программы для общеобра­зовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. -254c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышаю­щими требования к уровню подготовки учащихся. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на уровне основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
  • Конспекты по биологии на тему Черви (6 класс)Тема: Круглые червиЦель: Задачи:1) Образовательные: рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;2) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму;3) Развивающие: продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмомОборудование: Таблицы с изображением круглых и плоских червей; магнитная аппликация Цикл развития аскариды человеческой, учебник.Основные положения урока:1. Особенности орга... III. Изучение нового материала: 25 минут Учитель: Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз. Т. к. учащиеся уже знакомы с текстом, учитель задаёт вопрос: Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни?Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни) ...
  • Тестовые задания по темам Увеличительные приборы и Строение растительной клетки (6 класс)Пособие содержит 1 вариантов типовых тестовых заданий государственной итоговой аттестации (в новой форме) 2013 года. Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к экзамену (в новой форме) в 6 классе по биологии. В сборнике изложен подробный разбор и решение всех заданий одного из вариантов, помимо этого даны ответы на все варианты тестов. Приведена подробная инструкция по проверке и оценке работ учащихся. Сборник предназначен для учителей и методистов, готовящих ...
  • Рабочая программа по биологии 6 класс Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования №1089 от 05 марта 2004 года, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы по биологии для 6-ого класса Биология - 6 (Растения. Бактерии. Грибы и лишайники), под редакцией И.Н.Пономаревой, Биология в основной школе Программы Москва. Издательский центр Вентана...
  • Социально-экологический проект «Капитошка» с уклоном волонтёрской деятельности (2-6 класс) Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и подростков; прекращаются занятия в школах и учреждениях дополнительного образования и, как следствие, увеличивается фактор риска подросткового периода. Поэтому организация летнего отдыха детей и подростков необходима не только для оздоровления детей и содержательности их досуга, но и как средство в профилактике безнадзорности подростков в период летних каникул. Это может быть достигнуто через многообразие эк...
  • Входная диагностика по биологии 6 классВходная диагностика для 6 класса по биологии включает в себя два варианта тестовых заданий, позволяющие оценить уровень остаточных знаний за прошлый учебный год по предмету. Тест составлен к рабочей программе к учебнику биологии 6 класс авторов И.Н. Пономаревой, О.А Корниловой, В.С. Кучменко , изд.Вентана-Граф (ФГОС). Материалы входной диагностики состоят из трех уровней: А ( вопросы с выбором варианта ответа), В (предложения с недостающими словами) и С (вопрос, на который требуется дать разве...
  • Конспект урока по окружающему миру на тему Гейзеры (6 класс) ОМ – 6 класс урок тему Гейзеры цели урока: а) познакомить шестиклассников с гейзерами и горячими источниками; б) формировать идею о постоянном развитии земной коры; в) развивать умения школьников выделять основную мысль, формулировать выводы по тексту учебника, работать с текстом учебника. оборудование урока: карти... Название материка Абсолютная высота Действующий или потухший Ключевская Сопка Евразия 4900 м Действующий Везувий Евразия 1280 м Действующий Этна Евразия 3340 м Действующий Эльбрус Евразия 5642 м Потухший На контурной карте обозначьте действующие вулканы красной звездочкой, потухшие – синей. Ключевская Сопка Гекла Везувий Этна Эльбрус Кракатау Фудзияма Котопахи Орисаба 5.Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.102 – 104, закончить работу с контурной картой.
  • Разработка урока по биологии (ФГОС) на тему: Дыхание растений. Испарение воды листьями (6 класс)Разработка урока для проведения в 6 классах (ФГОС) по учебнику Н.И. Пономаревой. Тема урока: ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ. ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТЬЯМИ Тип урока: урок открытия нового знания (игра-путешествие). Цель урока: сформировать представление о процессе дыхания у растений и роли испарения воды в жизни растений. Задачи урока: Воспитывающая - воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям.Развивающая- установить, как происхо...
  • Тема: «Лекарственные, лесные растения». ( 6 класс)В разработке урока понятие о лекарственных растениях. Как нужно распознавать и определять лекарственные растения от сорняков. Воспитание бережного отношения к растительному миру. Используются: гербарные материалы, коллекция фотографии лекарственных, лесных растений. В ходе урока обсуждаются вопросы о возможности научного прогнозирования при вмешательстве человека в природные экосистемы. Урок посвящен лекарственным растениям. Таких как дурман, полынь, хлопчатник и другие. Разбирается с учениками...
  • Тема: Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. (6 класс)В разработке даётся сравнительная характеристика 4-х отделов споровых растений: мхов, плаунов, хвощей и папоротников. Продолжается знакомство учащихся с разнообразием растительного мира и особенностями строения высших споровых растений. Папоротники относятся к отделу Высших растений. Для них характерно наличие корней и листьев, чередование поколений – бесполого (спорофита) и полового (гаметофита). Бесполое поколение преобладает. Спорофит папоротника – это травянистое или древовидное растение с к...
  • Урок по биологии на тему Приспособленность растений к условиям окружающей среде (6 класс)Урок по теме Приспособленность растений к условиям окружающей среды - это урок обобщения и систематизации знаний по теме: Строение цветковых растений. 1. В начале урока учащимся предлагается терминологическая разминка по основным понятиям темы: Органы цветкового растения. 2. Далее проводится работа в группах по моделированию растения и составлению схемы Органы цветкового растения). 3. Затем игра Четвертый лишний по экологическим группам растений и определению приспособле...
  • Урок в 6 классеПередвижение воды и минеральных веществ в растениях Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Цель: на основе знаний о строении побега, стебля, сформировать представление о процессе транспорта веществ в растительном организме, о взаимодействии всех его частей Задачи: - образовательные: знать , что сосудисто-волокнистые пучки соединяют корневую систему с листьями. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщат... Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) Планируемая деятельность учащихся Деятельность учителя Развиваемые (формируемые) учебные действия предметные универсальные 1. Организационно-мотивационный 1.1 Организационный момент приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте, закрашивают первый лепесток цветка приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку, обращает внимание на цветы, которые лежат на партах (слайд 1,2), объясняет правила работы с цветком настроения (приложение1), просит нарисовать у цветка лицо, соответствующее вашему настроению. В течение урока вы будете за правильные ответы закрашивать по лепестку, которые в конце урока помогут вам оценить уровень ваших знаний. Личностные:самоопределение;регулятивные: организация своей учебной деятельностикоммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 1.2. Постановка цели урока Внимательно слушают, следят за мыслью учителя и формулируют тему урока, задачу урока При затруднении на последнем вопросе выходят на тему урока Формулируют тему урока. Ставят цели урока На столе учителя букет из верб, читает стих (приложение 2) ü До весны еще далеко, но вербы у меня распустились, почему? Мозговой штурм (приложение 3) Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу ü Почему вы не смогли ответить на последний вопрос? ü Посмотрите на фрагмент карты нашей страны. Что на ней обозначено? ( Реки) ü -Каково назначение крупных рек (Перевозят различные грузы) ü -Как, одним с... Знать- особенности строение анатомии корня, зоны корня личностные: мотивация учебной деятельности регулятивные: целеполагание коммуникативные: формулировка ответов. познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли. 1.3.Актуализация знаний УУД в начале урока учащиеся выполняют задания, взаимопроверка в парах, закрашивают листочек ü Часто можно наблюдать, как ранней весной капает сок с ветвей и раненых стволов берез. Проблемные вопросы: Что собой представляет березовый сок? Какие вещества необходимы растению? Как они транспортируются в растении? Откладываются ли в запас? (слайд 4) Проверяет знания учащихся о стебле как части побега: По какой части стебля идет восходящий ток веществ? Каковы ее особенности строения? На рисунке найдите соотношение. Организует взаимопроверку в парах: демонстрирует правильные ответы ... Знать –особенностистроение стебля; Уметь- работать с рисунком Личностные: оценивание уровня осваиваемого содержания Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коммуникативные:работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Познавательные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 2.Операционно-технологический 2.1 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) отвечают на вопрос, читают материал в учебнике находят и запоминают, по каким тканям стебля продвигаются минеральные вещества и вода. Поводят лабораторную работу, делают рисунок и вывод: Вода с минеральными веществами перемещается по сосудам древесины и проходит в жилки листа. закрашивают следующий листик 1)Проблемный вопрос: Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения? Найдите в параграфе 12 (с.82), ответ на вопрос: От чего зависит передвижение воды и растворенных в ней веществ в растении? 2) Лабораторная работа: Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ. (приложение 5) (слайд 8) Знать – функции стебля; Уметь – работать с лабораторным оборудованием, делать рисунки, уметь работать с учебником; Объяснять – механизм осуществления проводящей функции стебля Личностные: межличностные отношения; Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов, смысловое чтение; 2.2 Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков выполняют задания самостоятельной работы, формулируют выводы, закрашивают следующий листик взаимопроверка 1)Проблемный вопрос: как только на березе распустятся листья, выделение сока у березы прекращается. Как вы думаете, почему? 2) Направляет деятельность детей на повторение процесса воздушного питания (фотосинтеза). (биологический диктант: Найди ошибку) Приложение 6 ) 3) Как работает лист? (видеофрагмент) 4) посмотрите внимательно на слайд и постарайтесь раскрыть сущность опыта. ü По каким клеткам органические вещества передвигаются от листьев во все органы растения? Вывод: Органические в... Закрепить – знания по фотосинтезу Уметь – логически мыслить, осмысливать увиденное и делать логическое заключение Личностные: самоопределение, смыслообразование Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Познавательные: анализ объектов, структурирование знаний 2.3 Динамическая пауза повторяют движения за весе
  • Конспект урока по биологии на тему Плаун булавовидный, хвощ полевой (6 класс)Данный урок Плаун булавовидный, хвощ полевойразработан для учащихся 6 класса. Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности плаунов и хвощей; выявить усложнения организации их в ходе эволюции; продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, работать с гербариями и рисунками; воспитывать бережное отношение к природе. В разраб...
  • Урок по биологии на тему Биология -наука о живой природе. (6 класс) Тема: Биология – наука о живой природе. Цель: сформулировать понятие о системе живой природы и особенностях их изучения. Оборудование: фотографии и плакаты, иллюстрирующие систему живой природы. Базовые понятия: природа, система живой природы, биология, наблюдение, эксперимент. Структура урока 1. Организационный этап 1-2 минуты 2. Актуализация опорных знаний 7 минут 3. Изучение нового материала ...
  • Урок по биологии в 6 классе на тему: Понятие о тканях и их разнообразиеТип урока: Классический Урок № Дата: Тема: Понятие о тканях и их разнообразие. Цель: Сформировать представления о растительных тканях. Задачи: а) Образовательные: 1. дать понятие “ткани”; 2. показать многообразие тканей; 3. показать зависимость между строением и функциями тканей. б) Развивающие: развить умение анализировать, сравнивать в) Воспитательные: воспитать интерес к биологии Методы и методические приемы: 1. Словесные: рассказ, бесе...
  • Урок на тему Питание живых организмов 6 классЦель: формирование представлений о питании живых организмов. Задачи: 1. Образовательная: выяснить особенности питания растений и животных. 2. Воспитывающая: способствовать формированию экологического мышления; воспитывать любознательность, показать личностную значимость темы для школьника: человек, как растения и животные питается, интерес к природе. 3. Развивающая: развитие умений выделять существенные признаки, классифицировать биологические объекты. Оборудование: 1. Слайд – п...
  • Урок по биологии Строение растительной клетки 6 класс Урок по биологии на тему: Строение растительной клетки в шестом классе проводится с целью, чтобы изучить строение растительной клетки и значение ее частей; развивать умение работать с увеличительными приборами; научить готовить микропрепарат кожицы лука; продолжить формировать умение работать с книгой, лабораторным оборудованием, делать выводы при выполнении лабораторной работы; прививать интерес к биологии. Развивать умение работать в парах, по группам, воспитывать толерантность. На уроке исп...
  • Дневник фенологических наблюдений (6 класс) Содержание учебного материала по биологии ориентирует на формирование умения научно объяснить биологические явления, делать выводы о материальном единстве живой природы, о многообразии видов как результате развития органического мира, о познаваемости биологических явлений. Правильно организованные фенологические наблюдения, проводимые паралл...
© 2010-2018