- Преподавателю
- Астрономия
- Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Раздел | Астрономия |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гнездилов М.Е. |
Дата | 08.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР МБОУ «Малоенисейская СОШ»
__________/_______________/
« » __________ 201________г.
В соответствии с Уставом школы
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Протокол № ________
« » ______________201___г.
В соответствии с Уставом школы
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Малоенисейская СОШ »
_____________/___________
Приказ № ___от________201 г.
В соответствии с Уставом школы
Рабочая программа
по учебному предмету
астрономия для учащихся 11 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель: учитель Гнездилов М.Е.
учитель первой квалификационной категории
с. Малоенисейское
Пояснительная записка.
Рабочая программа по астрономии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
-
Учебного плана МБОУ «Малоенисейская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
-
Авторской программы Е.П. Левитана «Астрономия 11 класс» и ориентирована на использование базового учебника «Астрономия 11 класс» Е.П.Левитана (2011 г) также дополнительных пособий.
Необходимость общего астрономического образования тем, что знание основ современной астрономической науки даёт возможность учащимся:
- понять сущность повседневно наблюдаемых астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
-осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактике;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим окультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который должен начинаться в старшем дошкольном возрасте ( на базе имеющихся книг по астрономии для детей) и продолжаться в течении всего времени обучения в школе с максимальным использованием астрономического материала в курсах «Природоведение», « Окружающий мир», « Естествознание», «География», «Физика». С этой точки зрения данный систематический курс астрономии является курсом, обобщающим и завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное образование выпускников старшей общеобразовательной школы.
Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира 21 века. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии в 11 классе должен быть сделан на вопросы астрофизики, космогонии космологии.
Исходя из сказанного, в данной программе основными разделами являются «Строение Солнечной системы», «Физическая природа тел Солнечной системы», « Солнце и звёзды», «Строение и эволюция Вселенной».
Программа предусматривает применение сравнительного метода при изучении планет Солнечной системы, более глубокое ознакомление учащихся с природой Солнца и его влиянием на Землю. Учитывая мировоззренческую ценность достижений внегалактической астрономии и космологии, программа предусматривает ознакомление учащихся с многообразием галактик, квазаров и черных дыр, с крупномасштабной структурой Вселенной, расширением Метагалактики, космологическими моделями и гипотезой «Горячей Вселенной»
В процессе преподавания астрономии акцент следует делать акцент не на изложение множества конкретных научных фактов, на подчеркивание накопленного астрономией огромного опыта эмоционально - целостного отношения к миру, её вклада в становление и развитее эстетики и этики в историю духовной культуры человечества.
Оптимизация процесса обучения астрономии предполагает использование, кроме учебника, разнообразных других средств обучения ( моделей, приборов и инструментов, звёздных карт, глобусов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных обучающих программ и научно - популярных дисков)
Согласно действующему в школе учебному плану в 11 классе предполагается обучение астрономии в объеме 34 часов.
Критерии оценки по предмету «Астрономия» прописаны в Положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Основное содержание курса
1.Введение в астрономию (6ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течении суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
2.Строение Солнечной системы (5ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера- законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
3.Физическая природа тел Солнечной системы (6ч)
Система «Земля-Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна- спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов- Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (За пределами орбиты Нептуна; Плутон- один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.
4. Солнце и звезды (10ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протонпротонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце- Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд ( цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр-светимость», соотношение «масса-светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет- планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
5. Строение и эволюция Вселенной (6ч)
Наша Галактика (состав- звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассиная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески.
Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной» космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, просхождение и эволюция звезд, роисхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Заключительная лекция (1ч)
Астрономическая картина мира- картина строения и эволюции Вселенной. Открытие «темной материи» и «темной энергии»
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)
должны знать:
-
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
-
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
-
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
-
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
-
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Учебно - тематический план.
№
Тема
Кол - во
часов
1.
Введение в астрономию
6
2.
Строение Солнечной системы
5
3.
Физическая природа тел Солнечной системы.
6
4.
Солнце и звёзды.
10
5.
Строение и эволюция Вселенной.
6
6.
Заключительная лекция.
1
Всего:
34
Тематическое планирование учебного материала по астрономии за курс 11 класса по учебнику Е.П. Левитан « Астрономия. 11 класс»
(Всего 34 часа 1 час в неделю)
№ п/п
Содержание учебного материала.
Оборудование.
1.Введение в астрономию (6 ч)
1.
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии)
2.
Звёздное небо (что такое созвездие, основные созвездия)
3.
Изменение вида звёздного неба в течении суток (небесная сфера и её вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминация светил)
4.
Изменение вида звёздного неба в течении года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звёздного неба)
5.
Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звёзд на различных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой)
6.
Основы изменения времени (связь времени с географической долготой, системы счёта времени, понятие о летоисчислении)
2.Строение Солнечной системы (5 ч)
7.
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурация планет, сидерические синодические периоды обращения планет)
8.
Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения)
9.
Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера)
10.
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона)
11.
Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определения размеров тел Солнечной системы)
.
3.Физическая природа тел Солнечной системы ( 6 ч)
12.
Система «Земля - Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли солнечные и лунные затмения)
13.
Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы)
14.
Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности)
15.
Планеты - гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца)
16.
Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов - Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон - один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.
17.
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно - кометной опастности.
4.Солнце и звёзды ( 10 ч)
18.
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав)
19.
Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность)
20.
Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца)
21.
Солнце и жизнь Земли ( перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце - Земля» )
22.
Расстояние до звёзд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звёздные величины)
23.
Пространственные скорости звёзд (собственные движения и тангенциальные скорости звёзд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звёзд)
24.
Физическая природа звёзд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности)
25.
Связь между физическими характеристиками звёзд (диаграмма « спектр - светимость», соотношение «масса - светимость», вращение звёзд различных спектральных классов)
26.
Двойные звёзды (оптические и физические двойные звёзды, определение масс звёзд из наблюдений двойных звёзд, невидимые спутники звёзд.) Открытие экзопланет - планет, движущихся вокруг звёзд.
27.
Физические переменные, новые и сверхновые звёзды (цефеиды, другие физические переменные звёзды, новые и сверхновые)
5.Строение и эволюция Вселенной ( 6 ч)
28.
Наша Галактика (состав звёзды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звёзд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма - всплески.
29.
Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик)
30.
Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики)
31.
Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд)
32.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системе, основные закономерности в Солнечной системе первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет)
33.
Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблемы внеземных цивилизаций)
34.
Заключительная лекция. Астрономическая картина мира - картина строения и эволюция Вселенной. Открытие «темной материи» и темной энергии».
Список литературы:
Для учителя:
-
Левитан Е.П. «Астрономия. 11 класс» М. Дрофа, 2011
-
Авторская программа по астрономии Е.П.Левитана
Для учащихся:
1. Левитан Е.П. «Астрономия 11 класс» М. Дрофа, 20