Рабочая программа по астрономии 11 класс

Предлагается рабочая программа по астронимии, составленная на основе авторской программы Е.П. Левитана "Астрономия 11 класс", а также дополнительных пособий. Для учащихся необходимость астрономических знаний дает возможность понять сущность астрономических явлений: познакомиться с историей изучения Вселенной: получить представление о мегомире. Основной целью предлагаемой рабочей программы является формирование целостного представления о строении и эволюцции Вселенной, раскрыть перед учащимися ас...
Раздел Астрономия
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края




СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ «Малоенисейская СОШ»

__________/_______________/

« » __________ 201________г.


В соответствии с Уставом школы

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № ________

« » ______________201___г.

В соответствии с Уставом школы


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Малоенисейская СОШ »

_____________/___________

Приказ № ___от________201 г.

В соответствии с Уставом школы


Рабочая программа

по учебному предмету

астрономия для учащихся 11 класса

на 2014 - 2015 учебный год








Составитель: учитель Гнездилов М.Е.

учитель первой квалификационной категории











с. Малоенисейское

Пояснительная записка.

Рабочая программа по астрономии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

  2. Учебного плана МБОУ «Малоенисейская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

  3. Авторской программы Е.П. Левитана «Астрономия 11 класс» и ориентирована на использование базового учебника «Астрономия 11 класс» Е.П.Левитана (2011 г) также дополнительных пособий.

Необходимость общего астрономического образования тем, что знание основ современной астрономической науки даёт возможность учащимся:

- понять сущность повседневно наблюдаемых астрономических явлений;

- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

- получить представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

-осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактике;

- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим окультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который должен начинаться в старшем дошкольном возрасте ( на базе имеющихся книг по астрономии для детей) и продолжаться в течении всего времени обучения в школе с максимальным использованием астрономического материала в курсах «Природоведение», « Окружающий мир», « Естествознание», «География», «Физика». С этой точки зрения данный систематический курс астрономии является курсом, обобщающим и завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное образование выпускников старшей общеобразовательной школы.

Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира 21 века. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии в 11 классе должен быть сделан на вопросы астрофизики, космогонии космологии.

Исходя из сказанного, в данной программе основными разделами являются «Строение Солнечной системы», «Физическая природа тел Солнечной системы», « Солнце и звёзды», «Строение и эволюция Вселенной».

Программа предусматривает применение сравнительного метода при изучении планет Солнечной системы, более глубокое ознакомление учащихся с природой Солнца и его влиянием на Землю. Учитывая мировоззренческую ценность достижений внегалактической астрономии и космологии, программа предусматривает ознакомление учащихся с многообразием галактик, квазаров и черных дыр, с крупномасштабной структурой Вселенной, расширением Метагалактики, космологическими моделями и гипотезой «Горячей Вселенной»

В процессе преподавания астрономии акцент следует делать акцент не на изложение множества конкретных научных фактов, на подчеркивание накопленного астрономией огромного опыта эмоционально - целостного отношения к миру, её вклада в становление и развитее эстетики и этики в историю духовной культуры человечества.

Оптимизация процесса обучения астрономии предполагает использование, кроме учебника, разнообразных других средств обучения ( моделей, приборов и инструментов, звёздных карт, глобусов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных обучающих программ и научно - популярных дисков)

Согласно действующему в школе учебному плану в 11 классе предполагается обучение астрономии в объеме 34 часов.

Критерии оценки по предмету «Астрономия» прописаны в Положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся


Основное содержание курса

1.Введение в астрономию (6ч)

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течении суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

2.Строение Солнечной системы (5ч)

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера- законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

3.Физическая природа тел Солнечной системы (6ч)

Система «Земля-Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна- спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов- Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (За пределами орбиты Нептуна; Плутон- один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.

4. Солнце и звезды (10ч)

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протонпротонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце- Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд ( цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр-светимость», соотношение «масса-светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет- планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

5. Строение и эволюция Вселенной (6ч)

Наша Галактика (состав- звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассиная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески.

Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной» космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, просхождение и эволюция звезд, роисхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

Заключительная лекция (1ч)

Астрономическая картина мира- картина строения и эволюции Вселенной. Открытие «темной материи» и «темной энергии»

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)


должны знать:

  • смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

  • определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.





















Учебно - тематический план.

Тема

Кол - во

часов

1.

Введение в астрономию

6

2.

Строение Солнечной системы

5

3.

Физическая природа тел Солнечной системы.

6

4.

Солнце и звёзды.

10

5.

Строение и эволюция Вселенной.

6

6.

Заключительная лекция.

1

Всего:

34


























Тематическое планирование учебного материала по астрономии за курс 11 класса по учебнику Е.П. Левитан « Астрономия. 11 класс»

(Всего 34 часа 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного материала.

Оборудование.



1.Введение в астрономию (6 ч)


1.

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии)

2.

Звёздное небо (что такое созвездие, основные созвездия)

3.

Изменение вида звёздного неба в течении суток (небесная сфера и её вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминация светил)

4.

Изменение вида звёздного неба в течении года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звёздного неба)

5.

Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звёзд на различных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой)

6.

Основы изменения времени (связь времени с географической долготой, системы счёта времени, понятие о летоисчислении)



2.Строение Солнечной системы (5 ч)


7.

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурация планет, сидерические синодические периоды обращения планет)

8.

Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения)

9.

Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера)

10.

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона)

11.

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определения размеров тел Солнечной системы)

.




3.Физическая природа тел Солнечной системы ( 6 ч)


12.

Система «Земля - Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли солнечные и лунные затмения)

13.

Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы)

14.

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности)

15.

Планеты - гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца)

16.

Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов - Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон - один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты.

17.

Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно - кометной опастности.



4.Солнце и звёзды ( 10 ч)


18.

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав)

19.

Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность)

20.

Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца)

21.

Солнце и жизнь Земли ( перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце - Земля» )

22.

Расстояние до звёзд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звёздные величины)

23.

Пространственные скорости звёзд (собственные движения и тангенциальные скорости звёзд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звёзд)

24.

Физическая природа звёзд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности)

25.

Связь между физическими характеристиками звёзд (диаграмма « спектр - светимость», соотношение «масса - светимость», вращение звёзд различных спектральных классов)

26.

Двойные звёзды (оптические и физические двойные звёзды, определение масс звёзд из наблюдений двойных звёзд, невидимые спутники звёзд.) Открытие экзопланет - планет, движущихся вокруг звёзд.

27.

Физические переменные, новые и сверхновые звёзды (цефеиды, другие физические переменные звёзды, новые и сверхновые)



5.Строение и эволюция Вселенной ( 6 ч)


28.

Наша Галактика (состав звёзды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звёзд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма - всплески.

29.

Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик)

30.

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики)

31.

Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд)

32.

Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системе, основные закономерности в Солнечной системе первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет)

33.

Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблемы внеземных цивилизаций)

34.


Заключительная лекция. Астрономическая картина мира - картина строения и эволюция Вселенной. Открытие «темной материи» и темной энергии».












Список литературы:

Для учителя:


  1. Левитан Е.П. «Астрономия. 11 класс» М. Дрофа, 2011

  2. Авторская программа по астрономии Е.П.Левитана

Для учащихся:

1. Левитан Е.П. «Астрономия 11 класс» М. Дрофа, 20



















© 2010-2022