Авторская программа по астрономии Балакина М. А. (10-11 класс)

Авторская программа по курсу астрономии в муниципальном бюджетном образовательном учреждении лицее № 38 г. Нижний Новгород Тезисы В материале статьи программа по курсу «Астрономия», рассчитана на два года (10 и 11 класс, 1 ч. в нед.). Программа тесно связана с курсом физики: все темы в курсе астрономия проходятся практически в тоже самое время с соответствующими темами по физике, однако некоторые темы изучаются вообще только в курсе астрономии. За счёт увеличения количества часов появилась воз...
Раздел Астрономия
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа по курсу астрономии в муниципальном бюджетном образовательном учреждении лицее № 38

гАвторская программа по астрономии Балакина М.А. (10-11 класс). Нижний Новгород


Учитель физики и астрономии высшей категории,

Заместитель директора лицея по информатизации,

Почётный работник общего образования

Балакин Михаил Александрович


Концепция программы.

В силу ряда причин, астрономическое образование в школах нашей страны пришло в полный упадок. При этом, все специалисты - педагоги едины во мнении о важности этого раздела школьной программы. Причём, попытки дать знания по астрономии школьникам интегрировав астрономию в курс естествознания в средней школе, кажутся нам неправильными по самой сути. Во-первых, астрономия, являясь, по сути, частью физики, для своего качественного освоения требует базовых знаний законов физики и математики, которыми учащиеся не обладают до старших классов. Во-вторых, астрономия, изучающая Вселенную, логично суммирует и обобщает все знания, полученные учащимися за курс средней школы. Она является тем самым связующим звеном, которое сводит воедино, в общую картину, те фрагменты знаний о природе, которые учащиеся получают на разных предметах. Общеизвестно, что школьники «не видят леса за деревьями». Для них каждый предмет - отделен, не связан с остальными. Астрономия способна стать тем самым метапредметом, в котором органично сочетаются физика, математика, химия, биология, история, обществознание, литература. Приведённые соображения однозначно указывают на место астрономии в школьном курсе - в конце обучения.

Лицей работает по углублённой программе по физике и расширенной по математике. Это не только позволяет, но и обязывает и курс астрономии расширить и модернизировать. Углублённое изучение физики позволяет более подробно разбирать многие вопросы астрономии, и, одновременно рассмотрение многих вопросов астрономии с привлечением аппарата физики и математики позволяет придать смысл изучению этих наук для школьников, «оживить» их. Мы предлагаем модернизировать курс астрономии, расширив его по времени на два года, проведя более тесную интеграцию тем астрономии и физики, не только по содержанию, но и по времени изучения. По сравнению со стандартным курсом астрономии для 11 класса в предлагаемом нами курсе сроки прохождения части тем изменены для лучшей синхронизации с курсом физики, некоторые темы расширены, и в процесс их изучения внесены дополнительные практические занятия. По сути, изучение некоторых тем на астрономии позволит не проходить ряд вопросов в курсе физики. Они будут подробно раскрыты на уроках астрономии одновременно с изучением соответствующих тем физики. Это касается таких вопросов как движение в поле силы тяготения, спектральный анализ, виды ядерных реакций синтеза гелия, излучение абсолютно чёрного тела, закон Стефана - Больцмана. Увеличение количества часов астрономии позволит увеличить долю самостоятельной работы учащихся при решении задач, составлении докладов и презентаций. Ввиду большого объёма материала и недостатка времени эти часть работы в стандартном курсе астрономии велась формально или вообще не велась.

Таким образом, расширенный курс астрономии позволит логически завершить изучение школьного материала, оживить теоретическую «сухость» ряда предметов и раскрыть школьникам глаза на необыкновенную красоту окружающего мира. Ведь нет картины краше для человека, чем картина звёздного неба над головой.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к авторской учебной «Программе по астрономии 10-11 класса», Балакин М.А. 2012г. Календарно-тематический план ориентирован на использование электронного мультимедийного учебника «Открытая астрономия 2.5», а также дополнительных пособий:

для учителя:
1. «Открытая астрономия 2.6» - мультимедийный курс.
2. «Red Shift 5» - виртуальный планетарий.
Для учащихся:

  1. «Открытая астрономия 2.6» - мультимедийный курс..
    3. «Red Shift 5» - виртуальный планетарий.

  2. Учебник «Физика 10» Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. А. Пинский и др., 2006г.

    2. Сборник задач по физике Г. Н. Степанова 2003г
    3. Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г
    Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
    Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения астрономии:
    - освоение знаний об окружающем мире, Вселенной, галактиках, Солнечной системе, масштабах окружающего мира, методах измерения астрономических величин; законах развития Вселенной; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
    - овладение умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
    - применение знаний по астрономии и астрофизике для объяснения явлений природы, решения астрономических и физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по астрономии и физике;
    - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения астрономических и физических задач и самостоятельного приобретения знаний, выполнения наблюдений, подготовки докладов, рефератов и других творчески работ;
    - воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованию высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
    - использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества, понимания места человека во Вселенной.
    На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории астрономии. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем - дидактические единицы, отражающие историю развития астрономии и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение астрономии даёт шанс на приобретение естественнонаучного взгляда на окружающий мир, наличие знаний по астрономии защищает человека от мистицизма, мистификаций и обмана.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития природных процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет, а социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, проявления творческого подхода к делу, поиска нес­тандартных способов решения проблем и конструктивного взаимодей­ствия с людьми.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс - это классы физико-математический профиля, что предполагает повышенный и углубленный уровень изучения физики, достаточный для продолжения образования по физико-техническим специальностям. Для этого используется модификация стандартной программы по астрономии, а именно: несколько расширяется перечень изучаемых теоретических вопросов, значительно повышается уровень сложности теоретических и практических задач, используются задачники и дидактические материалы, для обучения решению задач повышенной сложности. Также предполагается активное использование медиаресурсов лицея и информационных технологий.
В лицейской медиатеке имеются следующие диски:

  1. «Открытая астрономия 2.5» Виртуальная энциклопедия

  2. «Red Shift 3» Виртуальный планетарий

  3. Электронные задачники по астрономии и физике

  4. «Celestia» виртуальный планетарий

  5. «Живая физика» программный моделирующий комплекс

  6. «Открытая физика 2.5» Виртуальная энциклопедия

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующую организацию процесса обучения: предполагается обучение в объеме 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
В соответствии с этим реализуется модифицированная «Программа по астрономии для 11 класса», (68 ч, 2 ч в неделю / 34 ч, 1 ч в неделю). Авторы: А.В.Засов, М.В.Медведева.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе физико-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта - переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятель­ности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курсов астрономии и физики.
Для лицейского образования приоритетным можно считать раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение раз­личать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Учащиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач, форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными физическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. В том числе:

  • Способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

  • проводить информационно - смысловой анализ текста;

  • ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);

  • составлять план, тезисы, конспект.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, разноуровневые контрольные работы.


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

должны знать:

Имена выдающихся астрономов, специфику астрономических наблюдений, основные элементы небесной сферы, теорему о высоте Полюса мира, принципы определения горизонтальных и экваториальных координат светил, связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца, принципы разделения поверхности Земли на климатические пояса, особенности различных способов счета времени, принципы, лежащие в основе составления календарей, понятие астрономической единицы, гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы. конфигурации внутренних и внешних планет, законы движения планет, принципы, лежащие в основе выбора траекторий космических станций к телам Солнечной систем, причины возникновения приливных сил и их влияние на движение тел Солнечной системы, различные свойства тел Солнечной системы.


должны уметь:

Находить на небе ярчайшие звезды, работать со звёздной картой (определять координаты звёзд, положение Солнца в любой день года, видимую область небесной сферы для данной широты в заданное время года и суток), решать задачи на определение: высоты и зенитного расстояния светила в моменты кульминации, географической широты точек земной поверхности по астрономическим наблюдениям, лунных фаз, периодов возможного наступления затмений, синодического и сидерического периодов планет, расстояний до небесных тел и их параллаксов, конфигураций планет, на использование формул: законов Кеплера, закона всемирного тяготения, 1-й и 2-й космических скоростей, пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы, находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

должны знать:

Понятия: звёздной величины, параллакса, светимости, главной последовательности, солнечной постоянной, конвекции, конвективной зоны, фотосферы, гранул, хромосферы, солнечной короны, протуберанца, солнечных вспышек, солнечных пятен, солнечного ветра, Млечного пути, Галактики, звёздного скопления, рассеянных и шаровых скоплений, тангенциальной и лучевой скоростей, межзвёздной среды, разреженного газа, межзвёздной пыли, газопылевого слоя, светлых и темных туманностей, космических лучей, гравитационной конденсации, протопланетных дисков галактик, эллиптических, спиральных и неправильных галактик, скоплений галактик, взаимодействующих галактик, галактик с активными ядрами, радиогалактик, квазаров, реликтового излучения. Гипотезу о существовании жизни во Вселенной, характер движения звёзд в диске и сферической составляющей Галактики, общие представления о размере и структуре Галактики, направление на центр Галактики, возможность использования спектрального анализа для изучения небесных объектов, физический смысл закона Вина и принципа Доплера, принцип работы, назначение и возможности телескопов, связь физических характеристик звёзд между собой: температуры, светимости, звёздной величины, цвета, массы, плотности, размера, связь земных явлений с активностью Солнца, методы определения расстояний (методы геометрического и спектрального параллакса), особенности физического состояния вещества внутри звёзд, источники энергии звёзд, наблюдательные особенности белых карликов, нейтронных звёзд, переменных звёзд, новых и сверхновых звёзд, особенности эволюции звёзд различной массы, метод определения расстояний по красному смещению, закон Хаббла, сущность однородных изотропных моделей Вселенной, о возможностях наблюдения далёких галактик в эпоху их "молодости".

должны уметь:

Решать задачи на использование принципа Доплера и закона Вина, на определение массы небесных тел по скоростям орбитального движения, на определение расстояний до звёзд, на связь между светимостью, радиусом и температурой звезды, на определение расстояний до галактик. Оценивать разрешающую способность (дифракционную) телескопов, пользоваться шкалой звёздных величин, диаграммой "температура-светимость", связывать тангенциальную и лучевую скорости небесного тела с его пространственной скоростью, грубо оценивать массу Галактики по скорости кругового движения звёзд, различать на фотографиях различные типы звёздных скоплений и межзвёздных туманностей, определять расстояние до галактик по красному смещению, объяснять смысл понятий "расширяющаяся Вселенная" и "реликтовое излучение".

Тематическое планирование к авторской программе по курсу астрономии в муниципальном бюджетном образовательном учреждении лицее № 38

гАвторская программа по астрономии Балакина М.А. (10-11 класс). Нижний Новгород


Учитель физики и астрономии высшей категории,

Заместитель директора лицея по информатизации,

Почётный работник общего образования

Балакин Михаил Александрович

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ АСТРОНОМИИ В 10 КЛАССЕ (34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД



УРОК

ТЕМА


Параграф по учебнику

Астрометрия 11 часов

1

Введение: предмет астрономия





2

Ориентировка на звёздном небе. Летне - осеннее небо. Легенды звёздного неба.


3

Элементы небесной сферы

4

Системы координат


5

Измерение времени


6

Суточное движение небесной сферы


7

Решение задач по теме «Суточное движение небесной сферы»


8

Видимое годовое движение Солнца.


9

Решение задач по теме «Видимое годовое движение Солнца».


10

Подвижная карта звёздного неба. Координаты звёзд. Суточное движение звёзд.





11

Контрольная работа № 1 «Астрометрия»


2. Небесная механика 15 часов

12

Задача Кеплера


13

Законы Кеплера


14

Движение тел в поле сил тяготения.


15

Гравитационные манёвры. Искусственные спутники. Космонавтика.


16

Решение задач на движение тел в полях сил тяготения.


17

Луна. Движение Луны


18

Лунные и Солнечные затмения.


19

Приливы. Зона Роша.


20

Состав и строение Солнечной системы: планеты земной группы


21

Состав и строение Солнечной системы: планеты гиганты


22

Состав и строение Солнечной системы: малые тела Солнечной системы


23

Границы Солнечной системы. Пояс Койпера. Сфера Хилла


24

Ориентировка на звёздном небе. Зимне - весеннее небо. Легенды звёздного неба


25

Звёзды, созвездия, туманности, галактики.


26

Контрольная работа № 2 «Небесная механика»


27

Урок - посещение планетария № 1 «Астрометрия»


28

Урок - посещение планетария № 2 «Солнечная система»


29

Урок - посещение планетария № 3 «Телескопы»


30

Обобщение материала.





31

Резерв времени. Экзаменационные сессии. 5 часов


32-34




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ АСТРОНОМИИ В 11 КЛАССЕ (34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД


УРОК

ТЕМА


Параграф по учебнику

Методы астрофизических исследований 21 час

1

Магнитное поле Земли. Роль земного магнетизма в жизни планеты.


2

Движение заряженных частиц в однородном и неоднородном магнитном поле.


3

Движение заряженных частиц в комбинированных полях.


4

Измерение расстояний в астрономии. Параллакс.


5

Расстояния до звёзд. Решение задач.


6

Визуальные наблюдения звёздного неба. Зимнее небо.


7

Блеск и цвет звёзд. Светимость. Закон Стефана - Больцмана.


8

Астрофотография.


9

Внеатмосферная астрономия. Искусственные спутники земли.


10

Электромагнитные волны. Свойства ЭМВ. Шкала ЭМВ.


11

Распространение радиоволн.


12

Радиотелескопы. Радиоастрономия.


13

Оптические системы.


14

Телескопы. Рефлекторы и рефракторы


15

Обнаружение экзопланет. Фотографические методы. Методы затмений. Гравитационное линзирование


16

Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения.


17

Инфракрасные телескопы, ультрафиолетовые, рентгеновские телескопы.


18

Гамма - квантовая астрономия. Нейтрино. Нейтринная астрономия.


19

Спектры электромагнитных колебаний. Спектральный анализ.


20

Эффект Доплера. Скорости звёзд. Расширение Вселенной


21

Элементы общей теории относительности.


Солнце 3 часа

22

Солнце. Строение Солнца. Внутреннее строение Солнца.


23

Источники энергии Солнца. Ядерные реакции.


24

Солнечно - Земные связи.


Звезды, туманности, галактики, Вселенная 9 часов

25

Звёзды. Массы и размеры звёзд.


26

Разные звёзды. Двойные, кратные, переменные звёзды.


27

Диаграмма Герцшпрунга - Рассела


28

Эволюция звёзд.


29

Туманности.


30

Галактики.


31

Эволюция Вселенной


32

Современные представления и гипотезы об эволюции Вселенной.


33

Антропный принцип


34

Резерв времени



Соответствие планирований по курсам физики и астрономии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ В 10 КЛАССЕ(170 ЧАСА, 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД



УРОК

ТЕМА

Физика

ТЕМА

Астрономия


Введение 4 часа


1-2

Физические явления. Теория и эксперимент

Введение: предмет астрономия

3-4

Физические величины и их измерение. Погрешности измерений


1.Механика 66 часов:


Кинематика материальной точки 20 часов

5

Система отсчёта. Способы описания движения


1. Астрометрия 11 часов

6-7

Скорость средняя и мгновенная. Ускорение

Ориентировка на звёздном небе. Летнее - осеннее небо. Легенды звёздного неба.

8-9

Равномерное прямолинейное движение

10

Равноускоренное прямолинейное движение

11-12

Решение задач: равномерное и равноускоренное движения

Элементы небесной сферы

13

Свободное падение тел

14-15

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

16-17

Решение задач: движение тела в поле силы тяжести

Системы координат

18-19

Равномерное движение материальной точки по окружности

20

Равноускоренное движение материальной точки по окружности

21-22

Относительность движения. Классический закон сложения скоростей

Измерение времени

23-24

Контрольная работа №1 «Кинематика материальной точки»


Динамика материальной точки 18 часов

25

Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона

26-27

Второй и третий законы Ньютона

Суточное движение небесной сферы

28-29

Сила упругости. Закон Гука

30

Силы трения

31-32

Закон всемирного тяготения

Решение задач по теме «Суточное движение небесной сферы»

33-34

Сила тяжести. Вес тела

35

Применение законов Ньютона

36-37

Решение задач: динамика материальной точки

Видимое годовое движение Солнца.

38-39

Система связанных тел

40

Решение задач: связанные тела

41-42

Контрольная работа №2 «Динамика материальной точки»

Решение задач по теме «Видимое годовое движение Солнца».


Законы сохранения в механике 13 часов

43-44

Импульс. Изменение импульса

45

Закон сохранения импульса. Реактивное движение

Подвижная карта звёздного неба. Координаты звёзд. Суточное движение звёзд.

46-47

Механическая работа. Мощность

48-49

Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии

50

Потенциальная энергия. Теорема о потенциальной энергии

Контрольная работа № 1

«Астрометрия»

51-52

Закон сохранения механической энергии

53-54

Упругое и неупругое столкновения тел


2. Небесная механика 15 часов

55

Контрольная работа №3 «Законы сохранения»

Задача Кеплера


Статика и гидростатика 8 часов

56-57

Равновесие. Виды равновесия

58-59

Условие равновесия для поступательного движения

60

Условие равновесия для вращательного движения

Законы Кеплера

61-62

Решение задач: равновесие тел

63

Гидростатическое давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда


Вращательное движение 7 часов


64-65

Момент инерции. Основное уравнение динамики вращательного движения

Движение тел в поле сил тяготения.

66-67

Момент импульса. Изменение момента импульса

68-69

Закон сохранения момента импульса

70

Контрольная работа №4 «Механика»

Гравитационные манёвры. Искусственные спутники. Космонавтика.


2.Молекулярная физика и термодинамика 42 часа:


Молекулярная физика 18 часов

71-72

Основные положения МКТ

73-74

Масса и размер молекул. Молярная масса

75

Тепловое движение молекул. Диффузия, Броуновское движение

Решение задач на движение тел в полях сил тяготения.

76-77

Опыт Штерна. Распределение молекул по скоростям. Взаимодействие молекул

78-79

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ

80

Температура. Шкалы температур

Луна. Движение Луны

81-82

Решение задач: МКТ

83-84

Уравнение состояния идеального газа

85

Газовые законы. Графическое изображение изопроцессов

Лунные и Солнечные затмения.

86-87

Решение задач: газовые законы

88

Контрольная работа № 5 «МКТ газов»


Термодинамика 14 часов


89-90

Теплопередача. Способы теплопередачи

Приливы. Зона Роша.

91-92

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса

93

Внутренняя энергия идеального газа. Работа газа

94-95

Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс

Состав и строение Солнечной системы: планеты земной группы

96-97

Решение задач: первый закон термодинамики

98-99

Второй закон термодинамики. Энтропия

Состав и строение Солнечной системы: планеты гиганты

100-101

Тепловые двигатели. Идеальный тепловой двигатель

102

Контрольная работа № 6 «Термодинамика»


Жидкость и пар 5 часов


103-104

Фазовый переход пар-жидкость. Испарение, кипение

Состав и строение Солнечной системы: малые тела Солнечной системы

105

Насыщенный пар. Влажность воздуха

106-107

Поверностное натяжениие. Капиллярные явления


Твердое тело 5 часов


108-109

Кристаллические и аморфные тела

Границы Солнечной системы. Пояс Койпера. Сфера Хилла

110-111

Механическое напряжение. Диаграмма растяжения. Механиеские свойства твердых тел

112

Линейное и объемное расширение


3.Электродинамика 50 часов:



Электростатика 25 часов


114-115

Электрический заряд. Электризация тел

Ориентировка на звёздном небе. Зимне - весеннее небо. Легенды звёздного неба

116

Закон Кулона

117-118

Решение задач: закон Кулона

119-120

Напряженность электрического поля. Линии напряженности

Звёзды, созвездия, туманности, галактики.

121-122

Поле точечного заряда, сферы, плоскости.

123

Решение задач: принцип суперпозиции полей

124-125

Работа электростатических сил. Потенциальная энергия системы зарядов.

Контрольная работа № 2

«Небесная механика»

126-127

Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности

128

Решение задач: работа электрических сил, потенциал


129-130

Проводники в электростатическом поле

Урок - посещение планетария № 1

«Астрометрия»

131

Диэлектрики в электростатическом поле

132-133

Электрическая емкость. Конденсаторы

134-135

Емкость плоского конденсатора. Энергия плоского конденсатора

Урок - посещение планетария № 2

«Солнечная система»

136-137

Решение задач: конденсаторы

138

Контрольная работа № 7 «Электростатика»


Постоянный электрический ток 13 часов


139-140

Закон Ома для однородного участка цепи

Урок - посещение планетария № 3

«Телескопы»

141-142

Сопротивление. Соединения проводников

143

Измерения силы тока и напряжения. Шунты и добавочные сопротивления

144-145

ЭДС. Закон Ома для неоднородного участка цепи

Обобщение материала.

146-147

Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа

148

Работа и мощность постоянного тока

149-150

Решение задач: расчет цепей постоянного тока

Резерв времени. Экзаменационные сессии. 5 часов

151

Контрольная работа № 8 «Законы постоянного тока»


Электрический ток в различных средах 12 часов

152-153

Ток в металлах. Классическая теория проводимости металлов

154-155

Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.


156-157

Ток в жидкостях. Закон электролиза

158

Ток в газах. Виды газового разряда

159-160

Ток в вакууме. Вакуумный диод. Электронно-лучевая трубка


160-161

Ток в полупроводниках. Диод. Транзистор

162

Решение задач: ток в средах

163-168

4.Резерв: зимняя сессия, летняя сессия 10 часов



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ В 11 КЛАССЕ(170 ЧАСОВ, 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)

2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД


УРОК

ТЕМА

ТЕМА

Астрономия


1.Магнитное поле 10 часов

Методы астрофизических исследований

1-2

Магнитное поле

Магнитное поле Земли. Роль земного магнетизма в жизни планеты.

3-4

Индукция магнитного поля

5

Магнитное поле токов

6-7

Сила Ампера. Проводник в магнитном поле

Движение заряженных частиц в однородном и неоднородном магнитном поле.

8-9

Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях

10

Магнитные свойства вещества. Магнитная запись информации


2.Электромагнитная индукция 12 часов


11-12

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея

Движение заряженных частиц в комбинированных полях.

13-14

Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца

15

ЭДС в движущемся проводнике

16-17

Решение задач: электромагнитная идукция

Измерение расстояний в астрономии. Параллакс.

18-19

Самоиндукция, индуктивность

20-21

Энергия магнитного поля

22

Контрольная работа № 1 «Магнитное поле»

Расстояния до звёзд. Решение задач.


3.Механические колебания 9 часов

23

Гармонические колебания. Виды колебаний

24-25

Пружинный маятник

26-27

Математический маятник

Визуальные наблюдения звёздного неба. Зимнее небо.

28

Сложение колебаний. Метод векторных диаграмм

29-30

Превращение энергии при колебаниях. Негармонические колебания

31

Контрольная работа № 2 «Механические колебания»

Блеск и цвет звёзд. Светимость. Закон Стефана - Больцмана.


4.Электромагнитные колебания 15 часов

32-33

Колебательный контур

34-35

Превращение энергии при свободных колебаниях в контуре

36-37

Решение задач: свободные электромагнитные колебания

Астрофотография.

38

Автоколебания. Генератор на транзисторе

39-40

Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток

41-42

Активное сопротивление. Действующее значение силы тока

Внеатмосферная астрономия. Искусственные спутники земли.

43

Реактивное сопротивление

44-45

Мощность в цепи переменного тока. Резонанс

46

Контрольная работа № 3 «Электромагнитные колебания»

Электромагнитные волны. Свойства ЭМВ. Шкала ЭМВ.


5.Физические основы электротехники 7 часов

47-48

Производство электроэнергии. Генератор и электродвигатель переменного тока

49-50

Трансформатор

51-52

Передача электроэнергии. ЛЭП переменного тока

Распространение радиоволн.

53

Решение задач: трансформаторы, ЛЭП


6.Механические волны 5 часов

54-55

Механические волны. Продольные и поперечные волны

56-57

Звук. Характеристики звука

Радиотелескопы. Радиоастрономия.

58

Акустический резонанс. Ультразвук


7.Электромагнитные волны и физические основы радиотехники 8 часов

59-60

Электромагнитные волны. Механизм образования электромагнитных волн

61-62

Свойства электромагнитных волн

Оптические системы.

63

Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование

64-65

Радиолокация. Телевидение

66

Контрольная работа № 4 «Волны»

Телескопы. Рефлекторы и рефракторы


8.Оптика 49 часа

67-68

Скорость света. Способы измерения скорости света

69-70

Приближения геометрической оптики. Прямолинейное распространение света

71-72

Закон отражения света

Обнаружение экзопланет. Фотографические методы. Методы затмений. Гравитационное линзирование

73

Плоские зеркала. Построение изображений

74-75

Сферические зеркала. Построение изображений

76-77

Решение задач: зеркала

Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения.

78

Закон преломления света

79-80

Показатель преломления

81-82

Решение задач: преломление света

Инфракрасные телескопы, ультрафиолетовые, рентгеновские телескопы.

83

Ход луча в плоскопараллельной пластине и призме

84-85

Линзы. Тонкая сферическая линза

86-87

Построение изображения в тонкой линзе

Гамма - квантовая астрономия. Нейтрино. Нейтринная астрономия.

88

Решение задач: построение изображений в линзах

89-90

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

91-92

Решение задач: формула линзы

Спектры электромагнитных колебаний. Спектральный анализ.

93

Оптические системы

94-95

Решение задач: оптические системы

96-97

Оптические приборы

Эффект Доплера. Скорости звёзд. Расширение Вселенной

98

Контрольная работа №5 «Геометрическая оптика»

99-100

Интерференция света

101-102

Применения интерференции. Голография

Элементы общей теории относительности.

103

Решение задач: интерференция света

104-105

Дифракция света


Солнце 2 часа

106-107

Дифракционная решетка

Солнце. Строение Солнца. Внутреннее строение Солнца.

108

Решение задач: дифракция света

109-110

Опыты Ньютона. Дисперсия Света

111-112

Поляризация света

Источники энергии Солнца. Ядерные реакции.

113

Контрольная работа №6 «Волновая оптика»

114-115

Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных волн


9.Элементы теории относительности 5 часов


116-117

Постулаты Эйнштена. Релятивистский закон сложенияя скоростей

Звёзды. Массы и размеры звёзд.

118

Релятивистская динамика

119-120

Решение задач: теорияя относительности


10.Элементы квантовой физики 5 часов


121-122

Фотоэффект. Законы внешнего фотоэффекта

Разные звёзды. Двойные, кратные, переменные звёзды.

123

Фотоны. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта

124-125

Давление света. Фотохимичческое действие


11.Строение атома 11 часов


126-127

Строение атома. Опыты Резерфорда

Диаграмма Герцшпрунга - Рассела

128

Квантовые постулаты Бора

129-130

Атом водорода по Бору. Водородоподобные атомы

131-132

Спектр атома водорода. Спектры излучения и поглощения

Эволюция звёзд.

133

Квантово-волновое описание атома

134-135

Индуцированное излучение. лазеры

136

Контрольная работа № 7 «Кванты. Строение атома»

Туманности.


12.Физика атомного ядра 12 часов

137-138

Строение и состав атомного ядра. Ядерные силы

139-140

Энергия связи атомного ядра. Ядерные реакции

141-142

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада

Галактики.

143

Решение задач: ядерные реакции, радиоактивный распад

144-145

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция

146-147

Ядерный реактор. Термоядерный синтез

Эволюция Вселенной

148

Контрольная работа № 8 «Физика атомного ядра»


13.Элементарные частицы 5 часов

149-150

Элементарные частицы и античастицы. Классификация частиц

151-152

Взаимные превращения элементарных частиц

Современные представления и гипотезы об эволюции Вселенной.

153

Законы сохранения в микромире


14.Обобщающие уроки 4 часа

154-155

Физика и научно-технический прогресс

156-157

Физическая картина мира



15.Резерв: зимняя сессия, подготовка к ЕГЭ 13 часов

Антропный принцип.

158-170






© 2010-2022