- Преподавателю
- Астрономия
- Авторская программа по астрономии Балакина М. А. (10-11 класс)
Авторская программа по астрономии Балакина М. А. (10-11 класс)
Раздел | Астрономия |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балакин М.А. |
Дата | 11.10.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Авторская программа по курсу астрономии в муниципальном бюджетном образовательном учреждении лицее № 38
г. Нижний Новгород
Учитель физики и астрономии высшей категории,
Заместитель директора лицея по информатизации,
Почётный работник общего образования
Балакин Михаил Александрович
Концепция программы.
В силу ряда причин, астрономическое образование в школах нашей страны пришло в полный упадок. При этом, все специалисты - педагоги едины во мнении о важности этого раздела школьной программы. Причём, попытки дать знания по астрономии школьникам интегрировав астрономию в курс естествознания в средней школе, кажутся нам неправильными по самой сути. Во-первых, астрономия, являясь, по сути, частью физики, для своего качественного освоения требует базовых знаний законов физики и математики, которыми учащиеся не обладают до старших классов. Во-вторых, астрономия, изучающая Вселенную, логично суммирует и обобщает все знания, полученные учащимися за курс средней школы. Она является тем самым связующим звеном, которое сводит воедино, в общую картину, те фрагменты знаний о природе, которые учащиеся получают на разных предметах. Общеизвестно, что школьники «не видят леса за деревьями». Для них каждый предмет - отделен, не связан с остальными. Астрономия способна стать тем самым метапредметом, в котором органично сочетаются физика, математика, химия, биология, история, обществознание, литература. Приведённые соображения однозначно указывают на место астрономии в школьном курсе - в конце обучения.
Лицей работает по углублённой программе по физике и расширенной по математике. Это не только позволяет, но и обязывает и курс астрономии расширить и модернизировать. Углублённое изучение физики позволяет более подробно разбирать многие вопросы астрономии, и, одновременно рассмотрение многих вопросов астрономии с привлечением аппарата физики и математики позволяет придать смысл изучению этих наук для школьников, «оживить» их. Мы предлагаем модернизировать курс астрономии, расширив его по времени на два года, проведя более тесную интеграцию тем астрономии и физики, не только по содержанию, но и по времени изучения. По сравнению со стандартным курсом астрономии для 11 класса в предлагаемом нами курсе сроки прохождения части тем изменены для лучшей синхронизации с курсом физики, некоторые темы расширены, и в процесс их изучения внесены дополнительные практические занятия. По сути, изучение некоторых тем на астрономии позволит не проходить ряд вопросов в курсе физики. Они будут подробно раскрыты на уроках астрономии одновременно с изучением соответствующих тем физики. Это касается таких вопросов как движение в поле силы тяготения, спектральный анализ, виды ядерных реакций синтеза гелия, излучение абсолютно чёрного тела, закон Стефана - Больцмана. Увеличение количества часов астрономии позволит увеличить долю самостоятельной работы учащихся при решении задач, составлении докладов и презентаций. Ввиду большого объёма материала и недостатка времени эти часть работы в стандартном курсе астрономии велась формально или вообще не велась.
Таким образом, расширенный курс астрономии позволит логически завершить изучение школьного материала, оживить теоретическую «сухость» ряда предметов и раскрыть школьникам глаза на необыкновенную красоту окружающего мира. Ведь нет картины краше для человека, чем картина звёздного неба над головой.
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к авторской учебной «Программе по астрономии 10-11 класса», Балакин М.А. 2012г. Календарно-тематический план ориентирован на использование электронного мультимедийного учебника «Открытая астрономия 2.5», а также дополнительных пособий:
для учителя:
1. «Открытая астрономия 2.6» - мультимедийный курс.
2. «Red Shift 5» - виртуальный планетарий.
Для учащихся:
-
«Открытая астрономия 2.6» - мультимедийный курс..
3. «Red Shift 5» - виртуальный планетарий. -
Учебник «Физика 10» Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. А. Пинский и др., 2006г.
2. Сборник задач по физике Г. Н. Степанова 2003г
3. Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения астрономии:
- освоение знаний об окружающем мире, Вселенной, галактиках, Солнечной системе, масштабах окружающего мира, методах измерения астрономических величин; законах развития Вселенной; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний по астрономии и астрофизике для объяснения явлений природы, решения астрономических и физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по астрономии и физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения астрономических и физических задач и самостоятельного приобретения знаний, выполнения наблюдений, подготовки докладов, рефератов и других творчески работ;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованию высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества, понимания места человека во Вселенной.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
-
Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
-
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории астрономии. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем - дидактические единицы, отражающие историю развития астрономии и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение астрономии даёт шанс на приобретение естественнонаучного взгляда на окружающий мир, наличие знаний по астрономии защищает человека от мистицизма, мистификаций и обмана.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития природных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет, а социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, проявления творческого подхода к делу, поиска нестандартных способов решения проблем и конструктивного взаимодействия с людьми.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс - это классы физико-математический профиля, что предполагает повышенный и углубленный уровень изучения физики, достаточный для продолжения образования по физико-техническим специальностям. Для этого используется модификация стандартной программы по астрономии, а именно: несколько расширяется перечень изучаемых теоретических вопросов, значительно повышается уровень сложности теоретических и практических задач, используются задачники и дидактические материалы, для обучения решению задач повышенной сложности. Также предполагается активное использование медиаресурсов лицея и информационных технологий.
В лицейской медиатеке имеются следующие диски:
-
«Открытая астрономия 2.5» Виртуальная энциклопедия
-
«Red Shift 3» Виртуальный планетарий
-
Электронные задачники по астрономии и физике
-
«Celestia» виртуальный планетарий
-
«Живая физика» программный моделирующий комплекс
-
«Открытая физика 2.5» Виртуальная энциклопедия
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующую организацию процесса обучения: предполагается обучение в объеме 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
В соответствии с этим реализуется модифицированная «Программа по астрономии для 11 класса», (68 ч, 2 ч в неделю / 34 ч, 1 ч в неделю). Авторы: А.В.Засов, М.В.Медведева.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе физико-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курсов астрономии и физики.
Для лицейского образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными физическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. В том числе:
-
Способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
-
проводить информационно - смысловой анализ текста;
-
использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
-
составлять план, тезисы, конспект.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, разноуровневые контрольные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
должны знать:
Имена выдающихся астрономов, специфику астрономических наблюдений, основные элементы небесной сферы, теорему о высоте Полюса мира, принципы определения горизонтальных и экваториальных координат светил, связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца, принципы разделения поверхности Земли на климатические пояса, особенности различных способов счета времени, принципы, лежащие в основе составления календарей, понятие астрономической единицы, гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы. конфигурации внутренних и внешних планет, законы движения планет, принципы, лежащие в основе выбора траекторий космических станций к телам Солнечной систем, причины возникновения приливных сил и их влияние на движение тел Солнечной системы, различные свойства тел Солнечной системы.
должны уметь:
Находить на небе ярчайшие звезды, работать со звёздной картой (определять координаты звёзд, положение Солнца в любой день года, видимую область небесной сферы для данной широты в заданное время года и суток), решать задачи на определение: высоты и зенитного расстояния светила в моменты кульминации, географической широты точек земной поверхности по астрономическим наблюдениям, лунных фаз, периодов возможного наступления затмений, синодического и сидерического периодов планет, расстояний до небесных тел и их параллаксов, конфигураций планет, на использование формул: законов Кеплера, закона всемирного тяготения, 1-й и 2-й космических скоростей, пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы, находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
должны знать:
Понятия: звёздной величины, параллакса, светимости, главной последовательности, солнечной постоянной, конвекции, конвективной зоны, фотосферы, гранул, хромосферы, солнечной короны, протуберанца, солнечных вспышек, солнечных пятен, солнечного ветра, Млечного пути, Галактики, звёздного скопления, рассеянных и шаровых скоплений, тангенциальной и лучевой скоростей, межзвёздной среды, разреженного газа, межзвёздной пыли, газопылевого слоя, светлых и темных туманностей, космических лучей, гравитационной конденсации, протопланетных дисков галактик, эллиптических, спиральных и неправильных галактик, скоплений галактик, взаимодействующих галактик, галактик с активными ядрами, радиогалактик, квазаров, реликтового излучения. Гипотезу о существовании жизни во Вселенной, характер движения звёзд в диске и сферической составляющей Галактики, общие представления о размере и структуре Галактики, направление на центр Галактики, возможность использования спектрального анализа для изучения небесных объектов, физический смысл закона Вина и принципа Доплера, принцип работы, назначение и возможности телескопов, связь физических характеристик звёзд между собой: температуры, светимости, звёздной величины, цвета, массы, плотности, размера, связь земных явлений с активностью Солнца, методы определения расстояний (методы геометрического и спектрального параллакса), особенности физического состояния вещества внутри звёзд, источники энергии звёзд, наблюдательные особенности белых карликов, нейтронных звёзд, переменных звёзд, новых и сверхновых звёзд, особенности эволюции звёзд различной массы, метод определения расстояний по красному смещению, закон Хаббла, сущность однородных изотропных моделей Вселенной, о возможностях наблюдения далёких галактик в эпоху их "молодости".
должны уметь:
Решать задачи на использование принципа Доплера и закона Вина, на определение массы небесных тел по скоростям орбитального движения, на определение расстояний до звёзд, на связь между светимостью, радиусом и температурой звезды, на определение расстояний до галактик. Оценивать разрешающую способность (дифракционную) телескопов, пользоваться шкалой звёздных величин, диаграммой "температура-светимость", связывать тангенциальную и лучевую скорости небесного тела с его пространственной скоростью, грубо оценивать массу Галактики по скорости кругового движения звёзд, различать на фотографиях различные типы звёздных скоплений и межзвёздных туманностей, определять расстояние до галактик по красному смещению, объяснять смысл понятий "расширяющаяся Вселенная" и "реликтовое излучение".
Тематическое планирование к авторской программе по курсу астрономии в муниципальном бюджетном образовательном учреждении лицее № 38
г. Нижний Новгород
Учитель физики и астрономии высшей категории,
Заместитель директора лицея по информатизации,
Почётный работник общего образования
Балакин Михаил Александрович
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ АСТРОНОМИИ В 10 КЛАССЕ (34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
УРОК
ТЕМА
Параграф по учебнику
Астрометрия 11 часов
1
Введение: предмет астрономия
2
Ориентировка на звёздном небе. Летне - осеннее небо. Легенды звёздного неба.
3
Элементы небесной сферы
4
Системы координат
5
Измерение времени
6
Суточное движение небесной сферы
7
Решение задач по теме «Суточное движение небесной сферы»
8
Видимое годовое движение Солнца.
9
Решение задач по теме «Видимое годовое движение Солнца».
10
Подвижная карта звёздного неба. Координаты звёзд. Суточное движение звёзд.
11
Контрольная работа № 1 «Астрометрия»
2. Небесная механика 15 часов
12
Задача Кеплера
13
Законы Кеплера
14
Движение тел в поле сил тяготения.
15
Гравитационные манёвры. Искусственные спутники. Космонавтика.
16
Решение задач на движение тел в полях сил тяготения.
17
Луна. Движение Луны
18
Лунные и Солнечные затмения.
19
Приливы. Зона Роша.
20
Состав и строение Солнечной системы: планеты земной группы
21
Состав и строение Солнечной системы: планеты гиганты
22
Состав и строение Солнечной системы: малые тела Солнечной системы
23
Границы Солнечной системы. Пояс Койпера. Сфера Хилла
24
Ориентировка на звёздном небе. Зимне - весеннее небо. Легенды звёздного неба
25
Звёзды, созвездия, туманности, галактики.
26
Контрольная работа № 2 «Небесная механика»
27
Урок - посещение планетария № 1 «Астрометрия»
28
Урок - посещение планетария № 2 «Солнечная система»
29
Урок - посещение планетария № 3 «Телескопы»
30
Обобщение материала.
31
Резерв времени. Экзаменационные сессии. 5 часов
32-34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ АСТРОНОМИИ В 11 КЛАССЕ (34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
УРОК
ТЕМА
Параграф по учебнику
Методы астрофизических исследований 21 час
1
Магнитное поле Земли. Роль земного магнетизма в жизни планеты.
2
Движение заряженных частиц в однородном и неоднородном магнитном поле.
3
Движение заряженных частиц в комбинированных полях.
4
Измерение расстояний в астрономии. Параллакс.
5
Расстояния до звёзд. Решение задач.
6
Визуальные наблюдения звёздного неба. Зимнее небо.
7
Блеск и цвет звёзд. Светимость. Закон Стефана - Больцмана.
8
Астрофотография.
9
Внеатмосферная астрономия. Искусственные спутники земли.
10
Электромагнитные волны. Свойства ЭМВ. Шкала ЭМВ.
11
Распространение радиоволн.
12
Радиотелескопы. Радиоастрономия.
13
Оптические системы.
14
Телескопы. Рефлекторы и рефракторы
15
Обнаружение экзопланет. Фотографические методы. Методы затмений. Гравитационное линзирование
16
Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения.
17
Инфракрасные телескопы, ультрафиолетовые, рентгеновские телескопы.
18
Гамма - квантовая астрономия. Нейтрино. Нейтринная астрономия.
19
Спектры электромагнитных колебаний. Спектральный анализ.
20
Эффект Доплера. Скорости звёзд. Расширение Вселенной
21
Элементы общей теории относительности.
Солнце 3 часа
22
Солнце. Строение Солнца. Внутреннее строение Солнца.
23
Источники энергии Солнца. Ядерные реакции.
24
Солнечно - Земные связи.
Звезды, туманности, галактики, Вселенная 9 часов
25
Звёзды. Массы и размеры звёзд.
26
Разные звёзды. Двойные, кратные, переменные звёзды.
27
Диаграмма Герцшпрунга - Рассела
28
Эволюция звёзд.
29
Туманности.
30
Галактики.
31
Эволюция Вселенной
32
Современные представления и гипотезы об эволюции Вселенной.
33
Антропный принцип
34
Резерв времени
Соответствие планирований по курсам физики и астрономии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ В 10 КЛАССЕ(170 ЧАСА, 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
УРОК
ТЕМА
Физика
ТЕМА
Астрономия
Введение 4 часа
1-2
Физические явления. Теория и эксперимент
Введение: предмет астрономия
3-4
Физические величины и их измерение. Погрешности измерений
1.Механика 66 часов:
Кинематика материальной точки 20 часов
5
Система отсчёта. Способы описания движения
1. Астрометрия 11 часов
6-7
Скорость средняя и мгновенная. Ускорение
Ориентировка на звёздном небе. Летнее - осеннее небо. Легенды звёздного неба.
8-9
Равномерное прямолинейное движение
10
Равноускоренное прямолинейное движение
11-12
Решение задач: равномерное и равноускоренное движения
Элементы небесной сферы
13
Свободное падение тел
14-15
Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
16-17
Решение задач: движение тела в поле силы тяжести
Системы координат
18-19
Равномерное движение материальной точки по окружности
20
Равноускоренное движение материальной точки по окружности
21-22
Относительность движения. Классический закон сложения скоростей
Измерение времени
23-24
Контрольная работа №1 «Кинематика материальной точки»
Динамика материальной точки 18 часов
25
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона
26-27
Второй и третий законы Ньютона
Суточное движение небесной сферы
28-29
Сила упругости. Закон Гука
30
Силы трения
31-32
Закон всемирного тяготения
Решение задач по теме «Суточное движение небесной сферы»
33-34
Сила тяжести. Вес тела
35
Применение законов Ньютона
36-37
Решение задач: динамика материальной точки
Видимое годовое движение Солнца.
38-39
Система связанных тел
40
Решение задач: связанные тела
41-42
Контрольная работа №2 «Динамика материальной точки»
Решение задач по теме «Видимое годовое движение Солнца».
Законы сохранения в механике 13 часов
43-44
Импульс. Изменение импульса
45
Закон сохранения импульса. Реактивное движение
Подвижная карта звёздного неба. Координаты звёзд. Суточное движение звёзд.
46-47
Механическая работа. Мощность
48-49
Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии
50
Потенциальная энергия. Теорема о потенциальной энергии
Контрольная работа № 1
«Астрометрия»
51-52
Закон сохранения механической энергии
53-54
Упругое и неупругое столкновения тел
2. Небесная механика 15 часов
55
Контрольная работа №3 «Законы сохранения»
Задача Кеплера
Статика и гидростатика 8 часов
56-57
Равновесие. Виды равновесия
58-59
Условие равновесия для поступательного движения
60
Условие равновесия для вращательного движения
Законы Кеплера
61-62
Решение задач: равновесие тел
63
Гидростатическое давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда
Вращательное движение 7 часов
64-65
Момент инерции. Основное уравнение динамики вращательного движения
Движение тел в поле сил тяготения.
66-67
Момент импульса. Изменение момента импульса
68-69
Закон сохранения момента импульса
70
Контрольная работа №4 «Механика»
Гравитационные манёвры. Искусственные спутники. Космонавтика.
2.Молекулярная физика и термодинамика 42 часа:
Молекулярная физика 18 часов
71-72
Основные положения МКТ
73-74
Масса и размер молекул. Молярная масса
75
Тепловое движение молекул. Диффузия, Броуновское движение
Решение задач на движение тел в полях сил тяготения.
76-77
Опыт Штерна. Распределение молекул по скоростям. Взаимодействие молекул
78-79
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ
80
Температура. Шкалы температур
Луна. Движение Луны
81-82
Решение задач: МКТ
83-84
Уравнение состояния идеального газа
85
Газовые законы. Графическое изображение изопроцессов
Лунные и Солнечные затмения.
86-87
Решение задач: газовые законы
88
Контрольная работа № 5 «МКТ газов»
Термодинамика 14 часов
89-90
Теплопередача. Способы теплопередачи
Приливы. Зона Роша.
91-92
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса
93
Внутренняя энергия идеального газа. Работа газа
94-95
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс
Состав и строение Солнечной системы: планеты земной группы
96-97
Решение задач: первый закон термодинамики
98-99
Второй закон термодинамики. Энтропия
Состав и строение Солнечной системы: планеты гиганты
100-101
Тепловые двигатели. Идеальный тепловой двигатель
102
Контрольная работа № 6 «Термодинамика»
Жидкость и пар 5 часов
103-104
Фазовый переход пар-жидкость. Испарение, кипение
Состав и строение Солнечной системы: малые тела Солнечной системы
105
Насыщенный пар. Влажность воздуха
106-107
Поверностное натяжениие. Капиллярные явления
Твердое тело 5 часов
108-109
Кристаллические и аморфные тела
Границы Солнечной системы. Пояс Койпера. Сфера Хилла
110-111
Механическое напряжение. Диаграмма растяжения. Механиеские свойства твердых тел
112
Линейное и объемное расширение
3.Электродинамика 50 часов:
Электростатика 25 часов
114-115
Электрический заряд. Электризация тел
Ориентировка на звёздном небе. Зимне - весеннее небо. Легенды звёздного неба
116
Закон Кулона
117-118
Решение задач: закон Кулона
119-120
Напряженность электрического поля. Линии напряженности
Звёзды, созвездия, туманности, галактики.
121-122
Поле точечного заряда, сферы, плоскости.
123
Решение задач: принцип суперпозиции полей
124-125
Работа электростатических сил. Потенциальная энергия системы зарядов.
Контрольная работа № 2
«Небесная механика»
126-127
Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности
128
Решение задач: работа электрических сил, потенциал
129-130
Проводники в электростатическом поле
Урок - посещение планетария № 1
«Астрометрия»
131
Диэлектрики в электростатическом поле
132-133
Электрическая емкость. Конденсаторы
134-135
Емкость плоского конденсатора. Энергия плоского конденсатора
Урок - посещение планетария № 2
«Солнечная система»
136-137
Решение задач: конденсаторы
138
Контрольная работа № 7 «Электростатика»
Постоянный электрический ток 13 часов
139-140
Закон Ома для однородного участка цепи
Урок - посещение планетария № 3
«Телескопы»
141-142
Сопротивление. Соединения проводников
143
Измерения силы тока и напряжения. Шунты и добавочные сопротивления
144-145
ЭДС. Закон Ома для неоднородного участка цепи
Обобщение материала.
146-147
Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа
148
Работа и мощность постоянного тока
149-150
Решение задач: расчет цепей постоянного тока
Резерв времени. Экзаменационные сессии. 5 часов
151
Контрольная работа № 8 «Законы постоянного тока»
Электрический ток в различных средах 12 часов
152-153
Ток в металлах. Классическая теория проводимости металлов
154-155
Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
156-157
Ток в жидкостях. Закон электролиза
158
Ток в газах. Виды газового разряда
159-160
Ток в вакууме. Вакуумный диод. Электронно-лучевая трубка
160-161
Ток в полупроводниках. Диод. Транзистор
162
Решение задач: ток в средах
163-168
4.Резерв: зимняя сессия, летняя сессия 10 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ В 11 КЛАССЕ(170 ЧАСОВ, 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
УРОК
ТЕМА
ТЕМА
Астрономия
1.Магнитное поле 10 часов
Методы астрофизических исследований
1-2
Магнитное поле
Магнитное поле Земли. Роль земного магнетизма в жизни планеты.
3-4
Индукция магнитного поля
5
Магнитное поле токов
6-7
Сила Ампера. Проводник в магнитном поле
Движение заряженных частиц в однородном и неоднородном магнитном поле.
8-9
Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях
10
Магнитные свойства вещества. Магнитная запись информации
2.Электромагнитная индукция 12 часов
11-12
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея
Движение заряженных частиц в комбинированных полях.
13-14
Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца
15
ЭДС в движущемся проводнике
16-17
Решение задач: электромагнитная идукция
Измерение расстояний в астрономии. Параллакс.
18-19
Самоиндукция, индуктивность
20-21
Энергия магнитного поля
22
Контрольная работа № 1 «Магнитное поле»
Расстояния до звёзд. Решение задач.
3.Механические колебания 9 часов
23
Гармонические колебания. Виды колебаний
24-25
Пружинный маятник
26-27
Математический маятник
Визуальные наблюдения звёздного неба. Зимнее небо.
28
Сложение колебаний. Метод векторных диаграмм
29-30
Превращение энергии при колебаниях. Негармонические колебания
31
Контрольная работа № 2 «Механические колебания»
Блеск и цвет звёзд. Светимость. Закон Стефана - Больцмана.
4.Электромагнитные колебания 15 часов
32-33
Колебательный контур
34-35
Превращение энергии при свободных колебаниях в контуре
36-37
Решение задач: свободные электромагнитные колебания
Астрофотография.
38
Автоколебания. Генератор на транзисторе
39-40
Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток
41-42
Активное сопротивление. Действующее значение силы тока
Внеатмосферная астрономия. Искусственные спутники земли.
43
Реактивное сопротивление
44-45
Мощность в цепи переменного тока. Резонанс
46
Контрольная работа № 3 «Электромагнитные колебания»
Электромагнитные волны. Свойства ЭМВ. Шкала ЭМВ.
5.Физические основы электротехники 7 часов
47-48
Производство электроэнергии. Генератор и электродвигатель переменного тока
49-50
Трансформатор
51-52
Передача электроэнергии. ЛЭП переменного тока
Распространение радиоволн.
53
Решение задач: трансформаторы, ЛЭП
6.Механические волны 5 часов
54-55
Механические волны. Продольные и поперечные волны
56-57
Звук. Характеристики звука
Радиотелескопы. Радиоастрономия.
58
Акустический резонанс. Ультразвук
7.Электромагнитные волны и физические основы радиотехники 8 часов
59-60
Электромагнитные волны. Механизм образования электромагнитных волн
61-62
Свойства электромагнитных волн
Оптические системы.
63
Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование
64-65
Радиолокация. Телевидение
66
Контрольная работа № 4 «Волны»
Телескопы. Рефлекторы и рефракторы
8.Оптика 49 часа
67-68
Скорость света. Способы измерения скорости света
69-70
Приближения геометрической оптики. Прямолинейное распространение света
71-72
Закон отражения света
Обнаружение экзопланет. Фотографические методы. Методы затмений. Гравитационное линзирование
73
Плоские зеркала. Построение изображений
74-75
Сферические зеркала. Построение изображений
76-77
Решение задач: зеркала
Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения.
78
Закон преломления света
79-80
Показатель преломления
81-82
Решение задач: преломление света
Инфракрасные телескопы, ультрафиолетовые, рентгеновские телескопы.
83
Ход луча в плоскопараллельной пластине и призме
84-85
Линзы. Тонкая сферическая линза
86-87
Построение изображения в тонкой линзе
Гамма - квантовая астрономия. Нейтрино. Нейтринная астрономия.
88
Решение задач: построение изображений в линзах
89-90
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы
91-92
Решение задач: формула линзы
Спектры электромагнитных колебаний. Спектральный анализ.
93
Оптические системы
94-95
Решение задач: оптические системы
96-97
Оптические приборы
Эффект Доплера. Скорости звёзд. Расширение Вселенной
98
Контрольная работа №5 «Геометрическая оптика»
99-100
Интерференция света
101-102
Применения интерференции. Голография
Элементы общей теории относительности.
103
Решение задач: интерференция света
104-105
Дифракция света
Солнце 2 часа
106-107
Дифракционная решетка
Солнце. Строение Солнца. Внутреннее строение Солнца.
108
Решение задач: дифракция света
109-110
Опыты Ньютона. Дисперсия Света
111-112
Поляризация света
Источники энергии Солнца. Ядерные реакции.
113
Контрольная работа №6 «Волновая оптика»
114-115
Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных волн
9.Элементы теории относительности 5 часов
116-117
Постулаты Эйнштена. Релятивистский закон сложенияя скоростей
Звёзды. Массы и размеры звёзд.
118
Релятивистская динамика
119-120
Решение задач: теорияя относительности
10.Элементы квантовой физики 5 часов
121-122
Фотоэффект. Законы внешнего фотоэффекта
Разные звёзды. Двойные, кратные, переменные звёзды.
123
Фотоны. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта
124-125
Давление света. Фотохимичческое действие
11.Строение атома 11 часов
126-127
Строение атома. Опыты Резерфорда
Диаграмма Герцшпрунга - Рассела
128
Квантовые постулаты Бора
129-130
Атом водорода по Бору. Водородоподобные атомы
131-132
Спектр атома водорода. Спектры излучения и поглощения
Эволюция звёзд.
133
Квантово-волновое описание атома
134-135
Индуцированное излучение. лазеры
136
Контрольная работа № 7 «Кванты. Строение атома»
Туманности.
12.Физика атомного ядра 12 часов
137-138
Строение и состав атомного ядра. Ядерные силы
139-140
Энергия связи атомного ядра. Ядерные реакции
141-142
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада
Галактики.
143
Решение задач: ядерные реакции, радиоактивный распад
144-145
Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция
146-147
Ядерный реактор. Термоядерный синтез
Эволюция Вселенной
148
Контрольная работа № 8 «Физика атомного ядра»
13.Элементарные частицы 5 часов
149-150
Элементарные частицы и античастицы. Классификация частиц
151-152
Взаимные превращения элементарных частиц
Современные представления и гипотезы об эволюции Вселенной.
153
Законы сохранения в микромире
14.Обобщающие уроки 4 часа
154-155
Физика и научно-технический прогресс
156-157
Физическая картина мира
15.Резерв: зимняя сессия, подготовка к ЕГЭ 13 часов
Антропный принцип.
158-170