Программа элективного курса для 10-11 классов

   Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов,рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).      Предлагаемый курс охватывает основные разделы «Генетика» и «Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков,опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединность целей образования: научить, развивать, воспитывать. Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся доб...
Раздел Астрономия
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Предлагаемый курс охватывает основные разделы «Генетика» и «Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков,опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединность целей образования: научить, развивать, воспитывать.

Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания. Также необходимо закрепить такие разделы биологии как «Систематика. Основные систематические группы живых организмов», «Организм человека и его здоровье».

Целью данного курса является развитие у учащихся умений и навыков решения тестовых заданий части А, В, С по основным разделам биологии.

Задачи курса:

- усвоение основных понятий, терминов и законов генетики;

- применение теоретических знаний на практике;

- развитие интереса к предмету;

- ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

После прохождения курса учащиеся должны знать:

-основные понятия, термины и законы генетики;

-генетическую символику;

- основные систематические группы живых организмов;

- организм человека и его здоровье

Учащиеся должны уметь:

-правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

-решать типичные задачи;

-логически рассуждать и обосновывать выводы.

Основная концепция курса.

Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции.

- добровольность;

-активная позиция;

-научность;

- развивающий характер;

-экологическая направленность;

- профессиональная направленность;

Контроль:


ученик получает «зачет» по итогам:


  • выполнения контрольной работы по молекулярной биологии


  • выполнения заданий тестового контроля №1 и №2


  • выполнения итоговой контрольной работы


  • решение тренировочных работ





Тематическое планирование


занятия

Тема занятия

Количество часов

Молекулярная биология - 9 ч.

1.

Введение. Белки

2

2.

Нуклеиновые кислоты

2

3.

Биосинтез белка

2

4.

Энергетический обмен

2

5.

Контрольная работа

1

Решение задач по генетике - 23 ч.

6.

Генетические символы и термины

2

7.

Законы Г.Менделя

Презентация

3

8.

Неполное доминирование

2

9.

Наследование групп крови

2

10.

Генетика пола

2

11.

Решение комбинированных задач

1, 2 , 3, 4

4

12.

Взаимодействие генов

2

13.

Контрольная работа

1

14.

Закон Т.Моргана

2

15.

Закон Харди - Вайнберга

biorepet-ufa.ru/reshenie-geneticheskix-zadach/uravnenie-xardi-vajnberga-v-reshenii-geneticheskix-zadach.html

2

16.

Генетика человека

Презентация


1

Систематика. Основные систематические группы живых организмов - 21ч.

17

Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.

1

18

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники.

1

19

Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.

1

20

Жизнедеятельность и размножение растительного организма,его целостность.

1

21

Классификация растений.

Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

1

22

Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

1

23

Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

1

24

Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

1

25

Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.

1

26

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Губки.

1

27

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Кишечнополостные.

1

28

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Черви.

1

29

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Моллюски.

1

30

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Членистоногие.

1

31

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Иглокожие.

1

32

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Рыбы.

1

33

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Земноводные.

1

34

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся.

1

35

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Птицы.

1

36

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие.

1

37

Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных.

1

Организм человека и его здоровье - 7 часов

38

Место человека в органическом мире. Ткани их строение и функции. Опорно-двигательная система.

1

39

Дыхательная, мочевыделительная системы, система органов размножения. Строение кожи.

1

40

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения.

1

41

Система органов пищеварения Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

1

42

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

1

43

Анализаторы,

их строение и функции.

1

44

Высшая нервная деятельность (ВНД).Особенности психики человека.

1

Работа с контрольно-измерительными заданиями - 8 ч.

46

Тренировочные тестирования.

2

46

Тренировочные тестирования.

1

47

Тренировочные тестирования.

1

48

Тренировочные тестирования.

1

49

Разбор демонстрационной версии

1

50

Разбор демонстрационной версии

1

51

Итоговое занятие

1


Итого

68 часов
























Содержание курса

Занятие 1. Введение.

Белки: актуализация знаний по теме (белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке), решение задач.

Занятие 2. Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК), решение задач.

Занятие 3. Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция - динамика биосинтеза белка), решение задач.

Занятие 4. Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание), решение задач.

Занятие 5. Контрольная работа.

Занятие 6. Генетические символы и термины.

Занятие 7. Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании), тестовый контроль умения решать задачи на законы Менделя, предусмотренные программой, решение задач на моно - и дигибридное скрещивание повышенной сложности.

Занятие 8. Неполное доминирование: актуализация знаний по теме, решение задач по теме повышенной сложности.

Занятие 9. Наследование групп крови: актуализация знаний по теме, решение задач.

Занятие 10. Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности.

Занятие 11. Решение комбинированных задач.

Занятие 12. Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию.

Занятие 13. Игра «Бег с барьерами»

Занятие 14. Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?), решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт.

Занятие 15. Закон Харди - Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом, решение задач по генетике популяций.

Занятие 16. Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы, решение задач.

Занятие 17. Заключительное занятие. Решение занимательных задач.













Литература

  • Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 - 2005)


  • Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)


  • Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)


  • «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 1995)


  • Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982)


  • «Краткий сборник генетических задач» (Ижевск, 1993)


  • Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)


  • Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике (Пермь, мед. инст. 1986)


  • Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)


  • Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 1985)


  • Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998


  • Соколовская Б. Х « Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981)


  • Фридман М.В. «Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ» (журнал «Биология для школьников» №2 - 2003)







© 2010-2022