- Преподавателю
- Астрономия
- Рабочая программа по Астрономии. 11 класс
Рабочая программа по Астрономии. 11 класс
Раздел | Астрономия |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мишин В.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для 11 класса разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с требованиями ФК ГОС от 5 марта 2004 г. N 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427,от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39,от 31.01.2012 N 69) ;
- с учетом авторской программы: Е.П. Левитан. Астрономия - 11, «Дрофа -2010»
Цели изучения астрономии:
- понять сущность повседневно наблюдаемых астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представления о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
-осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактике;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим окультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.
2.Общая характеристика учебного предмета
Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который должен начинаться в старшем дошкольном возрасте ( на базе имеющихся книг по астрономии для детей) и продолжаться в течении всего времени обучения в школе с максимальным использованием астрономического материала в курсах «Природоведение», « Окружающий мир», « Естествознание», «География», «Физика». С этой точки зрения данный систематический курс астрономии является курсом, обобщающим и завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное образование выпускников старшей общеобразовательной школы.
Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира 21 века. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии в 11 классе должен быть сделан на вопросы астрофизики, космогонии космологии.
Исходя из сказанного, в данной программе основными разделами являются «Строение Солнечной системы», «Физическая природа тел Солнечной системы», « Солнце и звёзды», «Строение и эволюция Вселенной».
Программа предусматривает применение сравнительного метода при изучении планет Солнечной системы, более глубокое ознакомление учащихся с природой Солнца и его влиянием на Землю. Учитывая мировоззренческую ценность достижений внегалактической астрономии и космологии, программа предусматривает ознакомление учащихся с многообразием галактик, квазаров и черных дыр, с крупномасштабной структурой Вселенной, расширением Метагалактики, космологическими моделями и гипотезой «Горячей Вселенной»
В процессе преподавания астрономии акцент следует делать акцент не на изложение множества конкретных научных фактов, на подчеркивание накопленного астрономией огромного опыта эмоционально - целостного отношения к миру, её вклада в становление и развитее эстетики и этики в историю духовной культуры человечества.
3.Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения астрономии на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
4.Основное содержание учебного предмета:(34 ч)
1.Введение в астрономию (6ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течении суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
2.Строение Солнечной системы (5ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера- законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
3.Физическая природа тел Солнечной системы (6ч)
Система «Земля-Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна- спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов- Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (За пределами орбиты Нептуна; Плутон- один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности.
4. Солнце и звезды (10ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протонпротонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце- Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд ( цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр-светимость», соотношение «масса-светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет- планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
5. Строение и эволюция Вселенной (6ч)
Наша Галактика (состав- звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассиная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески.
Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной» космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, просхождение и эволюция звезд, роисхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Заключительная лекция (1ч)
№
Тема урока
Тип урока
Содержание
Введение в астрономию
1/1
Предмет астрономии.
Урок изучения нового материала
Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Что такое созвездие, основные созвездия
2/2
Звездное небо
Комбинированный урок
Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил
3/3
Изменение вида звездного неба в течение суток
применение знаний и умений
Экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба
4/4
Изменение вида звездного неба в течение года
Комбинированный урок
Высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой.
5/5
Способы определения географической широты
Комбинированный урок
Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении
6/6
Основы измерения времени
Комбинированный урок
Введение в астрономию
Строение Солнечной системы
7/1
Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе
Урок изучения нового материала
Петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет. Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения
8/2
Развитие представлений о Солнечной системе
Комбинированный урок
Три закона Кеплера
9/3
Законы Кеплера - законы движения небесных тел
применение знаний и умений
Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона
10/4
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера
Комбинированный урок
Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы
11/5
Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел
Комбинированный урок
Строение Солнечной системы
Физическая природа тел Солнечной системы
12/1
Система «Земля - Луна»
Урок изучения нового материала
Основные движения Земли, форма Земли. Луна - спутник
Земли. Солнечные и лунные затмения.
13/2
Природа Луны
Комбинированный урок
Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные
породы.
14/3
Планеты земной группы
Комбинированный урок
Общая характеристики атмосферы, поверхности
15/4
Планеты-гиганты
Комбинированный урок
Общая характеристика, особенности строения, спутники
16/5
Астероиды и метеориты
Кометы и метеоры
Комбинированный урок
Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс
астербидов. движение астероидов, физические характеристики астероидов,
метеориты. Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет,
метеоры и болиды, метеорные потоки.
17/6
Кометы и метеоры
Комбинированный урок
Физическая природа тел Солнечной системы
Солнце и звезды
18/1
Общие сведения о Солнце
Урок изучения нового материала
Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость,
температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав
19/2
Строение атмосферы Солнца
Комбинированный урок
Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная
активность.
20/3
Источники энергии и внутреннее строение Солнца
Комбинированный урок
Протон -протонный цикл, понятие о моделях внутреннего
строения Солнца.
21/4
Солнце и жизнь Земли
Комбинированный урок
Перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце - Земля»
22/5
Расстояние до звезд
Комбинированный урок
Определение расстояний по годичным параллаксам,
видимые и абсолютные звездные величины
23/6
Пространственные скорости звезд
применение знаний и умений
Собственные движения и тангенциальные скорости звезд,
эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд
24/7
Физическая природа звезд
Комбинированный урок
Цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности
25/8
Связь между физическими характеристиками звезд
Комбинированный урок
Диаграмма «спектр-светимость», соотношение «масса- светимость», вращение звезд различных спектральных классов
26/9
Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды
Комбинированный урок
Оптические и физические двойные звезды, определение
масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд. Цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и
сверхновые.
27/10
Физические переменные, новые и сверхновые звезды
Комбинированный урок
Солнце и звезды
Строение и эволюция Вселенной
28/1
Наша Галактика Другие галактики
Урок изучения нового материала
Состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары
29/2
Галактика Другие галактики
Комбинированный урок
Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной.
30/3
Метагалактика
Комбинированный урок
Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.
31/4
Происхождение и эволюция звезд
применение знаний и умений
Возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет.
32/5
Происхождение планет
Комбинированный урок
Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций
33/6
Жизнь и разум во Вселенной
Строение и эволюция Вселенной
34
Астрономическая картина мира
Заключительная лекция
7.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательной деятельности.
-
Левитан Е. П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
-
Электронный планетарий -2 CD
8.Требования к уровню подготовки выпускников
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол №12
от 30. 08. 2015г.