Конспект занятия «Луна – далекая и близкая»

Луна –  ближайшая к Земле планета, но долгое время она была недосягаема для человека. Тысячи лет человек мог касаться Луны только в сказках. Только 400 лет назад в Италии, ученый Галилео Галилей смастерил первый в мире маленький телескоп и навел его на Луну. Галилей был поражен. Он увидел страну, покрытую горами, а гладкие темные места ему показались похожими на моря. И астрономы потом всем темным местам на Луне дали красивые названия: Океан Бурь, Море Дождей, Море Паров, Озеро Сновидений, Залив...
Раздел Астрономия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект занятия «Луна – далекая и близкая»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Самарский Областной детский эколого-биологический центр»

(ГБОУ ДОД СОДЭБЦ)




КОНСПЕКТ

занятия «Луна - далекая и близкая».





Для учащихся младшего школьного возраста




Автор:

Заусаева О.Г.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД СДЭБЦ



Самара, 2014

Цель занятия:

- познакомить детей со спутником Земли - Луной, узнать, какая она, Луна, издалека и вблизи.

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

- познакомиться с физическими условиями на Луне, ближайшей к Земле планете;

- попытаться выяснить, почему большинство гор на Луне - круглые (провести эксперимент), а «моря» - темные;

- получить представление об исследованиях Луны;

- узнать, какие трудности ждут космонавтов и первых поселенцев на Луне;

- совершить мысленное путешествие к Заливу Радуги.

Материалы и оборудование:

  1. Телевизор, компьютер.

  2. Карты Луны.

  3. Виртуальный планетарий «Redshift-3. Фотогалерея». Фотографии поверхности Луны, ее гор, кратеров и морей.

  4. Видеофрагменты посещения Луны «Луноходами» и экспедициями «Аполлонов».

  5. Презентация к занятию.

Ход занятия:

Первая часть занятия - Рассказ с элементами беседы.

Вторая часть занятия - просмотр видеороликов с комментариями, обсуждение деталей путешествия к Заливу Радуги.

Экспериментальная часть - как получаются кратеры на Луне?

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя…» - так когда-то написал о Луне Александр Сергеевич Пушкин.

Представьте себе, что вы сидите на берегу реки. С темного неба молчаливо смотрит на нас Луна. Природа спит. Тихо. И красиво. При Луне удивительно хорошо мечтать!

Хорошо, что есть Луна! Но она всегда была недосягаема для человека. Тысячи лет человек мог касаться Луны только в сказках. И Луна - серебряный ломтик, плывущий среди звезд, становился то Месяцем Месяцовичем, то загадочным островом.

Но мы живем в другое время! И «недостижимая» Луна стала первой другой планетой, на которой побывал человек.

- А зачем люди летают в космос? Кто может ответить на этот вопрос?

- Может быть, на Земле стало тесно или люди летят туда за какими-нибудь сокровищами?

- Нет.

- Тогда чего же не хватает человеку?

- Человеку не хватает знаний! Это только кажется, что мы всезнайки. На самом деле даже о Земле мы многого не знаем. Как она образовалась, как появилась на ней жизнь? Чтобы по-настоящему узнать Землю, надо сравнивать ее с другими «землями», с другими планетами. Все планеты - родные сестры, так как их греет одно и то же Солнце. Но хоть они и сестры, но живут по-разному. И каждая планета может «рассказать» человеку свое. Побывав на других планетах, человеку станет понятным: как устроена Земля и что станет с ней потом.

И, конечно, первой станцией в походе к другим мирам будет спутник Земли - Луна.

1. Луна - издалека.

Что мы видим на Луне ясной ночью простым глазом и в небольшой телескоп?

Если посмотреть на Луну в ясную темную ночь, можно различить на ней светлые и темные пятна. (Посмотрим на карту Луны). Некоторым даже виделось на Луне лицо.

Но вот 400 лет назад в Италии, ученый Галилео Галилей смастерил первый в мире маленький телескоп. И навел его на Луну. Галилей был поражен. Он увидел страну, покрытую горами, а гладкие темные места ему показались похожими на моря. И астрономы потом всем темным местам на Луне дали красивые названия: Океан Бурь, Море Дождей, Море Паров, Озеро Сновидений, Залив Радуги.

Что же такое эти лунные моря?

- Могут ли быть они морями из воды? Могут ли на Луне шелестеть леса?

- Конечно, нет. Ничего этого там не может быть, т.к. на Луне нет ни воды, ни воздуха. Это видно даже с Земли. Если бы темные пятна были водой, они бы блестели на солнце. А лунные моря никогда не блестят. Это - сухие равнины.

И воздух тоже был бы виден с Земли. Планеты с воздухом выглядят туманными, лунная же «рожица» всегда видна четко. Кроме того, если бы на Луне был воздух и хоть чуточку воды, то появились бы облака. Ничего этого на Луне мы не видим. Поэтому можно не сомневаться: нет там ни воды, ни воздуха.

Но почему так? Почему Луна такая обездоленная, сухая и голая? Чем она хуже Земли?

Луна «хуже» Земли только тем, что меньше ее. Из-за этого она слабее притягивает к себе окружающие предметы и воздух. Если даже воздух был на Луне, то давно улетучился от Луны во все стороны. А вместе с воздухом ушла и вода. Она ведь всегда старается испариться на солнце. Так постепенно Луна растеряла и воздух, и воду. И горы, и моря превратились в голые пустыни. Итальянский писатель Джанни Родари так написал про лунное море:

У лунного моря особый секрет -

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет.

И рыба не водится тоже.

В волны его невозможно нырнуть,

Нельзя в нем плескаться, нельзя утонуть.

Купаться в том море удобно лишь тем,

Кто плавать еще не умеет совсем!

Но не огорчайтесь, что на Луне нельзя купаться. Все равно там очень-очень интересно!

Если посмотреть на Луну в телескоп, мы увидим горы, много гор. Одни горы похожи на земные, а другие колечками, круглые. Они похожи на кратеры земных вулканов. Их так и называют - кратерами. И называются они именами ученых: кратер Коперник, кратер Циолковский. А имена гор, похожих на земные, - называются как на Земле - Аппенины, Кавказ, Карпаты.

Если вглядеться в лунные горы, можно различить, что одни - старые, а другие - молодые. Например, кратер Тихо - молодой, и борта его целые и острые. А кратер Магин - старый. Борта его разрушены как стены древней крепости.

А вот Залив Радуги: горы наполовину залиты, чем? Ведь воды на Луне нет. Может быть, это лава. Но почему так много лавы? Чтобы выпустить много лавы, надо Луну разломать или бить по ней чем-нибудь. Таким великаном, разбившим Луну, могут быть большие метеориты. Это камни, летающие в космосе. Иногда они падают и на Землю. Такой метеорит, врезавшись в Луну, расколол ее и ушел под поверхность. Лава вылилась из недр и затопила место падения. Получилось «море» или «залив».

Вы на прогулке можете провести эксперимент. Если в песок кидать камушки под углом, то получатся ямки, похожие на кратеры, почти как на Луне.

2. Луна - вблизи.

Наблюдая за Луной, мы всегда видим одну и ту же «рожицу». Луна повернута к Земле одной стороной. Давайте это продемонстрируем. (Два ученика выходят к доске. Один стоит, изображая Землю и медленно поворачиваясь. Другой вращается вокруг него так, чтобы быть повернутым к нему все время лицом.)

Интересно, что же там, на другой стороне, которую никто не видел? Первый раз сфотографировал обратную сторону Луны 50 лет назад советский корабль «Луна-3». Она оказалась вот такой: (слайд с обратной стороной Луны).

На ней почти нет морей!

На Луне побывало много кораблей. Первые корабли просто врезались в Луну. Потом научились совершать мягкую посадку. По Луне путешествовали советские «Луноходы». Один из кораблей привез с Луны горстку лунного грунта. И, наконец, в 1969 году на Луну ступила нога человека, Нейла Армстронга! И еще 6 раз садились на Луну корабли и ходили по Луне люди.

Астрономы говорят, что Луна - суровая хозяйка. День и ночь на нашем спутнике длятся по две недели. Днем очень жарко, почти +100 градусов жары, а ночью столько же холода! Нет воздуха, и без скафандра не погуляешь. Быть на Луне очень опасно! Но зато можно высоко прыгать, так как человек там весит в 6 раз меньше!

Давайте мысленно слетаем на Луну. Экипаж - 3 человека: командир, и 2 космонавта. Мы с тобой - космонавты, а Коля Б. - командир. До Луны ракета летит всего три дня. Коля останется на орбите, а мы в посадочном модуле приземлимся в Море Дождей. Надеваем скафандры и выходим на поверхность.

Как вы думаете, что мы можем увидеть? Над головой черное небо и очень тихо (ведь воздуха нет). А это что? - Смотри: Земля на небе Луны! Какая она голубая и огромная!

Куда мы направимся? - Давайте посетим Залив Радуги в Море Дождей. Где он у нас на карте?

В пустоте нет звуков, поэтому так тихо. Разговаривать между собой можно только по радио, даже если мы стоим рядом. Луна - мир полной тишины. Возьмем маячок, который укажет путь к кораблю. Ведь на Луне легко заблудиться (она маленькая и корабль быстро скроется за горизонтом).

- Но мы можем вернуться по своим следам, их здесь никто не засыплет. А вот и Залив Радуги! Это старый кратер, залитый лавой. Похоже на залив, только он сухой.

Ну, что же, надо возвращаться, ведь воздух мы несем в ранце за спиной, а он может кончиться. Вот как все сложно на Луне!

Когда и кто будет путешествовать по Луне? Наверное, это будут ваши сверстники. Может быть, там построят лунный город?

Может быть, в отдаленном будущем человек начнет менять и самую природу Луны. Начнет делать из Луны вторую Землю. Создаст атмосферу, и люди снимут скафандры! И суровая Луна превратится в цветущий сад, полный красок и звуков.

Будущее Луны в наших руках!

Литература:

  1. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. Путеводитель по созвездиям и Луне. М: Наука, 1976;

  2. Клушанцев П. Станция Луна. Рассказы об астрономии.

Л: Детская литература, 1974;

  1. Компьютерный планетарий «RedShift-3»;

  2. Левитан Е.П. Твоя Вселенная. Книга для любителей необычных путешествий. М: Просвещение, 2007;

  3. Миттон С. и Ж. Астрономия. Оксфордская библиотека. М: Росмэн, 1998;

  4. Уллерих К. Ночи у телескопа. М: Мир, 1966.

  5. astronet.ru/

  6. selena-luna.ru/



© 2010-2022