- Преподавателю
- Астрономия
- Педагогический проект «Волшебная астрономия»
Педагогический проект «Волшебная астрономия»
Раздел | Астрономия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Игнатова Н.А. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Педагогический проект
Тема проекта: «Волшебная астрономия».
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта:
- дети 3Д класса
- учитель
- родители
Масштаб проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: апрель(1-2 неделя)
Основание для разработки:
-
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
-
Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
-
Проект реализуется в рамках совместной деятельности.
Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о космосе, астрономии, развитие предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи работы:
С детьми:
-
Формировать представления детей о космосе, космических полетах, планетах, звездах и созвездиях.
-
Формировать умение делать умозаключения и выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности.
-
Развивать умственные способности, речь, поисково- познавательные способности
-
Развивать интерес к научному познанию космического пространства.
-
Воспитывать гордость за свою страну и свой народ.
-
Побуждать к творчеству, развивать фантазию, конструктивные способности.
С родителями:
-
Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам познавательного развития детей.
-
Привлечь родителей к активной позиции участника проекта.
С педагогами:
-
Создать методическую копилку передового опыта по теме «Космос».
Гипотеза: предположим, что астрономия - наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес школьников к неизведанному миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки «астрономия» могут являться источником познания и умственного развития школьников.
Актуальность
На протяжении всего начального школьного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных видах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениях за объектами и явлениями живой и неживой природы, социальной действительности.
Важным средством познания ребенком мира является не только окружающая его природа, но и мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания - ощущение и восприятие.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения школьников в осмысленную деятельность в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу по окружающему миру можно заметить, что в недостаточной степени раскрывается тема «Космос», поэтому возникла необходимость работы над проектом «Волшебная астрономия».
Перед нами возникла проблема: как развивать у ребенка представления о космосе от мифов древней цивилизации до современных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Этапы работы над проектом:
1 этап работы - подготовительный.
Цель: заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность.
Работа над проектом началась с создания развивающей среды. С начала апреля вместе с детьми и родителями начали подбирать материал для уголка «Волшебная астрономия», в котором дети бы знакомились с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнавали бы об изучении человеком космоса, нашей планеты Земля и ее спутника.
Были оформлены:
-
модель «Солнечная система»
-
Карта созвездий,
-
Фотовыставка «Космос»
-
Выставка детских работ «Звездная фантазия»
-
Выставка рисунков «По космическим дорожкам»
-
Подборка детской художественной литературы по теме «Космос»
-
Дидактические и развивающие игры и пособия.
Для систематизации работы составили перспективный план:
Формы работы
Тема
Место проведения
Дата
Работа с детьми:
Экскурсия
Аудиовизуальные программы
Барнаульский Планетарий
1день
Познавательный классный час
«О полетах в космос»
В классе, уголок «Волшебная астрономия»
2 день
Сюжетно-ролевая игра
«Космонавты»
перемена
2 день
Выставка рисунков
«По космическим дорожкам»
Зал рекриации
3 день
Беседа
«Планета Земля и ее спутник»
перемена
3 день
Фотовыставка
«Космос»
Уголок «Волшебная астрономия»
4 день
Занятие - лепка (ИЗО)
«Покорители космоса»
Урок Изо
4 день
Выставка детских рисунков
«Звездная фантазия»
1 этажа
5 день
Открытый урок -
«Космическое путешествие»
Открытый классный час
6 день
Работа с родителями:
Консультация
«Изучаем астрономию вместе с детьми»
родительский уголок
Папка - передвижка
«Алтай и космос»
Родительский уголок
Конкурс газет
Покорители космоса
Актовый зал, библиотека.
Выставка детских рисунков
«Звездная фантазия»
1 этажа
Информационная ширма
«2011год - год космонавтики в России»
Родительский уголок
Открытый урок-
«Космическое путешествие»
Музыкальный зал
Работа с учителями- коллегами:
Консультация
«Как знакомить школьников с астрономией»
Методический кабинет
Мастер-класс
Опыты и эксперименты на тему «Космос»
Уголок «Волшебная астрономия»
Беседа
Познавательные странички
Методический кабинет
Работа библиотеки
Литература по теме
Методический кабинет
Выставка детских рисунков
«Звездная фантазия»
1 этажа
2 этап - практический
Цель: стимулировать умственную активность детей, оказать помощь в решении индивидуальных задач развития, привлечь родителей к активной позиции участника.
Практический этап работы осуществлялся в соответствии с перспективным планом по направлениям:
- работа с детьми
- работа с родителями
- взаимодействие с педагогами, социумом.
3 этап - заключительный
Цель: обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка, создать продукт проекта.
Диагностические исследования раздела «Ребенок и окружающий мир» показали, что у детей младшего школьного возраста систематизировались имеющиеся знания о космосе, звездах, Вселенной. Они овладели элементарными представлениями о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышлении у младших школьников.
По итогам анкетирования учителей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса к процессу развития у детей познавательной сферы. Выросла активность родителей в мероприятиях, проводимых в классе.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась.
Астрономия - это наука не только для взрослых! Детям младшего школьного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладение элементарными знаниями об астрономии.
Продукт проекта: развивающий уголок в классе «Волшебная астрономия» (Приложение 1 - фото-сессия)
Муниципальное автономное общее учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 132»
Индустриального района
г. Барнаула
Игнатова Наталья Александровна
Учитель начальных классов МАОУ СОШ№132
Тема методической разработки: «Педагогический проект «Волшебная астрономия»
Возрастная группа детей: младший школьный возраст.