Планирование по астрономии 5-6 класс (внеурочная деятельность)

Раздел Астрономия
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. автор Е.П. Левитан. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2009.

Школьная программа по физике в данное время не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Такими знаниями должен владеть любой человек. Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Данная программа по курсу: проектная мастерская «Далекие планеты» нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе, имеет практическую направленность в виде творческих проектов учащихся.

Программа курса призвана выработать у школьников:

  • Стремления к приобретению новых знаний,

  • Творческого отношения к делу,

  • Умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, лабораторным оборудованием,

  • Умения наблюдать и делать выводы,

  • Умения анализировать материалы наблюдений.

Цель программы:

Образовательная:

  • расширить и углубить основы знаний, приобретаемые на уроке физики;

  • получить дополнительные знания в области естественных наук;

  • изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

  • изучить влияние небесных объектов на Землю;

Воспитательная:

  • воспитывать самостоятельность и ответственность;

  • воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу

Развивающая:

  • развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;

  • развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;

  • развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся 15-17 лет. Количество часов - 68 в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в том числе и практические занятия - 18 часов.

Необходимые условия для реализации программы:

  1. Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера.

  2. Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, записей наблюдений и вычислении необходимых данных, фотоотчетах.

Методическое обеспечение программы

Программа составлена согласно педагогической целесообразности перехода от изучения физики к раннему изучению астрономии, использования любознательности, пытливости ума школьников.

В работе используются следующие методы:

  • лекция;

  • беседа;

  • практические наблюдения; фотопрактикум.

  • решение задач;

  • подготовка и представление творческих проектов.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.

Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, отличать планеты от звезд на небе.

Программа по астрономии рассчитана на 168 часов в год по 4 часа в неделю

1. Введение в астрономию - 14 часов

1) Введение - 2 часа.

А Что и зачем изучает астрономия? Введение в астрономию. Астрономия в древности. строномия наука о Вселенной. Значение физики и астрономии. Общее представление о Вселенной. Развитие взглядов на строение мира. Мифы и легенды.

2) Методы исследования небесных тел - 5 часов.

Особенности астрономических наблюдений. Телескопы и их устройство. Знакомство с наиболее интересными и крупнейшими телескопами. Астрофотография. Фотографии космических объектов.

Практические работы.

  1. Работа с телескопом.

  2. Фотопрактикум.

3) Элементы сферической астрономии -6 часов.

Звездное небо. Созвездия. Мифы о созвездиях. Годичное движение Солнца среди звёзд, зодиакальные созвездия. Небесная сфера. Звездная карта. Небесные координаты.

Практические работы.

  1. Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия.

  2. Работа с подвижной картой.

  3. Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия.

4)Измерение времени -1 час.

Основы измерения времени. Местное, поясное время. Календарь.

2. Строение Солнечной системы. Солнечная система -17 часов.

Солнечная система. Развитие представлений о солнечной системе. Строение солнечной системы. Наша планета Земля. Природа Луны. Солнечные и лунные затмения. Планеты земной группы. Планета Меркурий. Планеты Венера. Планета Марс. Планеты - гиганты. Планеты Юпитер, Сатурн и их спутники. Планеты Уран и Нептун. Что мы знаем о Плутоне. Малые тела солнечной системы. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. НЛО. Контакты с внеземными цивилизациями. Инопланетяне.

Космос в искусстве. Писатели, композиторы, художники космисты.

Практические работы.

  1. Наблюдение луны в телескоп.

  2. Наблюдение зимнего неба. Зимние созвездия.

3. Солнце и звезды -8 часов.

Общие сведения о Солнце. Строение Солнца. Пятна и факелы на Солнце. Движение Солнца. Солнечная активность и жизнь Земли.

Звезды и их эволюция. Классификация звезд и их характеристики. Черные дыры. Далеко ли до звезд?

Практические работы.

  1. Фотопрактикум. Любительские наблюдения Солнца. Особенности наблюдения Солнца.

  2. Фотопрактикум. Любительские наблюдения звезд в бинокль и телескоп.

  3. Наблюдение зимнего неба, луны, планет.

4. Строение и эволюция Вселенной - 7 часов.

Что такое Млечный путь? Наша галактика. Другие галактики. Метагалактика. Происхождение и эволюция галактик, звезд. Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной. Поиски жизни во Вселенной.

Современные космогонические гипотезы.

Современные астрономические события. Астрономические мероприятия года.

Практические работы.

  1. Наблюдение весеннего неба. Весенние созвездия.

5. Космонавтика - 9 часов.

Освоение Космоса. Космонавтика. Ракеты. Спутники. Исследования планет Солнечной системы космическими аппаратами. Современная космонавтика. 12 апреля - День космонавтики.

Практические работы.

12. Подготовка сообщений по различным темам.

6. Защита проектов - 5 часов.

Практические работы.

  1. Подготовка творческих проектов.

  2. Защита творческих проектов.

7. Решение задач - 4 часа.

Решение задач по астрономии.

Практические работы.

  1. Итоговое тестирование.

8. Заключительные занятия - 3 часа.

Рекомендации по летним наблюдениям.

Практические работы

  1. Летнее небо. Летние Созвездия.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Перечень разделов, тем

Количество часов теоретических занятий

Количество часов практических занятий

Итого

1

Введение

6

6

2

Методы исследования небесных тел

10

4

14

3

Элементы сферической астрономии

16

4

20

4

Измерение времени

4

-

4

5

Солнечная система

36

2

38

6

Солнце и звезды

20

4

24

7

Строение и эволюция Вселенной

22

4

26

8

Космонавтика

16

4

20

9

Защита проектов

-

4

4

10

Решение задач

2

2

4

11

Заключительные занятия

3

-

3

12

Резерв

5

-

5

Итого

140

28

168

Тематическое планирование


Месяц


Тема

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Введение

6


1-2

Техника безопасности на занятиях. Знакомство с проектной деятельностью. Виды проектов.

2

3-4

Астрономия наука о Вселенной.

2


5-6

Гелиоцентрическая система мира

2


Методы исследования небесных тел

14


7-8

Особенности астрономических наблюдений. Телескопы и их устройство. Знакомство с наиболее интересными и крупнейшими телескопами.

2

9-10

Знакомство с простейшим телескопом.


2

11-12

Астрофотография. Фотографии космических объектов.

2

13-14

Ерский рефрактор

2


15-16

Астрономическая обсерватория

2


17-18

Фотопрактикум.

2

19-20

Космический телескоп «Хаббл»

2


Элементы сферической астрономии

20


21-22

Звездное небо. Созвездия. Мифы о созвездиях.

2


23-24

Связи между

небесными системами

координат

2


25-26

Фигура Земли,

движение полюсов

2


27-28

Часовые пояса, линия

смены дат

2


29-30

Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия.

2


31-32

Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия.


2

33-34

Годичное движение Солнца среди звёзд, зодиакальные созвездия

2

35-36

Небесная сфера. Звездная карта. Небесные координаты.

2

37-38

Оопределение географической широты и определение высоты светила над горизонтом.

2


39-40

Работа с подвижной картой.

Защита проектов «Звездное небо»


2

Измерение времени.

4


41-42

Основы измерения времени. Местное, поясное время. Календарь.

2


43-44

Солнечные часы.

2


Солнечная система

38


45-46

Солнечная система. Развитие представлений о солнечной системе. Строение солнечной системы.

2

47-48

Наша планета Земля

2


49-50

Природа Луны.

2

51-52

Наблюдение луны в телескоп.


2

53-54

Солнечные и лунные затмения.


2

55-56

Планеты земной группы. Планета Меркурий.

2


57-58

Планеты Венера.

2


59-60

Планета Марс.

2


61-62

Планеты - гиганты. Сатурн и его спутники.

2


63-64

Планеты - гиганты. Планеты Юпитер.

2


65-66

Планеты Уран и Нептун. Что мы знаем о Плутоне.

2

67-68

Малые тела солнечной системы метеориты.

2

69-70

Кометы и метеоры.

2

71-72

Астероиды

2


73-74

НЛО. Контакты с внеземными цивилизациями. Инопланетяне.

2


75-76

Защита проектов «Далекие планеты»

2


77-78

Пресс-конференции «Одиноки ли мы во Вселенной?»

2


79-80

Космос в искусстве. Писатели, композиторы, художники космисты.

2


81-82

Наблюдение зимнего неба. Зимние созвездия.

2

Солнце и звезды

24


83-84

Общие сведения о Солнце. Строение Солнца.

2


85-86

Скорость света

2


87-88

Влияние солнца на Землю и человека

2


89-90

Солнечное затмение

2


91-92

Солнечные явления

2


93-94

Пятна и факелы на Солнце. Движение Солнца. Солнечная активность и жизнь Земли.

2

95-96

Фотопрактикум. Любительские наблюдения Солнца. Особенности наблюдения Солнца.

2

97-98

Звезды и их эволюция. Классификация звезд и их характеристики.

2


99-100

Звездные скопления. Туманности.

2


101-102

Фотопрактикум. Любительские наблюдения звезд в бинокль и телескоп.


2

103-104

Защита проектов «Солнце и звезды»

2

105-106

Наблюдение зимнего неба, луны, планет.

2

Строение и эволюция Вселенной.

26


107-108

Что такое Млечный путь? Наша галактика.

2


109-110

Другие галактики. Метагалактика.

2


111-112

Происхождение и эволюция галактик, звезд.

2


113-114

Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной. Поиски жизни во Вселенной.

2


115-116

Современные космогонические гипотезы

2


117-118

Современные астрономические события. Астрономические мероприятия года.

2


119-120

Черная дыра

2


121-122

Темная материя

2


123-124

Вселенная в научной фантастике

2


125-126

Межзвездное вещество

2


127-128

Эффект Доплера

2


129-130

Наблюдение весеннего неба. Весенние созвездия.


4

Космонавтика.

20


131-132

Освоение Космоса.

2

133-134

Известные Космонавты.

2


135-136

Космонавтика. Ракеты. Спутники.

2


137-138

Исследования планет Солнечной системы космическими аппаратами.

2


139-140

Современная космонавтика.

2


141-142

Подготовка сообщений по различным темам.


2

143-144

Подготовка сообщений по различным темам.

2

145-146

Подготовка празднования дня космонавтики.

2


147-148

Подготовка празднования дня космонавтики.

2


149-150

Конференция ко Дню космонавтики.

2


Защита проектов.

4


151-152

Рекомендации по выбору творческого проекта

2


153-154

Защита творческих проектов


2

Решение задач.

4


155

Решение задач по астрономии.

1

156

Решение задач по астрономии.

1

157

Решение тестовых задач по астрономии.

1


158

Итоговое тестирование.


1

Заключительные занятия

3


159

Летнее небо. Летние Созвездия.

1


160

Рекомендации по летним наблюдениям.

1


161

Подведение итогов.

1


162-168

Резерв.

5









Литература

  1. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах.- М.: Педагогика, 1986


  1. Игры от и до: - Балашиха: ООО "Издательство Астрель", 2003


  1. Клушанцев П.В. О чём рассказал телескоп.- Л.: Детская литература, 1980


  1. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвещение, 1988


  1. Начальная военная подготовка. под ред. Ю.А. Науменко. Москва. "Просвещение",

1984 г.

6. Энциклопедия «Я познаю мир» Астрономия Астрель, Москва, 2005 год


  1. Детская энциклопедия «Астрономия и космос» Росмэн, Москва, 2010 год


  1. Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо» Мир энциклопедий Аванта+Астрель, Москва, 2010 год


  1. Е.П.Левитан «Твоё Солнышко» изд.Белый город 2005 год


  1. Е.П.Левитан «Луна - внучка Солнышка» изд.Белый город 2005 год


  1. Е.П.Левитан «Солнышкины сестрички» изд.Белый город 2005 год


  1. «Солнце» Москва «Просвещение» 1997


  1. «Энциклопедия юного астронома» Москва «Просвещение» 1981


© 2010-2022