Рабочая программа по дисциплине Астрономия

Раздел Астрономия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Феодосийский политехнический техникум»


«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной работе

_______ О.Г. Сердюкова

« 31 » августа 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.12. АСТРОНОМИЯ


для специальностей среднего профессионального образования

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и

гражданских зданий;

09.02.03 Программирование в компьютерных системах;

15.02.08 Технология машиностроения;

19.02.10 Технология продукции общественного питания











Феодосия

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 - 11 классов для профессий начального профессионального образования (НПО) и специальностей среднего профессионального образования (СПО.

Организация-разработчик:

ГБПОУ РК «Феодосийский политехнический техникум»

Разработчик:

Кузьмич Геннадий Александрович, преподаватель физико-математических дисциплин.






Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.12 Астрономия» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии естественно-математических дисциплин.

Протокол № 1 от « 28 » августа 2015 года

Председатель цикловой комиссии ___________ И.П. Сергеева




СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

  2. Структура и содержание учебной дисциплины

  3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

4

6

9

10













  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОУД.12 АСТРОНОМИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7-11 классов для специальностей среднего профессионального образования:

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

15.02.08 Технология машиностроения

19.02.10 Технология продукции общественного питания

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в состав дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В ходе изучения дисциплины предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для формирования следующих компетенций:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций

  • Использовать информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • описывать использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

  • определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 19 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

Итоговая аттестация в форме дифференциального зачета














2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение и основы практической астрономии

12


Тема 1.1.

Введение

Содержание учебного материала

6

2

Предмет астрономии: задачи и цели, разделы, периоды развития, астрономические наблюдения и их значения. Оптический телескоп и его принцип действия, основные характеристики.

2

Практическое занятие № 1. Решение задач на нахождение основных характеристик телескопа.

2

Самостоятельная работа: Радиотелескоп и его принцип действия.

2

Тема 1.2.

Основы практической астрономии

Содержание учебного материала

6

Звездное небо. Небесные координаты. Определение географической широты. Измерение времени. Определение географической долготы.

2

2

Практическое занятие № 2. Работа с подвижной картой звездного неба.

2

Самостоятельная работа: Виды астрономических календарей.

2

Раздел 2.

Движение небесных тел

9


Тема 2.1.

Механика небесных тел

Содержание учебного материала

9

2

Развитие представлений о Солнечной системе. Видимое движение планет. Затмения. Сидерический и синодический период обращения планет. Законы Кеплера - законы движения небесных тел. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. Закон всемирного тяготения. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел. Движение космических аппаратов.

2

Практическое занятие № 3. Решение задач на нахождение периодов обращения планет и законов Кеплера.

2

Практическое занятие № 4. Решение задач на движение небесных тел и основные характеристики оптического телескопа.

2

Самостоятельная работа: Классификация космических аппаратов.

3

Раздел 3.

Сравнительная планетология

15


Тема 3.1.

Планеты земной группы

Содержание учебного материала

6

2

Общие характеристики планет. Происхождение Солнечной системы. Луна и ее природа.

4

Планеты земной группы.

Самостоятельная работа: Лунно-земные связи.

2

Тема 3.2. Планеты-гиганты и малые тела

Содержание учебного материала

9

2

Планеты-гиганты.

4

Карликовые планеты и малые тела Солнечной системы - астероиды, метеориты, кометы и метеоры. Понятие об астероидно-кометной опасности.

Практическое занятие № 5. Свойства и характеристики тел Солнечной системы.

2

Самостоятельная работа: Крупнейшие спутники солнечной системы.

3

Раздел 4.

Солнце и звезды

13


Тема 4.1.

Солнце

Содержание учебного материала:

7

2

Солнце как звезда. Строение солнечной атмосферы. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли.

2

Практическое занятие № 6. Изучение активности Солнца.

2

Самостоятельная работа: Солнечно-земные связи, активность Солнца.

3

Тема 4.2.

Звезды

Содержание учебного материала:

6

2

Основные характеристики звезд: светимость, температура, масса и размеры звезд. Двойные звезды. Эволюция звезд. Нестанционарные звезды.

2

Практическое занятие № 7. Проявление активности Солнца - факелы, гранулы и супергранулы, протуберанцы, волокна и флоккулы, спикулы, корональные дыры и петли, стримеры и полярные перья.

2

Самостоятельная работа: Нейтронные звезды, пульсары, черные дыры, кратные звезды.

2

Раздел 5.

Строение и эволюция Вселенной

8


Тема 5.1.

Вселенная

Содержание учебного материала:

8

2

Наша Галактика. Межзвездная среда. Звездные системы - галактики. Модели Вселенной. Модели эволюции Вселенной. Антропный принцип. Жизнь и разум во Вселенной.

2

Практическое занятие № 8. Астрономическая картина мира - картина строения и эволюции Вселенной (итоговый контроль знаний).

2

Практическое занятие № 9. Итоговое занятие.

2

Самостоятельная работа студентов: Открытие «темной материи» и «темной энергии».

2


Итого 57 ч. : 38 ч. (аудиторные) + 19 ч. (самостоятельная работа)

57


3. условия реализации программы дисциплины «Астрономия»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет общеобразовательной дисциплины «Астрономия» естественнонаучного профиля

Оборудование учебного кабинета:

- доска аудиторная;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- стенд по ТБ;

- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки,

раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

- экран;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийные обучающие материалы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия»: Учебник для общеобразовательных учреждений - 11 класс. - М.: Дрофа, 2004.

  2. Левитан Е.П. « Астрономия»: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005.

  3. Оськина В.Т. «Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитан», 2006г.

Дополнительные источники:

  1. Авторская программа по астрономии Е.П. Левитана

  2. Жуков Л.В., Соколова И.И. «Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса. Учебное пособие». - СПб.: Паритет, 2003.

  3. Журналы «Земля и вселенная».

  4. Касьянов В.А., «Физика 11 класс (углубленный уровень)». М.: Дрофа, 2014 (входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 уч.год).

  5. Куликовский П.С. «Справочник любителя астрономии». М.: УРСС, 2002

  6. Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». - М.: Аргументы и факты, 1999.

  7. Школьная энциклопедия «Естественные науки», - М.: Росмэн, 2005.

  8. Шевченко М.Ю. «Школьный астрономический календарь». - М.: Дро- фа.

  9. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. - М.: Аванта +, 2003.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт ФИПИ: fipi.ru/


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

4.1. Контроль и оценка

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения и знания)

Основные показатели оценки результата

Знание и понимание:

Базовый уровень: Объяснение астрофизических явлений, узнавание явления и его физической модели, решение задач с применением одной формулы или закона, проведение прямых измерений физических величин, умение извлекать прямую информацию из текстов физического и технического содержания.

Повышенный уровень: Ориентирование в иерархии физических законов, выдвижение гипотез, планирование эксперимента для их проверки, экспериментальное исследование физических зависимостей, решение задач с использованием нескольких формул по известному алгоритму, критическое оценивание информации из различных источников.

Высокий уровень: Определение погрешности косвенных измерений, решение задач с использованием формул и законов из нескольких разделов в изменённой или новой ситуации, формулирование собственных заключений на основе информации из текстов физического и технического содержания.

  • смысла астрономических и астрофизических понятий;

  • определений астрофизических величин;

  • смысла работ и формулировку законов астрономов, физиков, астрофизиков;

Умения:

  • описывать использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.


4.2. Система оценивания


4.2.1. Оценка устных ответов обучающихся:

Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает

точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу, а также с материалом, освоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, освоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в освоении вопросов курса; не препятствует дальнейшему освоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся не освоил основные знания в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для

оценки 3.

4.2.2. Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ:

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой

ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

4.2.3. Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, обозначения физических величин, единицу измерения.

  • Неумение выделять в ответе главное.

  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в аудитории; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

Негрубые ошибки

  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.

  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  • Орфографические и пунктуационные ошибки.


© 2010-2022