- Преподавателю
- Астрономия
- Элективный курс «Человек во Вселенной»
Элективный курс «Человек во Вселенной»
Раздел | Астрономия |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куценко Н.И. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Элективный курс «Человек во Вселенной»
По дисциплине: физика, экология
Срок реализации программы: II семестр 2014 -2015 уч. года
Возраст детей: 13 - 16 лет
Пояснительная записка.
Элективный курс «Человек во Вселенной» разработан в соответствии с «Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей» Министерства образования и науки РФ от 11.12.2004 г. Образовательная программа представляет дополнительное изучение экологической науки. Разработана на основе программ Николаевой О.А «Глобальная экология», «Здоровье и окружающая среда» под редакцией Б.T.Величковской, которая основана на здоровье сберегающем факторе; «Природа и цивилизация» под редакцией B.C.Шилова, в которой рассматриваются научно - технические разработки и их влияние на окружающий мир, «Глобальные проблемы человечества» под редакцией T.B.Кучер, в которой указаны формы работы с глобальными проблемами всего человечеств.
Новизна программы: изучение закономерностей отношения человека с окружающей средой. Изучение экологических знаний может реализовываться при помощи данной программы, которая знакомит с достижениями научно- технического прогресса и его экологическими последствиями. Расширение информатизации и компьютеризации человеческой деятельности, ее автоматизации, а главное-решение глобальных экологических проблем, использование новых безопасных материалов, ускоренное развитие энергетики на основе возобновляемых, альтернативных источников энергии, энергосберегающих производств, безотходных технологий - кроме бесспорных благ, несет с собой угрозу цивилизации. Улучшение комфортных условий жизни людей усиливает воздействие человека на окружающую среду, порождает глобальные демографические, сырьевые, энергетические и многие другие проблемы.
Актуальность программы: программа предусматривает поиск и подготовку будущих «генераторов идей» в процессе выполнения творческих, поисковых заданий, выполнения исследовательских работ, которые носят не только теоретический, но и практический характер.
Практическая значимость: данная программа курса ориентирована на изучение причин, порождающих экологические проблемы. Чаще всего они связаны с достижениями научно- технического прогресса, фундамент которых - физика. Кроме изучения причин экологического загрязнения окружающей среды, дети изучают способы их предотвращения и ликвидации.
Связь программы с уже существующими по данному направлению: интегрирование знаний учащихся в области наук, изучающих природу: физикой, химией, биологией и географией.
Цель: уяснение связи между состоянием окружающей среды и происходящими в них физическими процессами. Выявление экологических проблем и путей их решения.
Задачи:
-
Формировать представления о взаимосвязи явлений в природе и их изменении под влиянием антропогенной деятельности, о физических методах защиты окружающей среды от загрязнений выбросами техносферы и быта;
-
Научить наблюдать природные явления, оценивать влияние на них антропогенного фактора; измерять параметры состояния и определять характеристики процессов окружающей среды;
-
Сформировать мотивы к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности; содействовать развитию социальной активности учащихся.
-
Воспитать нравственное, гуманистическое отношения, сознание и самосознание, понимание связей с природой, культурой, умения сравнивать, обобщать; приобщать к постоянно меняющейся новой информации
-
Развить продуктивное мышление и практические навыки его применения: кругозор, память, речь, мышление учащихся, развить мыслительные процессы (мышление, рассуждение, ориентирование в проблемной ситуации и находить причинно - следственные связи).
Отличительные особенности программы: предлагаемая образовательная программа краткосрочная; ориентирована на детей, которые в будущем выберут естественно научный профиль обучения. Основное содержание связано с получением дополнительного материала, а также с освоением практических навыков проведения экспериментов, ознакомлением с методами исследований, характерных для различных изучаемых разделов.
Программа « Физика и экология» предназначена для учащихся 13 - 16 лет и доступна для каждого из них, который стремится к приобретению новых знаний. Состав группы постоянный. Количество человек в группе - 15 человек.
Программа может быть рассчитана на один год обучения с количеством часов - 8,5
Прогнозируемые результаты: После реализации программы учащиеся
Должны знать:
основные факты, понятия, теории и законы физики, экологии для объяснения различных природных процессов.
Должны уметь:
проводить наблюдения, эксперименты;
стремиться к приобретению новых знаний, позволяющих познавать природу;
понимать ключевую роль физики в современном обществе, в решении экологических проблем человечества.
повышать мотивацию к изучению предметов естественнонаучного цикла;
овладевать дополнительными знаниями, умениями и навыками в обозначенной области;
разрабатывать свои собственные учебно-исследовательские и научно- исследовательские работы и проекты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
Название тем
Формы проведения занятий
Примечание
1
2
3
4-5
6
7
8-8,5
Введение в программу
Основы физических знаний о природе Вселенной
Биосфера.
Загрязнение окружающей среды.
Рациональное природопользование.
Экология человека.
Интерпретация данных
Итоговое занятие.
Беседа, мини-дискуссия.
Беседа, сообщения учащихся.
Беседа, наблюдения
сообщения учащихся.
Экскурсия
Практическое занятие.
Наблюдение.
Презентация результатов
Практика. Тестирование «Я во Вселенной»
Современные методы наблюдений и регистраций
Приобщение к поисковой
( исследовательской) деятельности
Содержание программы
Тема 1. Введение в программу
Теория. Введение. Методы научного познания природы Понятие о научных методах познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы и теории, границы их применимости. Физическая картина мира.
Практика: Тестирование «Я во Вселенной»
Тема 2. Основы физических знаний о природе Вселенной
Вселенная. Строение Вселенной. Галактики, виды галактик. Звёзды, межзвёздная пыль.
Атмосфера. Магнитное поле Земли. Солнечная активность и ионизация атмосферного воздуха. Ионосфера. Влияние магнитного поля Земли и других источников магнитного поля на биологические объекты. Приспособление организмов к магнитному полю Земли. Атмосфера Земли. Состав и физические параметры атмосферы. Значение солнечного и космического излучений для жизни на Земле. Роль диффузии. Диапазон изменения температуры и его влияние на живые организмы. Значение влажности воздуха. Физическая природа парникового эффекта и «озонных дыр».
Решение задач, практика: Условия, влияющие на скорость протекания диффузии. Измерение влажности воздуха.
Тема 3. Загрязнение окружающей среды
Загрязнение атмосферы. Основные загрязняющие вещества. Зависимость степени загрязнения атмосферы от высоты. «Озоновые дыры» и фреоны. «Механизмы» усиления парникового эффекта и возможности его ослабления. Кислотные дожди. Конвекционные потоки в промышленных зонах. Испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ. Влияние транспорта на состояние воздушной оболочки Земли. Загрязнение атмосферы при авиаполетах и запусках космических аппаратов. Загрязнение воды. Распространение загрязняющих веществ в воде. Судоходство. Влияние нефтяной пленки на жизнь в водоеме. Использование законов механики при совершенствовании работы очистных сооружений. Физическое загрязнение окружающей среды. Влияние вибрации на состояние тел. Шумовое и инфразвуковое загрязнение окружающей среды. Звуковой резонанс и биоритмы. Экологическое влияние электромагнитного излучения. ЛЭП, системы связи. Экологическая характеристика альфа -, бета-, гамма- излучений. Круговорот радиоактивных элементов в природе и его влияние на живые организмы. Естественный радиационный фон и его изменение в результате антропогенного вмешательства. Загрязнение окружающей среды при использовании ядерной энергетики. Экологические последствия атомных взрывов.
Практика: Изучение явления резонанса. Исследование прозрачности и интенсивности запаха воды. Анализ почвы. Экскурсия на берег водоема (цель: взять пробы воды и грунта). Решение задач.
Тема 4 -5. Рациональное природопользование
Тепловой баланс Земли и его влияние на климат. Превращение энергии. Фотохимические реакции в атмосфере и фотосинтез. Роль зеленых растений в экосистемах. Энергия рек, ветра, морских течений, приливов и отливов, возможность ее превращения в энергию турбин. Геотермальная энергия. Экологические проблемы передачи теплоты и электрической энергии на расстояние. «Тепловой мусор». Экологическое значение повышения КПД тепловых машин. Тепловые насосы и обогреватели. Теплоэнергетика Традиционные источники энергии. Органическое топливо и загрязнение окружающей среды при его сжигании. Основные загрязняющие вещества. Современное состояние теплоэнергетики и экологическая опасность ее разных видов (угольной, нефтяной, газовой). Исчерпаемость ресурсов углеродистых энергоносителей. Зависимость состава и токсичности отходов от мощности электростанций. Возможности повышения КПД тепловых станций. Ядерная энергетика. Экологическая характеристика и перспективность ядерной энергетики. Опасность аварий на ядерных реакторах и меры их предотвращений. Энергетика на основе возобновляемых источников энергии. Нетрадиционная энергетика и альтернативные источники энергии. Источники механической энергии на Земле - вода и ветер. «Плюсы» и «Минусы» гидро- и ветроэлектростанций. Приливно-отливная энергетика. Гелиоэнергетика, ее потенциал и экологические проблемы. КПД гелиоэлектрических преобразователей. Биологический вариант гелиоэнергетики. Геотермальная энергетика. Возобновляемые источники энергии в энергетике настоящего и будущего.
Практика: Нагревание проводников электрическим током. Определение загрязненности воздуха при сжигании органического топлива.
Экскурсия: посещение ТЭЦ. Выявление мест, где могут быть использованы альтернативные источники энергии. Решение задач.
Экология промышленности. Безотходные и малоотходные энергоемкие технологии. Экологические аспекты металлургической промышленности, электроэнергетики, электротехники, радиотехники и др. энергосберегающие технологии. Гальванические производства. Промышленные и бытовые отходы. Утилизация отходов. Переработка и захоронение гальванических элементов и аккумуляторов. Проблема переработки и захоронения радиоактивных отходов. Экология города и жилища. Экологические проблемы урбанизации. Влияние на окружающую среду разных видов транспорта. Перевод транспорта на природный газ и электроэнергию. «Плюсы» и «минусы» электротранспорта. Энергосбережение. Роль теплоизоляции. Нагревательные и обогревательные приборы. Борьба с электризацией тел в жилых помещениях. Экология сельского хозяйства. Экология в современной агротехнике. Переуплотнение почвы тяжелой сельскохозяйственной техникой. Оросительные и осушительные системы. Агротехнические приемы уменьшения испарения влаги с поверхности почвы. Физическая природа засорения почвы и возможности его устранения. Физические методы экологического мониторинга. Контроль состояния окружающей среды. Физические методы ее мониторинга. Оптические средства наблюдения за гидро- и атмосферой. Мониторинг атмосферы и поверхности Земли из космоса. Лазерный мониторинг. Радиометрические величины и приборы. Современные методы наблюдения и регистрации ядерных излучений.
Практика: Изучение явления электризации тел. Изучение явления электролиза. Изучение явления испарения. Решение задач.
Тема 6. Экология человека
Влияние на человека электрических полей, статического электричества, теплового действия тока. Электрическое сопротивление тела человека и его зависимость от состояния человека. Влияние на здоровье различных шумов. Биологическое действие различных излучений (инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского). Особенности действия радиации на живые организмы и защита от нее.
Практика: Проводимость тока человеческим телом. Сообщения по теме: Меры предосторожности при работе с электрическими приборами. Бытовая радиация.
Тема 7. Интерпретация данных наблюдений, практических занятий
Тема 8. Заключительное занятие
Защита поисково - исследовательских работ обучающимися.
Формы и методы обучения
Дифференцируемый подход к обучающимся по данной программе вынуждает уделять особое внимание на эксперимент в различных его формах: индивидуальные экспериментальные проекты, отдельные экспериментальные проекты, отдельные экспериментальные задания, в том числе домашние экспериментальные задания. Рекомендуется 60% времени отвести на аудиторные занятия, а 40% на самостоятельную внеаудиторную работу, индивидуальную или групповую проектную деятельность.
Рекомендуется исходить из того, что цель данной программы - не сообщение максимально возможного объема знаний, а обучение самостоятельному поиску знаний, формирование исследовательского типа мышления. Знакомство с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся творческого, поискового подхода к получению новых знаний.
Методы:
-
Исследовательский - на экскурсии, где дети знакомятся с формами загрязнителей окружающей среды: воздуха, воды, промышленные загрязнители.
-
Практический метод - гербаризация растений, составление коллекций, определение растений.
-
Проектный - составление проектов по охране воды, почв, влияния выхлопных газов на состояние здоровья человека.
Наблюдения: на экскурсиях, в уходе за комнатными растениями.
Практикумы: посадка рассады подкормки растений, мониторинги.
Рекомендации:
а) изучать и осуществлять преемственность в обучении;
б) учет опыта семейного воспитания;
в) от простого к сложному.
Материально-технические условия:
Для проведения практических занятий используются гербарии, карточки, тесты, фото по темам, коллекции, микропрепараты, микроскопы - это помогает лучше передавать материал, а учащимся усвоить его.
Информационное обеспечение:
Используются средства ИТК - мультимедийный проектор, видео (ДВД), телевизор, диски, видеофильмы, экран, ноутбук, компьютер.
Для выполнения практической части курса используется интерактивные модели с мультимедийных дисков.
Контроль результативности изучения учащимися программы
Для проверки знаний используется:
-
фронтальная беседа
-
мозговой штурм
-
исследовательские работы учащихся
-
итоговые зачеты
Для стимуляции личностного роста используются бальная система мониторинга достижений, результаты фиксируются в таблицу.
Примерные темы творческих работ учащихся:
-
Магнитное поле земли.
-
Природа парникового эффекта и «озоновых дыр».
-
Использование законов механики при совершенствовании работы очистных сооружений.
-
Альтернативная энергетика - «плюсы» и «минусы».
-
Перспективность ядерной энергетики.
-
Физические методы мониторинга состояния окружающей среды.
-
Мониторинг атмосферы и поверхности Земли из космоса.
-
Экологическая опасность теплоэнергетики.
-
Значение новых источников энергии и новых материалов в хозяйственной деятельности человека.
-
Энергосберегающие технологии при потреблении электроэнергии в жилых и производственных помещениях.
Список литературы:
Для детей и родителей:
-
Учебник физики для 7-9 класса. А.В. Перышкин. Москва. «Дрофа». 2006 г.
-
Учебник физики для 10-го класса. Н.С. Пурышева. Москва. «Дрофа». 2008 г.
-
Учебник физики для 11-го класса. Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцев. «Просвещение» 2004 г.
-
Учебник по астрономии для 11-го класса. Е.П. Левитан, «Просвещение», 2001 г.
-
Сборник задач. Лукашик В.И., Иванова Е.В. 25-е изд., - М.: 2011г.
-
Гнедина Т. Е. Физика и творчество в твоей профессии. Москва. Просвещение 2001 г.
-
Я познаю мир. Детская энциклопедия: физика. Москва. АСТ 2000 г.
-
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь М, Тайдекс, КО, 2002 г.
Для педагога:
-
Бутырский Г.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11 класс. Москва. Просвещение. 2000 г.
-
Булат В.А. Оптические явления в природе. Москва. Просвещение. 2001 г.
-
Л. Гальперштейн. Здравствуй, Физика! Москва Просвещение 2001 год. Школа-Пресс. 2001 г.
-
В.И. Илькин. Необычные учебные материалы по физике. Москва. Школа-Пресс. 2001 г.
-
И.Я. Ланина. Внеклассная работа по физике. Москва. Просвещение 2000 г.
-
И.Я. Ланина. Не уроком единым. Москва. Просвещение 2000 г.
-
К.Э. Суорц. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Москва. Просвещение 2000 г.
-
А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская. Увлекательная физика. Москва. Просвещение 2002 г.
-
Н.М. Мамедов «Экологическое образование: концепции и методические подходы» - М., Агенство «Технотрон», 2006 г.
-
Радченко Т.И. Исследовательская деятельность учащихся в творческом объединении на базе школьного кабинета физики.- Дети, техника, творчество, №5, 2003г.
-
Ш.Г. Зиятдинов, Б.М. Миркин» Экологическая составляющая курса физики», Физика в школе, №3, 2004 г..
-
Н.А. Ляхова, Экология. Безопасность, Жизнь. Физика, №5, 2005 г.
-
Мультимедийный диск «1С: образовательная коллекция», « Открытая физика 1.1» под ред. Проф. МФТИ С.М. Козела.