Рабочая программа по астрономии. 10 класс. Страут Е. К. Электив

Раздел Астрономия
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

микрорайон 5, д.№ 53а, п.г.т.Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия, 629860,

тел. (34934) 9-27-45, факс 9-25-67. E-mail: Urengoу[email protected]

ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т.Уренгой

____________ ____________.

Приказ № _____

от «_____» ___________ 20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шмидт Натальи Александровны, первая квалификационная категория

(Ф.И.О., категория)


по астрономии для 10 класса, срок реализации - 1 год

(предмет, класс и т.п.)


СОГЛАСОВАНО Рассмотрено на заседании

Зам. директора по методического объединения

образовательному процессу протокол № _____

__________ _____________ от «___» _августа__2014 г.

_______ __________, рук. МО







п.г.т. Уренгой

2014 - 2015 учебный год


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа элективного предмета «Астрономия» для 10 класса предназначена для изучения астрономии в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательную программу среднего с (полного) общего образования. Срок реализации программы 1 год.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004;

Программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 - 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2009).

Модифицированной программы «Астрономия 11 класс», Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.

ЦЕЛЬ: формирование и развитие у обучающихся астрономических знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в космосе, формирование единой картины мира.

ЗАДАЧИ:

- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Программа рассчитана на 35 часов обучения (10-11 класс). Согласно базисному учебному плану школы на изучение физики в 10 классе отводится1 часа в неделю.

Для изучения астрономии выбран учебник Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страта.

В программе контроль знаний осуществляется в виде зачетов. В конце триместров выставляется зачет/незачет. Итоговая оценка за учебный период - зачет/незачет.







  1. Содержание курса

    Название раздела

    Содержание

    Введение в астрономию (1 ч)

    Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).

    Практические основы астрономии (5 ч)

    Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года Способы определения географической широты. Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

    Строение солнечной системы (6 ч)

    Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

    Физическая природа тел солнечной системы (6 ч)

    Система "Земля - Луна» Солнечные и лунные затмения. Природа Луны. Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры

    Солнце и звезды (10 ч)

    Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд, эффект Доплера. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

    Строение и эволюция Вселенной (8 ч)

    Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет Жизнь и разум во Вселенной.

  2. Календарно-тематическое планирование

дата

Тема урока/раздела

Домашнее задание

примечание


план

факт

ВВЕДЕНИЕ



1

06.09


Предмет астрономии. Звездное небо.

§ 1§ 2



13.09


ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ


2

20.09


Изменение вида звездного неба в течение суток

§ 3. 3 (4)


3

27.09


Изменение вида звездного неба в течение года

§ 4. 3 (3).


4

4.10


Способы определения географической широты

§ 5. .З (5)


5

11.10


Основы измерения времени

§ 6


6

18.10


Зачет 1 Введение в астрономию





СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ



7

25.10


Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе

§ 7, § 8


8

1.11


Законы Кеплера

§ 9


9

15.11


Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера

§ 10


10

22.11


Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел

§ 11


11

29.11


Зачет № 2«Строение Солнечной системы»





ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ



12

06.12


Система «Земля - Луна»

§ 12


13

13.12


Природа Луны

§ 13


14

20.12


Планеты земной группы

§14 3(1)


15

27.12


Планеты-гиганты

§ 15 3(2)


16

17.01


Астероиды и метеориты

Кометы и метеоры

§ 16, § 17 3(2)


17

24.01


Зачет № 3«Физическая природа тел Солнечной системы»





СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ



18

24.01


Общие сведения о Солнце

§ 18


19

31.01


Строение атмосферы Солнца

§19(1)


20

07.02


Источники энергии и внутреннее строение Солнца

§ 20


21

14.02


Солнце и жизнь Земли

§ 21


22

28.02


Расстояние до звезд

§ 22


23

07.03


Пространственные скорости звезд

§23


24

14.03


Физическая природа звезд

§ 24


25

21.03


Связь между физическими характеристиками звезд

§ 24


26

28.03


Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды

§25 3(3), § 26 3 (2)


27

04.04


Зачет № 4«Солнце и звезды»






Строение и эволюция Вселенной



28

18.04


Наша Галактика Другие галактики

§ 27,28§ 29


29

25.04


Метагалактика

§ 30


30

02.05


Происхождение и эволюция звезд

§ 31


31

16.05


Происхождение планет

§ 32


32

23.05


Жизнь и разум во Вселенной

§ 33


33

30.05


Контрольная работа № 5«Строение и эволюция Вселенной»



34



Астрономическая картина мира



35



Астрономическая картина мира















IV. Формы и средства контроля

Контроль знаний осуществляется в виде устных зачетов по теме. Система оценивания - зачет/незачет. Зачет может проводится в форме презентации, доклада, сообщения по теме

№ раздела

Зачеты

1

Введение в астрономию

2

Строение Солнечной системы

3

Физическая природа тел Солнечной системы

4

Солнце и звезды

5

Строение и эволюция вселенной

Итоговая оценка не выставляется. Используется система зачет/незачет.




  1. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыло поисковой, и профессионально-трудового выбора.

VI. Перечень учебно-методического обеспечения


1. Телескоп.

2. Спектроскоп.

3. Теллурий.

4. Модель небесной сферы.

5. Звездный глобус.

6. Подвижная карта звездного неба.

7. Глобус Луны.

8. Карта Луны.

9. Карта Венеры.

10. Карта Марса.

11. Справочник любителя астрономии.

12.Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).




Наглядные пособия

1. Вселенная.

2. Солнце.

3. Строение Солнца.

4. Планеты земной группы.

5. Луна.

6. Планеты-гиганты.

7. Малые тела Солнечной системы.

8. Звезды.

9. Наша Галактика.

10. Другие галактики

Электронные и технические средства обучения

Персональный компьютер.

SMART-доска.

Цифровые Образовательные Ресурсы (Приложение 2)





































  1. Список литературы


  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.

2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страта.


© 2010-2022