Астрономическая игра «Умники и умницы»

Цели и задачи: обобщить и систематизировать полученные знания, через положительные эмоции и соревнование, которое повышает самоконтроль учащихся, приучает их к соблюдению установленных правил, а главное хорошо активизирует деятельность; формировать умение нестандартно мыслить; развитие личностных качеств обучающихся, их коммуникативных характеристик; развивать познавательную активность; воспитание доброжелательного отношения друг к другу, любознательности и интереса к окружающему, умения в...
Раздел Астрономия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Астрономическая игра «Умники и умницы»

Цели и задачи:
обобщить и систематизировать полученные знания, через положительные эмоции и соревнование, которое повышает самоконтроль учащихся, приучает их к соблюдению установленных правил, а главное хорошо активизирует деятельность;
формировать умение нестандартно мыслить;
развитие личностных качеств обучающихся, их коммуникативных характеристик;
развивать познавательную активность;
воспитание доброжелательного отношения друг к другу, любознательности и интереса к окружающему, умения выступать перед аудиторией.

Каждая команда, которая состоит из 6 человек, придумывает название команды, готовит свою эмблему, девиз, а командир готовит представление для каждого игрока. Данный этап будет оцениваться максимально в 5 балов, после чего будет выявлено, какая команда начинает игру первой.

Для оценивания каждого раунда турнира создается жюри из старшеклассников. Жюри заполняет протокол турнира. Время игры 45 минут.

Вступительное слово ведущего:

Добрый день, друзья! Я рада видеть вас на интеллектуальной игре « Умники и умницы», наша игра будет отличаться от телевизионной игры, только содержанием, а в остальном вам также пригодятся ваши знания, эрудиция и таланты.

Правила проведения турнира.

Каждый вопрос турнира оценивается 1 баллом. Болельщики команды могут ей помогать в том случае, если команда попросит помощь зала. Помощь зала оценивается 0,5 балла, а в 5 раунде болельщики могут принести команде по 1 баллу.

Вот и начинается наша игра, хочу вам пожелать удачи.

1раунд: «Разминка»

Этот раунд состоит из 15 вопросов, ответить на них вы должны в течение 3 минут. Каждый правильный ответ по условию оценивается в 1 балл, воспользоваться помощью зала невозможно.

1команда:

1. Что такое Вселенная? (Весь существующий мир))
2. Как выглядит наша галактика? (Вид «спирали»)
3. Как называется ближайшая к нам Галактика? (Туманность Андромеды)
4. С помощью какого прибора изучают Галактики? (С помощью телескопа)
5. Что такое Солнечная система? (Солнце и движущиеся вокруг него космические тела)
6. Назовите самую удалённую от Солнца планету (Нептун)
7. Назовите планету, самую близкую к Солнцу (Меркурий)
8. Что такое астероиды? (Малые планеты)
9. Когда прогорит «солнечная печь», чем станет Солнце? (Красным гигантом)
10. Какая форма у Земли? (Геоид)
11. Как влияет Луна на Землю? (Приливы и отливы)
12. Назовите естественный спутник Земли? (Луна).

2 команда:

1. Что такое Галактика? (Скопление звёзд) 2. Как называется Галактика, к которой принадлежит Земля? (Млечный путь 3. Какие звёзды называются навигационными в Северном полюсе? (Звёзды созвездий Большая и Малая медведица)
4. На какую сторону горизонта показывает Полярная звезда? (На север)
5.Назовите планету, самую близкую к Солнцу (Меркурий)
6. Что такое астероиды? (Малые планеты) 7. Какая из планет Солнечной системы является самой яркой на ночном небе? Ее видно даже днем. Венера. Почему комету называют «видимое ничто» (Ядро состоит изо льда -260°С, которое испаряется)
8. Когда «оживает» комета? (По мере приближения к Солнцу)
9. Какая форма у Земли? (Геоид)
10. Как влияет Луна на Землю? (Приливы и отливы)
11. В чём уникальность Земли? (На ней существует жизнь)
12. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)

Второй раунд: « Ты - мне, я - тебе»

Во втором раунде команды по очереди задают вопросы соперникам. Кто отвечает правильно, получает 1 балл. При ответе на вопрос вы можете взять помощь своих болельщиков (помощь зала). В этом случае верный ответ оценивается 0,5 балла.

1 команда:

1. Каково происхождение медицинской эмблемы, и с каким созвездием оно связано? (Асклепий (Эскулап)- первый врачеватель, запечатлен на небе в виде созвездия Змееносца. Змею, ядом которой Асклепий воскрешал мертвых, он держит в руке. Это как бы символ врачевания).

2. Какие созвездия в "Зверином круге" не носят названия животных?

(Дева, Весы, Водолей, Близнецы).

3. Какая звезда является самой большой в наблюдаемой нами Вселенной?

(Эпсилон Возничего - в 2700 раз больше Солнца).

4. Между какими планетами расположен пояс астероидов? (Между Марсом и Юпитером)

5. Какие созвездия связаны с рыбами?

(Рыбы, Золотая Рыба, Южная Рыба).

6. Какая звезда является самой певучей? (Капелла).

7. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)

8. Какая звезда самая яркая? (Сириус и Вега для нас, но объективно- звезда S Золотой Рыбы, звезда восьмой звездной величины).

9. Названия, каких созвездий связаны с мифическими кентаврами?

( Центавр, Кентавр, Скорпион).

10. Что такое астероиды? (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)

11. Почему комету называют «видимое ничто» (Ядро состоит изо льда -260°С, которое испаряется)

2 команда:
1. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)
2. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)
3. Какие созвездия связаны с путешествием аргонавтов за золотым руном? (Овен, Киль, Паруса, Корма (бывшее созвездие Корабль Арго), Близнецы (участвовали в походе аргонавтов).

4. Какие созвездия связаны с именем и подвигами Геракла?

(Геркулес, Лев, Орел, Стрела, Стрелец, Гидра, Рак).

5. В чем различие звезды и планеты? (Звезда - самосветящийся раскаленный газовый шар, планета - темное тело, отражающее свет звезды.)
5. Чем отличается телескоп - рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив - линза, у рефлектора - зеркало.)
6. Кем открыты законы движения планет? (Иоганном Кеплером.)

7. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)
8. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)
9. На какой планете бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)

10. Назовите самую яркую звезду неба? (Сириус в созвездии Гончих псов.)

11. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)

3 раунд: «Темная лошадка»

Вопросы задаются поочередно каждой команде. Команда должна угадать о ком идет речь. Если 1 команда не знает ответ, то вопрос передается соперникам, если ни одна команда не сможет ответить, то можно воспользоваться помощью зала.

(Для ответа на каждое задание даётся 15 секунд, правильный ответ оценивается в 1 балл, помощь зала в 0,5 балла).

1команда:

1. Копьё стальное, а хвост огненный распустит, до земли достанет.

2. Ехал Волох, рассыпал горох,

Стало светать, нечего собирать.

3. Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.

4. Вторник - день Марса, среда - день Меркурия, четверг - день Юпитера, пятница - день Венеры, суббота - день Сатурна. Продолжите: воскресенье - день… , понедельник - день…

5. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

2 команда:

1. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

2. О каком небесном теле идёт речь, если оно является прекрасным примером того, как из мухи сделать слона?

3. Что будет наблюдать космонавт, находящийся на обращённой к Земле поверхности Луны, если люди на Земле в это время наблюдают лунное затмение?

4. Самый распространённый химический элемент в космическом пространстве.

5. Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

О какой звезде идёт речь в этом стихотворении А.С.Пушкина?

Ответы:

1. Ракета.2. Звёздное небо. 3. Солнце.4. Солнца, Луны.. 5. Ковш Большой Медведицы.

1. Небо, звёзды, месяц. 2. Комета. 3. Солнечное затмение. 4. Водород. 5.Венера.

4 раунд: «Планеты»

1команда:

1. Эту планету открыл в 1930 году американский астроном Клайд Томбо.

2. Эта планета, в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном её движению вокруг Солнца, причём в 243 раза медленнее Земли.

3. На этой планете находится самая большая гора Солнечной системы - гора "Олимп", высотой 25 км.

4. У этой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров.

5. Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы стать звездой.

2 команда:

1. На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган - Большое Красно Пятно, размеры которого больше земного шара.

2. На этой планете практически нет атмосферы, поэтому велики суточные колебания температуры. Температура на дневном полушарии достигает 40000С.

3. У этой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода.

  1. В таблице Менделеева есть химические элементы с аналогичным названием планеты.

  2. В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли - Гермесом.

Ответы:

1. Плутон. 2. Венера. 3. Марс.4. Сатурн. 5. Юпитер.

1. Юпитер. 2. Меркурий. 3. Марс. 4. Уран, нептуний, плутоний. 5. Меркурий.

5 раунд: «Заморочки из бочки »

Ребята у вас на столах лежат листы с заданиями для 5 раунда, для каждой команды по 3 вопроса, на подготовку вам даётся 3 минуты. А пока команды готовятся, дадим возможность болельщиком помочь им заработать дополнительный балл. Для этого от каждой команды приглашается по одному болельщику. Я знаю, что вы хорошо умеете умножать числа в столбик. Сейчас вам предлагается выполнить умножения с завязанными глазами.

1команда:

1. Какие наблюдения доказали бы, что кометы не находятся в земной атмосфере, как это предполагалось в древности?

(То, что они участвуют в суточном вращении неба. То же говорит измерение параллакса).

2.Можно ли длину кометного хвоста в километрах измерить с большой точностью ?

( Точно нельзя, потому что хвост постепенно сходит на нет).

3.При приближении к Земле и к Солнцу блеск некоторой кометы ослабел. Чем можно объяснить это явление?

(Тем, что по какой-то причине самосвечение кометы ослабло, либо тем, что поверхность кометы, отражающая свет Солнца, уменьшилась, либо совместным действием обеих причин).

4. Одна из комет, открытых Г. Н. Неуйминым, проходила через перигелий 9 марта 1916 г. Позднее наблюдались кометы со сходными элементами орбит, прошедшие через перигелий 16 января 1927 г., 22 июня 1932 г. и 1 мая 1943 г. Если это различные появления одной и той же кометы, то каков ее период обращения вокруг Солнца?

( Период ее обращения 5 лет и 5 месяцев).

5.В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе?

(Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется).

2 команда:

1.Как отличить при наблюдении комету без хвоста от обычной туманности ?

( По ее перемещению среди звезд, заметному за несколько часов, при наблюдении невооруженным глазом).

2.Может ли комета переодически возвращаясь к Солнцу, вечно сохранять свой вид неизменным?

( Не может, потому что газ, выделяющийся из ее ядра при нагревании Солнцем, иссякает0.

3.Если нанести на географическую карту пункты падения известных метеоритов, упавших в азиатской части России, то окажется, что почти все они расположены вблизи линии Сибирской железнодорожной магистрали. Чем это объяснить?

(Объясняется все достаточно просто. Вдоль этой линии плотность населения выше и свидетелей тому соответственно больше).

4. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца.

(Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)


5. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?

(Явление «белых ночей».)

6 раунд: «Заслуги ученых в астрономии»

1. Древнегреческий ученый, последний крупный астроном античности. Дополнил звездный каталог Гиппарха. Соорудил специальные астрономические инструменты: астролябию, армиллярную сферу, трикветр. Описал положение 1022 звезд. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли (используя представление видимого движения небесных тел при помощи комбинаций круговых движений - эпициклов), позволявшую вычислить их положение на небе.

(Птолемей Клавдий)

2. Первые известия об изобретении в Голландии подзорной трубы дошли до Венеции уже в 1609 году. Заинтересовавшись этим открытием, ученый значительно усовершенствовал прибор. 7 января 1610 года произошло знаменательное событие: направив построенный телескоп (примерно с 30-ти кратным увеличением) на небо, ученый заметил возле планеты Юпитер три светлые точки, это были спутники Юпитера (позже ученый обнаружил и четвертый). Повторяя наблюдения через определенные интервалы времени, он убедился, что спутники обращаются вокруг Юпитера. Это послужило наглядной моделью Кеплеровской системы, убежденным сторонником которой сделали ученого размышления и опыт. Изобретение телескопа позволило обнаружить фазы Венеры и убедиться, что Млечный Путь состоит из огромного числа звезд. Открыв солнечные пятна и наблюдая их перемещение, ученый совершенно правильно объяснил это вращением Солнца. Изучение поверхности Луны показало, что она покрыта горами и изрыта кратерами.

(Галилей Галилео)

3. Создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «О вращениях небесных сфер»(1543).

(Коперник Николай)

4. Предположил, что природа планет родственна земной. Он был сторонником идей Коперника о том, что планеты обращаются вокруг Солнца. На основе многолетних наблюдений, выполненных Тихо Браге, он открыл законы движения планет (законы 1609, 1602, 1618 года) и составил эфемериды. Заложил основы теории затмений. Изобрел телескоп, в котором объектив и окуляр - двояковыпуклые линзы. Выведенные из наблюдений его законы были использованы впоследствии Ньютоном для обоснования закона всемирного тяготения.

(Кеплер Иоганн)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Таблица для выставления баллов

Этапы игры

1 команда

2 команда

1 раунд «Разминка»

2 раунд: «Ты - мне, я - тебе»

3 раунд: «Темная лошадка».

4 раунд: « Планеты»

5 раунд: «Заморочки из бочки».

6 раунд: «Заслуги ученых в астрономии»

Итого:



© 2010-2022