- Преподавателю
- Астрономия
- АИФ в Солнечной системе
АИФ в Солнечной системе
Раздел | Астрономия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шарипова И.С. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«АИФ» в Солнечной системе Шарипова И.С., Хисматуллина Н.Ю.
Тема: АИФ в Солнечной системе.
Цели:
Обучающие: 1) Формирование целостной системы ведущих знаний по курсу астрономии и информатики.
2) Закрепление основных понятий по курсу физики, астрономии и информатики.
3) Закрепление навыков по созданию электрических цепей.
Развивающие: 1) Развитие основных способов мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ и синтез).
2) Развитие навыков работы в команде.
Воспитательные: 1) Воспитывать чувство коллективизма.
2) Воспитывать личностный подход к глобальным событиям, происходящим в мире.
Оборудование: компьютеры, информационный стенд, раздаточный материал, лампочка, ключи, реостат, источник питания, презентация к игре, ребусы, загадки.
План мероприятия:
Оранизационный момент
I тур - «Своя игра».
II тур - «Логика для всех»
III тур - «Кто, Вы, братья по разуму!?»
Конкурс для болельщиков (проводится во время II и III туров)
Подведение итогов
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
Оранизационный момент
Светить всегда.
Светить везде -
вот наш девиз и Солнца.
I тур - «Своя игра» (вопросы к туру см в приложении)
Ув учащиеся 1 тур нашей игры организован по правилам телеверсии «Своей игры»
Правила игры:
1. Каждая команда выбирает оператора (самого везучего), который на компьютере в указанной номинации выбирает вопрос.
2. Выбранный вопрос обсуждается всей командой.
3. Выбор вопросов представителями каждой команды осуществляется поочередно.
4. Количество баллов за вопрос равно числу, выбранному в презентации.
5. Счетная комиссия заносит указанные баллы в электронную таблицу.
II тур - «Логика для всех»
Демонстрируется фрагмент фильма «Матрица».
Выступление учителя: «Философский смысл этого фильма достаточно глубок. Но несмотря на то, что в этом фильме демонстрируются высокоразвитые компьютерные технологии, еще со времен Фон Неймана, описавшего принципы работы ЭВМ, неизменным остается одно - применение двоичного кода. Т.е. компьютерная техника развивается, увеличивается ее быстродействие, но компьютер по-прежнему остается электрическим прибором, который обрабатывает сигналы, представленные в виде 0 и 1 с помощью логических элементов.» В этом туре командам предстоит определить какой логический элемент они собрали из электрических приборов и составить таблицу истинности для этого элемента.
Команды получают задания (задания см в приложении) и выполняют их в течение 10 минут.
III тур - «Кто, Вы, братья по разуму!?»
Мы живем в эпоху поразительных открытий и научных свершений. Самые невероятные фантазии неожиданно быстро реализуются. С давних пор люди мечтали о связи с разумными существами, обитающими на разбросанных в беспредельных просторах Галактики планетных системах. Приходится только поражаться как быстро наука подтвердила принципиальную возможность осуществления идеи такой связи. самым эффективным методом установления контакта между инопланетными цивилизациями является - передача изображения. Эффективность этого метода была продемонстрирована Дрэйком на радиоастрономической конференции в США. Допустим, от некоторой звезды регулярно получаются радиоимпульсы малой длительности, разделенными интервалами. Можно изобразить каждый импульс единицей, а пустой промежуток времени, по длительности, равный длительности импульса нулем, то получится запись, представленная на рисунке (см приложение).
Ваша задача расшифровать это послание.
Время на размышление - 15 минут. Для формирования отчета используйте предоставленные Вам шаблоны ответов (см приложение).
Подведение итогов
Выступление счетной комиссии и награждение победителей.
Приложение
Задания ко второму туру.
1 группа
-
Соберите электрическую цепь по схеме.
-
Поочередно замыкая ключи А и В выясните, при каких положениях лампа С горит и не горит.
-
По результатам наблюдений заполните таблицу значений (истинности), считая, что разомкнутое соединение ключа соответствует логическому нулю (0), а замкнутое - единице (1), и включение лампочки - (1), выключение - (0).
-
Определите логическую операцию, по которой работает данный логический элемент («и», «или», «не»).
Вывод представьте в следующей форме:
Класс __________
Таблица истинности:
А
В
С
Название логического элемента ______________________
2 группа
-
Соберите электрическую цепь по схеме.
-
Поочередно замыкая ключи А и В выясните, при каких положениях лампа С горит и не горит.
-
По результатам наблюдений заполните таблицу значений (истинности), считая, что разомкнутое соединение ключа соответствует логическому нулю (0), а замкнутое - единице (1), и включение лампочки - (1), выключение - (0).
-
Определите логическую операцию, по которой работает данный логический элемент («и», «или», «не»).
Вывод представьте в следующей форме: (как в 1 группе)
Послание от братьев по разуму
Шаблон-ответ
1. Что представляют собой инопланетные существа, передавшие послания? (3 балла)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________.
2. Расскажите о строении планетной системы этих существ. (10 баллов)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
3. Какие химические элементы преобладают на планете? (3 балла)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
4. Каков их рост, если масштаб послания = 21 см (т.к. длина волны водорода = 21 см, а это самый распространенный элемент во Вселенной)? (5 баллов)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответы:
1. Существа, передавшие сообщение, являются гуманоидами. У них также присутствует такое понятие как семья.
2. Планетная система состоит из восьми планет и солнца. Существа проживают на четвертой (по рисунку) планете. На третьей (по рисунку) планете есть вода, в которой встречаются представители фауны. Это говорит о том, что существа могут перемещаться по своей системе. Порядок расположения планет по отношению к солнцу определяется по шестнадцатиричной системе.
Очередность по рисунку
Расположение относительно солнца
1
2 (0010)
2
8 (1000)
3
6 (0110)
4
5 (0101)
5
1(0001)
6
3 (0011)
7
4 (0100)
8
7 (0111)
3. Водород, углерод, кислород.
4. Рост равен 21*11 см.
Вопросы для болельщиков
Вопросы для болельщиков по информатике:
1-3. Прочитать слова в табличках: ЛОГИКА, РАЗЪЕМ, СКАНЕР.
4-8. Отгадайте ребусы ИНФОРМАТИКА, КОМПЬЮТЕР, ПРИНТЕР, АЛГОРИТМ, ДИСПЛЕЙ.
Вопрос
Ответ
9. Устройства ввода информации в компьютер
Клавиатура, мышь, сканер, джойстик и др.
10. Первая в мире женщина-программист
Ада Лавлейс
11. "Огнестрельное" название жесткого диска
Винчестер
12. Поименованная область на диске, содержащая определенную информацию
Файл
13. Сколько сигналов можно передать 5 битами?
32
14. Технические устройства, осуществляющие передачу звуковой информации
Колонки, магнитофон и др.
15. Каким информационным процессом связаны книги, фотографии и годовые кольца на деревьях?
Хранением
16. Каким информационным процессом связаны магнитофон, телефон и радио?
Передача
17. Назовите фамилию известного ученого, в честь которого назван язык программирования
Паскаль
18. Компания, которая с 1971 года производит процессоры
Intel
19. Носитель информации, вырабатывавшийся из кожи животных
Пергамент
20. Арабский математик, проживавший в городе Хорезм
Мухаммед бен Муса аль-Хорезми
21. Корпорация, основанная двумя студентами в 1975 году
Microsoft
22. Перевод слова "Pentium"
Пятый
23. Родина Ч.Бэббиджа
Англия
24. Ученый, предложивший принципы построения ЭВМ
Джон фон Нейман
25. Объем информации, равный 8 битам
Байт
26. Профессия человека, занимающегося пропагандой информационных технологий в среде населения возраста от 7 до 17 лет
Учитель
Вопросы для болельщиков по физике
Вопросы - стихотворения:
1) (Закон Архимеда)
О толкающей вверх силе
Знали все. Лишь он
О численном ее значенье,
Купаясь в ванне, дал ответ.
2) III закон Ньютона
Если тела два столкнулись,
Очевиден результат:
То, что было меньшей массы,
Быстрей откатится назад.
Тело, действуя на тело,
Встречает мощь сопротивленья,
Такая ж возникает сила,
Но другого направленья.
Закон гласит: равны две силы,
Но возникает здесь загадка-
Почему при равных F
Телегу двигает лошадка?
3) Закон Гука
Стержень взяли иль пружину-
Образец упруг и прочен.
Для упругих деформаций
Закон тот очень точен.
К тому же прост по написанью.
4) Закон Ома для участка цепи
Изучал Он отношенье
К силе тока напряженья.
Несказанно был он рад,
Получивши результат:
Отношенье не менялось,
Коль не менялся проводник.
5) Закон Ома для полной цепи
От ЭДС зависит сила тока
(Ты эти знанья закрепи!).
Обратно будет I, к тому же,
Сопротивлению полному цепи.
6) Закон отражения света.
Движенье начинал прямолинейно,
Без всякого намеренья свернуть,
Но возвращался в ту среду, откуда
Не так давно он начинал свой путь.
Луч четко видел точку на границе,
С перпендикуляром в ней встречался
И как бы не менял наклона угол,
Под этим же углом он возвращался.
Знать закон должны мы точно,
Себя могли, чтоб уважать!
Перпендикуляр с лучами должен
В единой плоскости лежать.
224.03.2015