Программа по астрономии для 3-4 классов 2014-2015

Раздел Астрономия
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №78»



«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 78»

_________ЛА Владимирова

Приказ № ______ от_________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


«Звездная азбука»


Направление «Естествознание»

для 3-4 класса

Рассмотрена

на методическом совете

протокол №1 от 23.08.2013 г

Рассмотрена

на педагогическом совете

протокол №1 от 27.08.2013 г



Составитель:


Барнаул, 2013


Пояснительная записка


Элективный курс предназначен для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к астрономии, желающих познакомиться с историей этой науки, историей представлений человека о мире, в котором мы живем, устройстве Вселенной, законах физики, позволяющих изучать окружающий нас мир.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении естествознания в предидущих классах.

При изучении данного курса учащиеся не только приобретают дополнительные знания, но и учатся работать с картой звёздного неба. Кроме того, они развивают свои информационные и коммуникативные умения: самостоятельно приобретают знания из разных источников (учебники, справочники, энциклопедии, интернет, таблицы, графики, диаграммы и т.д.), учатся критически оценивать полученную информацию, кратко излагать суть вопроса, составлять информационные справки, делать сообщения и доклады, выслушивать другие мнения и обсуждать их.

Курс состоит из трех частей:

1) Вводная часть. Изучение предмета астрономии;

2) Диалогическая часть. Раскрываются основные развития Вселенной, какова природа небесных тел, строение Солнечной системы;

3) Итоговая часть. Закрепление знаний учащихся (викторина, тестирование, контрольные вопросы).

Основной задачей преподавания астрономии является формирование диалектико-материалистического понимания природы, знание того, что мир неограниченно познаваем человеком, что познание законов природы приводит к покорению ее человеком.

Занятия могут проводиться в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. Презентация демонстрируется самим учителем с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к персональному компьютеру. В последнее время появились диски - сборники электронных наглядных пособий, из которых надо выбрать те, которые доступны непосредственно без применения специальных интерфейсных программ.

На представленном занятии презентация может использоваться как составляющая часть комбинированного урока с применением телекоммуникационных технологий, так и в качестве пособия для самостоятельной работы учащихся на уроке или дистанционно.

Использование компьютерных презентаций на уроках астрономии оправдано, прежде всего, в тех случаях, когда возникает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей в учебном процессе.

Работа с интерактивной презентацией открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.

Для развития познавательных способностей учащихся большое значение имеет накопление представлений об объектах реальной действительности, ибо без конкретных представлений невозможно и формирование научных понятий. Обширная база данных призвана помочь в формировании наиболее полных, богатых содержанием образных представлений учащихся. Поэтому важным моментом в электронной презентации является использование изображений, анимации и видеофрагментов.

Курс выполняет следующие функции: являясь интегрированным курсом «физика-астрономия», он дополняет содержание базового курса физики, удовлетворяет познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного им профиля, расширяет их кругозор. Вместе с тем некоторые из них тесно примыкают к основному курсу физики. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков.

Цель курса: сформировать у учащихся научное мировоззрение и представление о современной естественно-научной картине мира.

Задачи курса:

показать роль астрономии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строения и эволюции Вселенной;

углубить знания о материальном мире и методах научного познания природы;

развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по астрономии;

способствовать развитию общеучебных умений учащихся (информационных и коммуникативных);

научить учащихся выступать на школьных и районных мероприятиях и астрономии с презентацией своих рефератов, докладов и наблюдений, используя компьютерные технологии, в частности программу Power Point, допускать и обычный текст, набранный в редакторе Microsoft Word. При этом наблюдается опережающее усвоение учениками довольно серьезных тем по информатике;

научить учащихся самостоятельно вести поиск в сети Интернет, сканировать необходимые рисунки и слайды.

Форма проведения занятий: Ведущими формами занятий могут быть семинары и презентации. С программой семинаров учащиеся знакомятся заранее, при этом каждому учащемуся предлагается подготовить небольшое сообщение или презентацию по одному из вопросов предстоящей темы. Изложение отдельных вопросов возможно в виде лекций. На уроках предусмотрена практическая работа учащихся с картами звёздного неба, просмотр видеофильмов, использование компьютерных программ.

В результате изучения курса учащиеся должны:

1. знать строение Солнечной системы; знать основные созвездия и уметь их находить на ночном небе;

2. знать яркие звезды, их яркость и уметь показать их на звездном небе в ночное время;

3. уметь использовать научно-популярную литературу для пополнения своих знаний, энциклопедии, справочники, Интернет;

4. уметь составить интересное сообщение по астрономии и сделать его презентацию;

5. знать происхождение метеорных потоков, их название и уметь их наблюдать, наносить на карту звездного неба следы метеоров;

6. астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты образуют комплекс малых тел Солнечной системы. Нужно знать, какова природа этих небесных тел, в чем они сходны и чем отличаются от планет и их спутников;

7. нужно знать, по каким именно характеристикам планеты делятся на две основные группы, какую роль в их исследовании отводится космической технике;

8. знать причины сходства и различия физической природы Земли и Луны;

9. пользоваться школьным телескопом, уметь фотографировать Луну и Солнце, околополярную область неба.





Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Естествознание. Астрономия

в 4классе

в 3 классе



34

34











Учебно-тематическое планирование в 3 классе



Тема занятия

Виды деятельности

1

Вводное занятие.

Что изучает астрономия

Эвристическая беседа

2

Роль наблюдений в астрономии

Эвристическая беседа

3

Что такое небо

Работа по звездной карте

4

Форма Земли по современным данным

Сообщения учащихся

5

Вращение земли и кажущееся движение небесных светил

Эвристическая беседа

6

Астрономия древности

Эвристическая беседа

7

Николай Коперник и его учение

Сообщения учащихся

8

Телескопы их устройство и действие

Работа с литературой

9

Великие борцы за научное мировоззрение Джордано Бруно и Галилео Галилей

Сообщения учащихся

10

Законы движения планет

Эвристическая беседа

11

Земля как планета

Эвристическая беседа

12

Закон всемирного тяготения

Эвристическая беседа

13

М.В. Ломоносов и его работы в области астрономии

Сообщения учащихся

14

Межпланетные путешествия

Работа с программой Stellarium

15

Луч света как вестник далёких миров

Работа с программой Stellarium

16

Луна и её с движение

Работа с программой Stellarium

17

Прогулка по Луне (физическая природа лунного мира)

Работа с программой Stellarium

18

Солнечные и лунные затмения

Эвристическая беседа

19

Природа Солнца

Эвристическая беседа

20

Солнце и жизнь Земли

Просмотр видео фильма

21

Солнечная система

Просмотр видео фильма

22

Есть ли жизнь на других планетах?

Просмотр видео фильма

23

Астероиды-планеты карлики

Работа с программой Stellarium

24

Метеориты - небесные камни

Сообщения учащихся

25

«Падающие» звезды и метеорные потоки

Эвристическая беседа

26

Природа комет

Эвристическая беседа

27

Масштабы вселенной (определение расстояния до небесных тел)

Просмотр видео фильма

28

Солнце и звёзды (сравнительная характеристика)

Просмотр видео фильма

29

Звёздные скопления

Просмотр видео фильма

30

Наш звёздный остров - Галактика

Эвристическая беседа

31

Происхождение Земли и планет

Эвристическая беседа Сообщения учащихся

32

Бесконечность и вечность вселенной

Эвристическая беседа

33

Роль русских ученых в изучении вселенной

Сообщения учащихся

34

Новости астрономии

Информация СМИ













Учебно-тематическое планирование в 4 классе

Тема занятия

Виды деятельности

1

Вводное занятие.

Астрономия - древнейшая наука

Эвристическая беседа

2

Роль наблюдений в астрономии

Эвристическая беседа

3

Что такое небесный свод

Работа по звездной карте

4

Причины вращения звездного неба

Сообщения учащихся

5

Как и с какой скоростью движется Земля

Эвристическая беседа

6

Как появился календарь

Эвристическая беседа

7

Что такое високосный год

Сообщения учащихся

8

Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе

Работа с литературой

9

Бессмертное имя Джордано Бруно

Сообщения учащихся

10

Галилео Галилей первый направил телескоп на небо…

Эвристическая беседа

11

Как устроен телескоп

Эвристическая беседа

12

Старинные обсерватории России

Эвристическая беседа

13

М.В. Ломоносов - астроном

Сообщения учащихся

14

Как устроена Земля

Работа с программой Stellarium

15

Что освещает Землю ночью

Работа с программой Stellarium

16

Как изучали Луну

Работа с программой Stellarium

17

Солнечные и лунные затмения

Работа с программой Stellarium

18

Как устроено Солнце

Эвристическая беседа

19

Почему Земля не падает на Солнце

Эвристическая беседа

20

Чем отличаются планеты от звезд

Просмотр видео фильма

21

Солнечная система

Просмотр видео фильма

22

Есть ли жизнь на других планетах?

Просмотр видео фильма

23

Что такое комета

Работа с программой Stellarium

24

Астероиды и метеориты

Сообщения учащихся

25

«Падающие» звезды и метеорные потоки

Эвристическая беседа

26

Каковы размеры вселенной

Эвристическая беседа

27

Что такое метагалактика

Просмотр видео фильма

28

Звезды - это тоже солнца

Просмотр видео фильма

29

Как астрономы « приручили» радугу

Просмотр видео фильма

30

К.Э. Циолковский- российский теоретик космонавтики

Эвристическая беседа

31

Полеты человека в космос

Сообщения учащихся. Просмотр видео фильма

32

Что такое «искусственный спутник»

Эвристическая беседа. Просмотр видео фильма

33

Роль русских ученых в изучении вселенной

Сообщения учащихся

34

Новости астрономии

Информация СМИ








































































Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

  1. Зигель Ф.Ю. Астрономическая мозаика. Художник Т.Ф.Константинова.(М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1987)

  2. Зигель Ф.Ю. Звёздная азбука

  3. Зигель Ф.Ю. Занимательная космонавтика.(М.: Машиностроение, 1970

Видео-, аудиоматериалы:

  1. Естествознание ВВС

  2. Природоведение

Цифровые ресурсы:

  1. Программа Stellarium

Оборудование:

  1. Проектор

  2. Персональный компьютер



© 2010-2022