Авторская педагогическая разработка Астрономия для самых маленьких

Актуальность астрономической грамотности обусловлена тем, что многие младшие школьники хотят не просто посмотреть на звездное небо, но и узнать названия наиболее заметных созвездий и самых ярких звезд в них. Основу программы составляет игровая обучающая деятельность, в результате которой дети осваивают основные астрономические понятия, что обеспечивает базу для расширения знаний на последующих этапах обучения.
Раздел Астрономия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования администрации

муниципального образования

города Усолье-Сибирское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»





«Астрономия для самых маленьких»

Программа внеурочной деятельности

Направление общеинтеллектуальное

Вид познавательная деятельность

Возрастная категория 7-11 лет



Автор: Будникова Елена Александровна

учитель начальных классов































г.Усолье-Сибирское

2015_г.



ПАСПОРТ

Программы внеурочной деятельности



I раздел (заполняется автором разработки)

а) Будникова Елена Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 12», проспект Химиков, 17

фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

б) окружающий мир, естествознание

предмет, предметная область

в) 1- 4 классы

для каких классов (групп) предназначена разработка

г) ГЭС протокол № 2 от 08.04.2011 г.

отметка о прежней регистрации ГЭС (прочерк для новой АПР)

д) Основу программы составляет игровая обучающая деятельность, в результате которой дети осваивают основные астрономические понятия, что обеспечивает базу для расширения знаний на последующих этапах обучения.

авторская оценка разработки

II раздел (заполняется заместителем директора, курирующим вопросы воспитательной работе)

а)

оценка разработки

б)

вид

в)

где разработка используется: учебная деятельность, кружковая, факультативная, внеклассная работа, др.

III раздел (заполняется экспертом на основании Положения о рабочих программах учебных предметов (курсов), дисциплин (модулей)

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Пояснительная записка

Актуальность создания программы

В современной школе курсах таких образовательных предметов как «Окружающий мир», «Природоведение», младшие школьники знакомятся с некоторыми небесными светилами и астрономическими явлениями. Именно на основе этого у любознательных младших школьников возникает необходимость в дополнительном школьном и внешкольном образовании (в рамках кружковых и факультативных занятий).

Актуальность астрономической грамотности обусловлена тем, что многие младшие школьники хотят не просто посмотреть на звездное небо, но и узнать названия наиболее заметных созвездий и самых ярких звезд в них. Им очень нравится поражать своей эрудицией друзей, неизменно приходящих в изумление от того, что их ровесник знает о Большой Медведице, Веге, Сириусе. Теория и практика обучения астрономии в общеобразовательной школе неопровержимо свидетельствует о том, что начинать знакомить детей с Вселенной следует рано. Назрела необходимость непрерывного формирования астрономических понятий с первых лет обучения в школе. Многие младшие школьники проявляют большой интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы ни дома ни в школе.

Актуальность программной разработки обусловлена прежде всего тем, по астрономии очень много устаревшей литературы, мало авторов, которые пишут для детей, нет пособий, отвечающих современным условиям, требованиям.

Концепция школьного астрономического образования предусматривает формирование астрономических понятий, начиная с самых младших классов. В 1-4 классах элементы астрономии включаются в такие предметы естественнонаучного цикла, как «Окружающий мир», «Природоведение». Программа курса «Твоя Вселенная» способствует расширению познавательной активности учащихся.







Новизна программы

Ясно, что для детей нельзя написать, как для взрослых, но чаще всего авторы детских научно-популярных и учебных книг просто забывают об этом, наивно полагая, что достаточно лишь упростить текст, и проблема будет решена. В результате тексты большинства отечественных и переводных детских книг скучны и мало отличаются друг от друга. Здесь заметно вспомнить слова А. Эйнштейна о том, что «все должно быть изложено так просто, как только можно, но не проще». В этих словах сформулирован основной принцип популяции науки астрономии. Наиболее известными и полезными книгами по астрономии для младших классов «Путешествие по Вселенной» Е.П.Левитана - доктора педагогических наук академика Российской академии естественных наук, «Просвещение» 2007 год. «Твоя Вселенная» для 1-4 классов. Данная программа призвана пополнить методические разработки по проблеме формирования астрономических понятий младших школьников. Притяжательное местоимение «твоя» в названиях факультатива и учебного пособия имеет важный смысл, подчеркивая, что школьнику предстоит изучать Вселенную, к которой он не может быть безразличен.

Методологические положения

Основу программы составляет игровая обучающая деятельность, в результате которой дети осваивают основные астрономические понятия, что обеспечит базу для расширения их знаний на последующих этапах обучения. Учащиеся приобретут комплекс знаний по уфологии и астрологии. Таким образом, программа, формируя осознанное отношение учащихся к окружающему их миру небесных тел, должна стать не только мировоззренческим курсом, но и курсом , в процессе изучения которого будет создаваться фундамент космического мышления.

Программа разработана на основе авторского элективного курса «Твоя Вселенная, 1» (для 1-4 классов) Е.П. Левитана - доктора педагогических наук.

Курс рассчитан на 34 часа.

Курс состоит из 4 разделов.






Основные цели, задачи и принципы курса «Твоя Вселенная»

Основная цель курса - формирование элементарных астрономических понятий у младших школьников - основы для дальнейшего более глубокого изучения астрономии в старших классах.

Основными задачами курса являются:

  • в сфере обучения - освоения основ знаний астрономической картины мира;

  • в сфере самосознания - формирование астрономических понятий у младших школьников, устойчивого интереса к изучению астрономии;

  • в сфере мотивации - развитие интереса учащихся к окружающему их миру небесных тел, в процессе изучения которого будет создаваться фундамент космического мышления, широта горизонта которого необходима поколению, готовящему себя к жизни и работе в XXI веке.

В основе курса лежат следующие принципы:

  • направленность обучения на развитие личности учащегося;

  • субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;

  • стимулирование ученика к самостоятельной деятельности;

  • развитие адекватной самооценки:

  • обеспечение мотивированности, осознанности;

  • деятельный подход;

  • ориентация на сотрудничество;

  • поэтапность формирования знаний, умений;

  • использование жизненного опыта учащихся;

  • ориентация на посильность;

  • научность знаний;

  • комфортность участников образовательного процесса.







Структура курса

Раздел

Количество часов

Сопутствующие задачи

Большая семья твоего солнца

9

Знакомство со строением солнечной системы и входящих в нее небесных тел (Солнце, планеты со спутниками, астероиды, кометы). Разработка наглядных моделей Солнечной системы (Рисунки чертежи, пластилин, глина)

Планеты и их спутники

15

Знакомство с происхождением названий. Определение места Земли в Солнечной системе. Организация ролевых игр, диспутов, решение кроссвордов, ребусов

Хвостатые светила-кометы

5

Знакомство со значением слова «комета», со строением комет, их размерами, орбитами. Как открывают кометы и дают им название. Возможно ли столкновение кометы с Землей. Учить разрабатывать наглядные модели комет (чертежи, пластилин, глина)

Астрономия и астрология

5

Знакомство со значением слова «астрономия». Чем занимаются современные астрономы. Когда и как зародилась астрономия. Что означает слово «астрология». Понятия о гороскопах. Что могут предсказать астрономы и астрологи. Организация ролевых игр. Учить разгадывать астрономические ребусы, кроссворды, заполнять журнал вечерних наблюдений



Содержание, методы и приемы работы по формированию астрономических знаний, умений

Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видеосюжеты. Программа определяет содержание каждой темы, рекомендуемые демонстрации, исключительно важные в астрономии наблюдения и практические работы, моделирование и конструирование, опыты, экскурсии, тематику объяснительного чтения, задания детям на летний период, перечень «почемучкиных» вопросов (для бесед и дискуссий), формы журналов наблюдений.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяют активные методы учения : ролевые и деловые игры, уроки презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Всё это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.


Прогнозируемый результат


Учащиеся смогут и сумеют:

  • употреблять и объяснять основные понятия астрономии и космонавтики

  • развить навыки делового общения

  • приобрести определенную систему знаний о мироздании

  • выражать и иметь собственное мнение по поводу обоснованности и серьезности предсказания астрологов


Приемы контроля усвоения знаний и умений, критерии астрономической грамотности

Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную информацию по астрономии, конкретизировать свои ответы научными примерами. В ходе игровых действий проявляются астрономические знания. Проверка астрономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или контрольных работ или в практическом применении в заданиях игрового характера.

Вопрос об оценке знаний учащихся может быть решен и творчески - через моделирование и конструирование, что значительно повышает активность учащихся. Разработка наглядных моделей Солнечной системы (с использованием рисунков, чертежей окружающих предметов, пластилина, глины); изготовление самодельного телескопа из очков и стекол и простейших солнечных часов. Накопление практического опыта из самих моделей и является своего рода итоговой оценкой успешности изучения курса.

В оценке астрономической подготовленности учащихся при прохождении курса выделены три критерия:

  1. Овладение комплексом астрономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника.

  2. Степень овладения астрономическими наблюдениями, выявление истинных связей между небесными светилами и Землей.

  3. Уровень сформированности значимых качеств личности (трудолюбие, ответственность, деловитость, дисциплинированность)

Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к астрономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности


Учебно-тематическое планирование

Разделы и темы

Количество часов


  1. Большая семья твоего Солнца 9часов

Деятельность учащихся: чтение и обсуждение детских книг о строении Солнечной системы, о небесных телах. Составляют словарь терминов. Представляют рисунок по теме «Строение Солнечной системы»

1

Общий обзор строения Солнечной системы

1

2

Понятия об астрономической единице

1

3

Расстояние планет от Солнца

1

4

Особенности Солнечной системы

1

5

Что означает слово «планета»

1

6

Как выглядят на небе планеты

1

7

Понятия о гелиоцентрической системе мира Николая Коперника

1

8

Когда была открыта планета Земля

1

9

Небесные тела Солнечной системы, видимые невооруженным глазом

1


  1. Планеты и их спутники 15часов

Деятельность учащихся: чтение и обсуждение детских книг о планетах и их спутниках и о космонавтике. Составление словаря терминов. Разработка наглядных моделей планет и их спутников (с использованием окружающих предметов, пластилина, глины)

1

Планета Земля

2

2

Меркурий

2

3

Венера

2

4

Марс

2

5

Юпитер

2

6

Уран

2

7

Нептун

2

8

Астероиды

1


  1. Хвостатые светила - кометы 5 часов

Деятельность учащихся: чтение и обсуждение детских книг о кометах. Представление рисунков по теме: «Комета Галлея». Составление словаря терминов, заполнение журнала наблюдений.

1

Что означает слово «комета»

1

2

Комета Галлея (история открытия)

1

3

Исследование комет

1

4

«Падающие» звезды - метеоры

2


  1. Астрономия и астрология 5часов

Деятельность учащихся: чтение и обсуждение детских книг об астрономии и астрологии. Заполнение журнала наблюдений, составление словаря терминов, экскурсии, рисунки.

1

Когда и как зародилась астрономия

1

2

Чем занимаются современные астрономы

1

3

Что означает слово «астрология»

1

4

Понятие о гороскопах

1

5

Что предсказывают астрономы и что пытаются предсказать астрологи

1


Литература для учителя

1) Борисенко Е.П. Тысячелетняя летопись явлений природы.-М.: Мысль, 1999

2) Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. - М.: Наука, 2006

3) Гаврина С.Е. Загадки космоса. Книга из серии «Шевели мозгами» (ребусы, загадки, кроссворды, головоломки).- М.:РОСМЕН, 2008

4) Гурштейн А.А. Извечные тайны неба.- М.: Просвещение, 1991

5) Дубкова С.И. Атлас звездного неба.-М.: РОСМЕН, 2006

6) Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба.-М.: Наука, 2005

7)Левитан Е.П. Астрономия в начальной школе// Начальная школа.-1996.

8)Левитан Е.П. Дидактика астрономии.- М.: УРСС, 2004.

9)Перельман Я.И. Занимательная астрономия.- М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008

10)Рей Г. Звезды.- М.: Мир, 1986.

11)Угольников О.С., Шевченко М.Ю. Школьный астрономический календарь 2008.-М.: Просвещение, 2008.

.

Литература для учащихся

Атлас космоса. Перевод с английского.Лондон-Нью-Йорк-Штутгарт-Москва.2000.

Большие детские энциклопедии по астрономии.-М.: Аванта +, 2002.

  1. Горьков В.Л., Авдеев Ю.Ф. Космическая азбука.- Минск: Юнацтва,1989.

  2. Гурштейн А.А. Люди и звезды.- М.: Малыш, 1980.

  3. Кривин Ф.Д. Прабабушка наша Вселенная.- М.: Малыш, 2001.

  4. Левитан Е.П. Путешествия по Вселенной.- М.: Просвещение, 2007.

  5. Левитан Е.П. Звездные сказки: (Моя первая книжка по астрономии).- М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1994.

  6. Перцевский К.А. Моя первая книга о Космосе.- М.: РОСМЕН, 2003.

  7. Шевченко М.Ю. Школьный астрономический календарь.- М.: Дрофа, 2004.






Журнал вечерних наблюдений

Дата

Время

Оценка состояния погоды

Объекты наблюдений

Луна звезды планеты метеоры

Необычные атмосферные явления

Удивительные или даже таинственные явления

Проверка народных примет, связанных с предсказанием погоды по небесным светилам

Темы бесед и учебных дискуссий (обсуждение «почемучкиных» вопросов):

  1. Почему на звездных картах не изображены планеты?

  2. Почему планеты не мерцают как звезды?

  3. Почему Вега видна в бинокль как яркая точка, а Юпитер - как небольшой диск?

  4. Почему можно сказать, что Коперник открыл Землю?

  5. Почему из всех планет только Земля пригодна для жизни?

  6. Почему не на всех планетах происходит смена времен года?

  7. Почему нельзя жить на Меркурии и Венере?

  8. Почему в древности люди боялись комет?

  9. Почему метеоры называются «падающие звезды»?

  10. Почему можно считать космический корабль «маленькой Землей» летящих в нем космонавтов, а Землю- космическим кораблем всех людей?

Демонстрации:

Учебные картины и таблицы, фотографии Земли из космоса, фотографии планет и их спутников с близкого расстояния, карты Луны и планет земной группы, учебные компьютерные программы, глобусы Земли и Луны.

Моделирование и конструирование:

Разработка наглядных моделей Солнечной системы (с использованием рисунков чертежей, окружающих предметов, пластины, глины, а также с применением ролевых игр): изготовление самодельного телескопа из очковых стекол и простейших солнечных часов.

Наблюдения и практические работы:

  1. В дневное время - продолжение наблюдений Солнца невооруженным глазом, приближенная ориентировка и определение времени по Солнцу: наблюдение Солнца на экране с помощью бинокля или самодельного телескопа (зарисовка пятен, наблюдение за их появлением и развитием, наблюдение вращения Солнца вокруг оси);

  2. В вечернее время продолжение наблюдений звездного неба и Луны; наблюдение в бинокль или самодельный телескоп Луны, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна.

Задания на летний период:

  1. Самостоятельные дневные и вечерние наблюдения (с выбором объектов по желанию детей) невооруженным глазом и в бинокль (телескоп);

  2. Чтение детских книг по астрономии

Рецензия

на программу факультативного курса «Твоя Вселенная» для 4 класса

учителя начальных классов II квалификационной категории МОУ «СОШ №12» Будниковой Елены Александровны.

Данная программа ориентирована на учащихся младших классов. Пропедевтическое астрономическое образование является одним из перспективных средств развития личности младших школьников. Курс «Твоя Вселенная» призван выполнить эту роль. Этот курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображение, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Он вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание, формируя убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли. Курс «Твоя Вселенная» перспективен и в плане эстетического воспитания, открывает ребенку «мир красоты и красоту мира», дает простор радостному эмоционально образному восприятию мира и царящих в нем взаимосвязей и гармоний. Программа позволяет выйти за рамки решения чисто астрономических вопросов, привлекая внимание учащихся к вопросам космонавтики.

В программе особое внимание уделяется творческому подходу и игровым технологиям, тем самым учитываются возрастные особенности младших школьников.

Для активизации поддержания интереса к изучаемому материалу учителем используются активные методы учения: дискуссии на космические темы, уроки-конкурсы, уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.

7 сентября 2009 г.

Составитель рецензии: Панова Альбина Викторовна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 12» город Усолье-Сибирское Иркутской области I квалификационная категория.





Диагностические средства по выявлению эффективности реализации авторской разработки

Для определения уровня усвоения содержания разделов данного факультативного курса учащимися в течение учебного года будут использоваться:


  1. Творческие задания (изготовление моделей с использованием рисунков, чертежей, окружающих предметов, пластилина, глины, изготовление самодельного телескопа из очковых стекол, составление и разгадывание кроссвордов, заполнение азбуки слов и астрономических понятий, с которыми ребенок знакомится в процессе изучения курса)


  1. Тестирование учащихся (в начале курса и в конце для выявления уровня развития мыслительных операций)


  1. Анкетирование учащихся (в начале курса с целью выявления ожидания школьников; в конце-с целью выявления удовлетворенности курсом)


  1. Проверочные и контрольные работы по отдельным темам.

Тест Амтхауэра (детский)

Выявление уровня развития мыслительных операций


1 субтест

1. В году………

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 10 месяцев

2. Месяц зимы…..

Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

3. отец старше своего сына…..

Часто, всегда, никогда, редко, иногда

4. У дерева всегда есть….

Листья, цветы, плоды, корень. Тень

5. Пассажирский транспорт…….

Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз

6. У сапога всегда есть…..

Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица

7. В теплых краях живут…..

Медведь, олень, волк, верблюд, пингвин

8. В нашей стране не живет….

Соловей, аист, синица, страус, скворец

9. Время суток….

Год, месяц, неделя, день, понедельник

10. Время года….

Август, осень, суббота, утро, каникулы

2 субтест

Исключение лишнего

1. тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. река, озеро, море, мост, пруд

3. кукла. Прыгалки, песок, мяч, юла

4. стол, ковер, кресло, кровать, табурет

5. тополь, береза, липа, орешник, осина

6. курица, орёл, петух, гусь

7. окружность, треугольник, квадрат, указка, прямоугольник

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

9. число, деление, сложение, вычитание, умножение

10. веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 субтест


1.Огурец гвоздика

__________ ___________________________________________________________

Овощ сорняк, роса, садик, цветы, земля

2.Огород сад

___________ __________________________________________________________

Морковь забор, грибы, яблоки, колодец, скамейка

3.часы градусник

__________ ___________________________________________________________

время стекло, большой, кровать, температура, врач

4.

цветок птица

__________ ___________________________________________________________

ваза клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5.перчатка сапог

__________ ___________________________________________________________

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6.

темный мокрый

__________ ___________________________________________________________

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7.учитель врач

__________ ___________________________________________________________

ученик очки, больница, палата, большой, лекарство

8. машина лодка

__________ ___________________________________________________________

мотор река, маяк, парус, волна, берег

9. стол пол

__________ ___________________________________________________________

скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10.

стул игла

__________ ___________________________________________________________

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

4 субтест


1. окунь, карась….

2. лето, зима…..

3. сирень. Орешник….

4. июнь. Август…

5. слон, муравей…

6. метла, лопата…

7. огурец, помидор…

8. день, ночь….

9. дерево, цветок…

10. шкаф, диван..

Интерпретация:

9 - 10 баллов - высокий уровень

8 - 7 баллов - выше среднего уровень

6 - 5 баллов - средний уровень

4 -3 балла - ниже среднего уровень

2 - 1 балла - низкий уровень

Анкета

(проводится в начале курса с целью выявления ожидания школьников)


  1. Что ожидаете от курса?

  2. Что заинтересовало, почему выбрал этот курс?

  3. Может ли быть полезен этот курс для изучения окружающего мира и чем?

  4. Твои пожелания.

Анкета

(проводится в конце курса с целью выявления удовлетворенностью курса)


  1. Что нового узнал в процессе изучения курса?

  2. Полезен ли курс для изучения других предметов (естествознания, окружающего мира)? Чем?

  3. Чем интересен курс?

  4. Пожелания.


П р и л о ж е н и я:


  1. Творческие задания (кроссворды, задания для самоконтроля, алгоритмы)

  2. Журнал вечерних наблюдений.

  3. Задания для составления азбуки слов, понятий по астрономии.

  4. Темы бесед и учебных дискуссий.

  5. Задания для самостоятельных наблюдений и практических работ.

  6. Задания на летний период.

  7. Опыты «Может ли Луна упасть на Землю?», «Почему Луна изменяет свою форму?», «Взвешивание собственного тела на разных планетах», «Может ли Солнце упасть на Землю?»

  8. Практический материал с иллюстрациями по темам курса.

  9. Список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения.

  10. Список литературы, необходимый для освоения данного курса.








Список литературы необходимый для освоения данного курса


  1. Левитан Е.П. «Астрономия для умненьких детей», М.: Белый город, 2005-2007:

  • «Твое Солнышко»

  • «Луна-внучка Солнышка»

  • «Звезды-Солнышкины сестрички»

  • «Хвостатые светила»

  • «Планеты-крошки»

  • «Наш звездный город-Галактика»

  1. Левитан Е.П. «Путешествия по Вселенной», М.: Просвещение, 2007

  2. Левитан Е.П. «Твоя Вселенная», М.: Просвещение, 2008


© 2010-2022