Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся



 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 Тема:  «Метод проектов как средство развития творческих способностей  учащихся»

 

 

1. АКТУАЛЬНОСТЬ.

 

 В нормативных документах, в стратегии модернизации содержания общего образования указывается, что целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, способности самообучаться,  умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся. На развитие творческих способностей учащихся ориентирует Национальная доктрина образования Российской Федерации, утверждающая положение о разностороннем и своевременном развитии творческих способностей и формировании навыков самообразования детей и молодежи.
На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Перед школой стоят очень важные задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, развития индивидуального своеобразного творческого потенциала, воспитания творческой личности, способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации. Выпускник любого класса, не зависимо от выбранного профиля, должен быть творческой личностью, однако, за последние годы работы, мною отмечено снижение познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках. Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна Многие ребята не стремятся по собственной инициативе без указаний и требований учителя принять участия в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей, пассивны и невнимательны. Задания часто воспринимаются безразлично, плохо работают самостоятельно. Ответы лаконичные, не полные, неоригинальные. Дополнительные творческие задания выполняются только для исправления оценок. Не на должном уровне выполняются домашние задания, школьники не заинтересованы в поисках дополнительного материала и в выполнении творческих развивающих заданий.

Снижением интересов учащихся к английскому языку считаю, является то, что в школе отсутствовало профильное обучение данного предмета. Применяемые ранее технологии для решения данной проблемы желаемого эффекта не дали, поэтому возникла необходимость создания и использования новых технологий. На уроках английского языка нужно поменять вид деятельности организовать урок так, чтобы учащиеся вольно и невольно стали активными участниками учебного процесса. Результаты  наблюдения  и анализа за деятельностью учащихся показали, что причинами снижения творчества школьников были:

- недостаточный интерес к содержанию изучаемого материала

- отсутствие интереса к предлагаемым формам обучения

- отсутствие практической значимости изучаемого материала

 А узкие рамки программных требований, загруженность учебного материала не позволяют реализовать эти задачи. Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей. Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

 Для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету желательно применять различные формы проведения уроков, привлекать учащихся к подготовке докладов и рефератов. Если мы хотим на своих уроках пробудить в ученике творческое начало, а затем всячески его развивать, то главное здесь не эпизодическое решение более или менее творческих задач, а на каждом уроке организовывать такую деятельность учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого.

 Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный опыт и определить основную цель педагогической деятельности: ориентировать содержание учебной деятельности на творчество через метод проектов.  Введение элективных курсов дало возможность для разрешения проблемы  развития творческих способностей школьников через разработку и в дальнейшем создание инновационно-экспериментальной программы  на основе методов проектов по теме « Welcome to Staraya Russa»

 

2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ.

 

Испокон веков процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику. Учащиеся усваивали имеющиеся знания и запоминали их путем многократного повторения на основе объяснительно-иллюстративного метода. Самостоятельная и творческая деятельность в котором очень ограничена.Часто творчеству в учебном процессе отводится неправомерно мало времени. Развить творческие способности, воспитать творческую личность в процессе обучения очень важно, т.к. творческие способности являются базовым ресурсом цивилизации.

В.Г.Разумовский изучал психологическую сторону творчества с целью развития творческих способностей. В современной психологии существует две точки зрения на творчество.
1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)
2. Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту. В Большой советской энциклопедии  творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества.  А.В. Усова в своих работах отмечает, что развитие у учащихся творческих способностей - составная часть воспитания. Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в специальной области, практического опыта и интереса к делу.

Творчество - это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это - привнесение в мир чего-то нового.

Творчество, по определению, взятому из энциклопедического словаря, -  это "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью" ["Советская Энциклопедия", 1980].Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Творческая деятельность рассматривается нами как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности" [И. П. Волков, 1987, с.110] : умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Следует отличать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным научным продуктом научным открытием, изобретением. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

 Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках  предоставляет применение метода проектов. На уроках английского языка данный метод реализуется в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках английского языка. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки

Проект – это планирование и осуществление практической деятельности проблемного характера, часто выходящей за рамки одного предмета, при активном участии обучающихся, обогащающей их опыт и приносящей конкретную пользу.Всем известно, что вопросы активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной проблемы  были рассмотрены в трудах американских педагогов того времени Дж. Дьюи,  Килпарника. Известный австрийский педагог Рудольф Штайнер также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач, так как ученик должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике. Е.С. Полат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Метод проектов, по определению Е.С. Полат, «предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению».

Понятие программы и элементы ее структуры  представлены в работах ряда ученых. Наиболее значимыми представляются определения Шарковой Н.К., рассматривающей программу как учебный документ, отражающий содержание и структуру процесса обучения учащихся, имеющего следующие элементы:

  • Объяснительная записка
  • Основное содержание программы
  • Описание планируемых результатов
  • Дополнительные элементы программы (формы и средства обучения)
  • Список литературы для учителя.

 

3 СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ.

 

Сущность моего опыта состоит в том, что я разработала  и  создала  инновационно-экспериментальную  программу   для элективных курсов по английскому языку по теме «Welcome to Staraya Russa»,обеспечивающую развитие творческих способностей учащихся на основе технологии метода проекта.

Цели  программы.

-развитие творческих способностей учащихся

- приобщение  учащихся  к  изучению  истории  и  культуры  родного  края

-ориентация  учащихся  на  изучение  английского  языка

-совершенствование  речевых  навыков  в  устной  и  письменной  речи

-применение  знаний в  сферах    профессиональной  деятельности

Задачи  курса

1 Воспитательная:

 - воспитание  чувств  патриотизма к  родному  городу  и  краю

- формирование  умений  формулировать, выражать , отстаивать   свою  точку  зрения   по  данной  тематике

- развитие  коммуникативных   способностей  в  предложенных  ситуациях

- обучение   учащихся  работать  в  команде, правильно  распределять  роли,  сравнивать   и  делать   аргументированные  выводы

-формирование  личной  точки  зрения  учащихся по  вопросам  культуры, истории  и жизни  города

2  Образовательная:

-совершенствование  языковых   навыков  в  жизненных   ситуациях

-пополнение  лексического  запаса  слов  учащихся

- расширение  знаний  в  области  истории, культуры  родного  края   и  города

3  Краеведческая:

-расширение  кругозора  учащихся  о  родном  крае

Курс рассчитан на 11 часов.

Отдельные  темы  программы являются  вспомогательным  материалом  для  работы  на  уроках  по  темам: «Мой  родной  город», «В  гостях  хорошо,  а  дома  лучше», «Место  где  я  хотел  бы  жить»  для  учащихся  10-11 классов  по  учебнику «Английский  язык  10-11» В.П Кузовлева ,  для  общеобразовательных  учреждений.

Новизна моего опыта заключается в том, что я разработала

-  свое тематическое и поурочное планирование для  элективного курса 9 класса

- учебные тесты по темам, описание упражнений и проблемных ситуаций
- в основе опыта лежит технология метода проекта, которая осуществляется по принципу: от простого к сложному.

 

Учебно-тематический план.

 

  1. Тема: Старая Русса мой родной город 2 часа

- Почему мы выбрали эту тему?  

-Достопримечательности города

 - В гостях хорошо – а дома лучше  

 

2.  Тема: Старая Русса – древний город 1 час

 -Город церквей и соборов        

 

 3  Тема: Старая Русса от начала  до конца 2 часа

 -Положительные и отрицательные моменты в жизни родного города  

 

4  Тема: Дом-музей имени Ф.М.Достоевского 2часа

  -Первое путешествие в г.Старая Русса   

  -Экскурсия по музею 

 

5  Тема: Старая Русса один из лучших курортов страны 2часа

-Приезд доктора Ф.П.Гааза   

-От поликлиники к санаторию 

-Старая Русса – один из лучших курортов страны  

 

6 Тема Кем  известна  земля  старорусская?  Выдающиеся люди города 1 час

-С. В.Рахманинов родом из Руссы.

-В.С. Сварог – художник, певец, музыкант

 

7 Тема: Типы переводов 1 час

-Технический перевод 

-. Технические инструкции  

 

8 Тема: Добро пожаловать в Старую Руссу!!! 1 час

 

 

Этапы работы над проектом:

1.      Разбиться на группы.

2.      Выбрать тему. Ознакомиться с критериями оценки работ.

3.      Распределить обязанности между членами группы.

4.      Подобрать и структурировать материал.

5.      Оформить результаты работы.

6.      Защитить проект.

Критерии оценки презентации.

 

Параметры.

15-20 баллов

10-15 баллов

5-10 баллов

 

Содержание.

Информация по теме изложена кратко, четко, в полном объеме.

Информация изложена полно, но слишком размыто; ее слишком много.

Информация изложена неточно или неполно.

 

Ценность информации.

Материал добыт из дополнительных источников (книг, фильмов, интернета, личных наблюдений).

Частичное использование дополнительного материала.

Использован материал только из учебника.

 

Дизайн.

Все слайды сделаны в едином стиле, правильно подобран размер и цвет шрифтов, интересные иллюстрации. Авторский дизайн. Интересная и разумная анимация.

Разный стиль слайдов, но правильно подобраны цветовые схемы, достаточное количество иллюстраций. Элементы авторского дизайна. Настройка анимации разностильная.

Разнобой стилей, цветовых схем; пестрота иллюстраций и анимации мешает восприятию содержания. Все картинки взяты из коллекции.

 

Структура слайдов.

Переходы по гиперссылкам и кнопкам оправданы и все работают.

Слишком много или слишком мало переходов по гиперссылкам, кнопки в странных местах.

Никакие переходы вообще не предусмотрены.

 

Общее впечатление.

Интересно - не оторвешься!

Так себе, но посмотреть можно.

Второй раз смотреть не буду.

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка:

80-100 баллов - отлично

 

 

 

60-79 баллов - хорошо

 

 

 

40-59 баллов - удовлетворительно

 

 

 

25-39 баллов - слабо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

Критерии оценки:

Оценивается уровень владения материалом, раскрытие темы, правильность построения фраз, произношение, качество оформления, культура преподнесения материала.

 

Описание продуктов, полученных в результате выполнения курса: рекламный лист,  проспект, карта города, газета, статья, инструкция, слайд-шоу, презентация, виртуальная экскурсия.


 По характеру конечного продукта проектной деятельности вслед за Коряковцевой Н.Ф. можно  выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка

  1. Конструктивно-практические проекты, например,  создание проспекта города, рекламный лист, карта города.
  2. Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание передачи « Круглый стол» по теме «Положительные и отрицательные моменты в жизни города» (программы практики устной речи, грамматики, фонетики).
  3. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение истории родного города»,  «Биография известных людей города».
  4. Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи), создание статьи.
  5. Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов, слайд-шоу, презентация.

 

4  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

 

Данный подход доказал свою эффективность в направлении развития и формирования творческих способностей учащихся.

В  ходе  реализации  программы  учащиеся:

 - развили  коммуникативные  и  творческие  способности.

-расширили  словарный запас  по  темам  программы

-получили навыки основ  технического  перевода  с  использованием  специальной  терминологии  и  работы  со  словарем.

-научились  применять  знания  на  практике.

Кроме того, учащиеся    научились:

-читать  с  полным  пониманием  тексты  о   родном  крае,  с  пониманием  общей  идеи  или  с  целью  извлечения  нужной  информации.

-  сравнивать  и  анализировать  материалы

-работать  со  специальной  технической  терминологией  и  понимать  ее

-овладеть  первичными  навыками  перевода  технических  инструкций

-написать  проспект,   рекламный  лист,  репортаж,  статью  о  родном  городе

-участвовать в   дискуссии  на  английском  языке, слышать  собеседника  и  реагировать   на  его  речь

-спонтанно   высказываться  по  изученной  теме   или  подготовить   сообщение  по  заданной  тематике

-переводить  тексты  по  данной  тематике  с  русского  на  английский   язык

-провести  проектную  работу  в  группах ( распределить  роли, обязанности, вести  поиск    материалов, представить  проект)      

 

 

 

5  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

 

  Разработанная мной программа, может представлять интерес для:

-учителей, которые преподают английский язык.

-учителей,  работающих по методу проектов.

 –классным руководителям для проведения классных часов

- учителям начальных классов для проведения уроков краеведенья по теме «Мой город»

 Имеется:

-   программа и конспекты уроков, которые могут быть творчески переработаны.

-  учебные тексты и материалы на английском  языке, собранные для подготовки экскурсий, могут быть использованы для разработки внеклассных мероприятий.

- упражнения на отработку лексического и грамматического материала, описание  проблемных ситуаций.

-  собранные материалы на русском языке могут заинтересовать классных руководи­телей как материал для подготовки классных часов, викторин и других мероприя­тий.

-   содержание самих экскурсий может представлять интерес для  зарубежных гостей

Представленная программа, уроки-призентации получили одобрение на методическом совете школы и методическом объединении  учителей города.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

-«Современные образовательные технологии». Селевко Г.К. Москва.Народное образование,1998г.

-«Педагогический словарь» Коджаспирова Г.М.Москва,2005г.

-«Метод учебного проекта в образовательном учреждении». ПохомоваН.Ю.Москва,2003г.

-«Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности». Народное образование,2000г.,№7

-«Развитие образовательной технологии». ГузеевВ.В.Москва,1998г.

-«Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе»ЧечельИ.Д.Москва,1998г.