Тематическое планирование 8 класс информатика



Тематическое планирование 8 класс информатикаТематическое планирование 8 класс информатика

Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена:

- на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основно­го общего образования, приказ МОРФ № 1089 от 05.03.2004;

- примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» 2-е издание, исправленное и дополненное. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005);

-  авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и рассчитана на изу­чение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течении 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа составлена с учетом воспитательной компоненты и направлена на её реализацию.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы,  о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимым школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы  ориентированы на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

Цели обучения:

  • формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
  • освоение базовой информационной технологии работы в системной среде WindowsXP;
  • формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
  • освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
  • ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
  • понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

Владение технологией работы в системной среде WindowsXP является необходимым условием и базовой составляющей для последующего освоения технологии работы в прикладных программных средах общего назначения.

Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы в перечисленных средах в процессе решения конкретных задач. Темы этого направления формируют представление учащихся о модели каждой среды как некоего отражения реального мира.

Темы, связанные с изучением основ алгоритмизации и программирования проводятся в единой логической последовательности, в сочетании теоретических и практических занятий на компьютере.

Часть учебного материала посвящена изучению аппаратной части компьютерной сети.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

 

 Содержание курса информатики и ИКТ

  1. Информация и информационные процессы – 8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 

  1. Коммуникационные технологии – 15 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

 

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

 

Практическая работа № 10 «География Интернета».

 

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

 

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

 

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

 

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

 

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 

 

 

 

Формы и средства контроля

Тематический контроль

Тематика

Вид

Форма

8 класс

1

Информация и информационные процессы

Контрольная работа, вводный контроль

 

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

контрольная работа

 

3

Коммуникационные технологии

контрольная работа

 

4

Итоговое повторение

контрольная работа

 

 Творческая работа учащихся

 Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

Задание:

Самостоятельно придумать тематику сайта.

Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу.

 Практические работы

 В учебнике 8 класса Угринович Н.Д.  представлены тексты практических работ.

Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

 единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

 программный принцип работы компьютера;

 назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

 выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

 создавать информационные объекты, в базе данных;

 искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

 пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

 проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

 создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

 организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

          Компьютер

          Проектор

          Принтер

          Модем

          Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

          Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

          Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программныесредства

          Операционная система – Windows XP, Linux.

          Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

          Антивирусная программа.

          Программа-архиватор.

          Клавиатурный тренажер.

          Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

          Простая система управления базами данных.

          Простая геоинформационная система.

          Система автоматизированного проектирования.

          Виртуальные компьютерные лаборатории.

          Программа-переводчик.

          Система оптического распознавания текста.

          Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

          Система программирования.

          Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

          Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

          Программа интерактивного общения.

       Простой редактор Wеb-страниц.

 

 

 

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 8 класса

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Угринович Н.Д. Уроки информатики в 8 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Семакин И.Г.. Хеннер Е.К., Информатика. Задачник-практикум в 2 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Анеликова Л.А., Раздаточные материалы по информатике 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2004
  5. Зорина Е.М., Зорин М.В. Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2010.
  6. Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  8. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  9. Операционная система WindowsXP
  10. Пакет офисных приложений Openoffice.

 

 

 

 

 

 

 

Поурочно-тематическое планирование 8-го класса (34 часа) 1 час в неделю

№ урока

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Требование к уровню подготовки

Компьютерный практикум

Домашнее задание

Глава 1. Информация и информационные процессы (8 ч)

1

 

Техника безопасности в кабинете информатики.

Техника безопасности в кабинете информатики

Повторение ЗУН за курс 7 класса

 

Правила техники безопасности в кабинете информатики

2

 

Информация и информационные процессы в живой и неживой природе.

ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации.

Знать/понимать

Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Понятия, свойства информации. Основные информационные процессы. Единицы измерения количества информации.

 

  • 1.1.1. – 1.1.2.

Стр. 8-12

3

 

Человек: информация и информационные процессы.

И.процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Знать/понимать

Роль информации в жизни людей.

Уметь/применять

Приводить примеры хранения, передачи и обработки информации человеком.

 

  • 1.1.3

Стр. 12-15

4

 

Информация и информационные процессы в в технике.

Информационные процессы. Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами.

Знать/понимать

Системы управления техническими устройствами. Приемы квалифицированного клавиатурного письма.

Уметь/применять

Приводить примеры систем управления техническими устройствами, примеры использования роботов в различных сферах деятельности, примеры использования ИКТ.

Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

  • 1.1.4

Стр. 15-18

клавиатурный тренажер babytape2000

Стр. 126.

5

 

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Знаковая система как способ кодирования информации.

Понятия знаковые системы, естественные языки, формальные языки, двоичная знаковая система, алфавит.

Знать различные виды знаков.

Формы представления информации и операции перекодирования как способом перехода от одной формы к другой. Понятие кодирование, декодирование,

длина кода, код.

 

  • 1.2.1,

1.2.2,

1.2.3.

Стр. 18-25

6

 

 

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.

Определение количества информации.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Основные подходы к измерению информации.

Единицы измерения информации;содержательный подход к измерению информации.

Понятия количество информации, бит, содержательный подход. Формула Хартли.

 Знать/понимать

Основные единицы измерения количества информации Определение количества информационных сообщений. Определение количества информации.

Уметь/применять

Приводить примеры информационных сообщений.

Решать задачи, связанные с измерением количества информации при содержательном подходе.

Практическая работа № 2  «Перевод единиц измерения количества информации»

  • 1.3.1

Стр. 26-28

  • 1.3.2.

Стр. 28-30

 

 

7

 

Алфавитный подход к определению количества информации.

 

Алфавитный подходом к измерению информации. Вычисление информационного объема сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита. Понятия алфавит, мощность алфавита

Знать/понимать

Информационную емкость знака, количество информации в сообщении.

Уметь/применять

Решать задачи, связанные с измерением количества информации при алфавитном подходе.

 

  • 1.3.3.

Стр. 30-32

8

 

Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы»

Свойства информации. Количество информации. Знаки. Кодирование и декодирование.

Знать/понимать основные информационные процессы.

Уметь/применять

Решать задачи, связанные с измерением количества информации при содержательном и алфавитном подходе.

 

  • 1.3

Стр. 26-32

Задачи из практикума стр.32-38

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для  обработки информации (11 часов)

9

 

Программная обработка данных на компьютере.

Данные. Представление информации человеком и компьютером. Программы. Функциональная схема компьютера.

Знать/понимать

Программный принцип работы компьютера

В чем состоит различие между данными и программами.

Уметь/применять

Описывать с помощью функциональной схемы ПК процесс программной обработки данных.

Работа с клавиатурным тренажером (5 минут)

  • 2.1 Стр. 33-35

 

10

 

Устройства компьютера. Процессор и системная плата.

Производительность и разрядность процессора Способы повышения производительности процессора. Системная плата.

Знать/понимать

 Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств.

Уметь/применять

Получать информацию о характеристиках компьютера.

Практическая работа № 3  «Определение разрешающей способности мыши»

  • 2.2.1.

Стр. 35-37

Стр. 134

11

 

Устройства ввода и вывода информации.

Клавиатура, мышь, сенсорная панель, графический планшет, сканер, цифровая камера, микрофон, джойстик. Монитор, принтер, акустические колонки и наушники.

Знать/понимать

 Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств.

Уметь/применять

Вводить и выводить информацию с помощью различных устройств.

 

  • 2.2.2,

2.2.3.

Стр. 37-45

12

 

Оперативная память. Долговременная память.

Оперативная память, модули памяти, объем оперативной памяти современных компьютеров. Долговременная память, носители информации. Flash – память.

Знать/понимать

 Виды устройств долговременной памяти.

Уметь/применять

Определять объем свободной памяти и объем памяти, необходимый для хранения информации.

 

  • 2.2.4,

2.2.5.

Стр. 45-49

13

 

Файл и файловая система.

Понятие файл. Многоуровневая и одноуровневая файловая система. Операции над файлами и дисками.

Знать/понимать

Знать правила создания, именования, сохранение, перенос и удаление объектов. Иметь представление о файловой системе Windows.

Уметь/применять

Выполнять операции с файлами.

Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».

 

  • 2.3

Стр. 50-57

 Стр. 130

 

14

 

Работа с файлами и дисками.

Файловый менеджер. Операции над файлами. Архивирование файлов.

Знать/понимать

Правила создания, именования, сохранения, переноса, удаления и поиска файлов на ПК.

Уметь/применять

Архивировать и разархивировать информацию. Организовывать индивидуальное информационное пространство.

Практическая работа № 5 « Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

  • 2.3

Стр. 57-58

Стр. 133

 

15

 

Программное обеспечение  компьютера.

ПО: Виды и назначение. Операционная система, драйвера устройств, Этапы установки и загрузки операционной системы. Понятие приложение.

Знать/понимать

Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения. Этапы загрузки ОС.

Уметь/применять

Определять тип программного обеспечения. Описывать процесс загрузки ОС.

.

  • 2.4

Стр. 58-62

16

 

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Пользовательский интерфейс. Элементы. Назначение. Основные элементы управления;Операции управления в ОС Windows. Понятия интерфейс, графический интерфейс, управляющие элементы. Понятие информационное пространство, значок, ярлык. Иерархическая система папок.

Знать/понимать

Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей.

Уметь/применять