- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок внеклассного чтения
Урок внеклассного чтения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Камардина И.С. |
Дата | 16.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок внеклассного чтения в 8 классе
Тема урока: В мире фантастики К. Саймака и Д. Глуховского (по произведениям «Все живое-трава» и «Метро 2033).
Цели урока:1. Обучающая: обучение анализу прозаического текста.
2.Развивающая: развивать чувство ответственности за
собственные поступки, творческий потенциал обучающихся .
3. Воспитывающая: побудить учащихся к чтению худо-
жественных произведений.
План урока:
1.Организацинный этап. Приветствие.
2.Мотивационное начало урока. Слово учителя.
3.Деятельность учащихся по теме урока. Сообщения учеников.
Организация частично-поисковой работы по теме. Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся. Работа с текстом.
4.Итоги урока.
Подготовка к уроку:
1.Презентация.
2.Сообщение об истории создания книги Д. Глуховского «Метро 2033».
2.Сообщение о К.Саймаке.
3.Чтение книги Д. Глуховского «Метро 2033» и К. Саймака «Все живое - трава» методом ИНСЕРТа.
4.Вопросы к диспуту: «Всегда ли человечество сдает экзамен на гуманность?»
5.Стенд «Произведения К.Саймака», Д. Глуховского.
6.Оформление доски. Портреты Д.Глуховского и К. Саймака.
Ход урока:
I.Книга- способ открыть неизведанные миры, познакомиться с обычаями далеких стран, встретиться с разными людьми, оказаться в прошлом и будущем, как это делают писатели-фантасты, чьи портреты вы видите на доске. Эти писатели будят наше воображение, заставляют фантазировать, мечтать, создавать самим таинственные земли, страны и государства, придумывать им судьбу.
Давайте вместе определим тему и цели урока, основываясь на вышесказанное мной.
II.Презентация «Биография и творчество Д. Глуховского».
Сообщение учащегося об истории создания книги Д.Глуховского «Метро 2033»:
- Я узнал, что существует компьютерная игра «Метро 2033» по книге Д.Глуховского, разрабатываемая украинской командой. Из бесед с товарищами выяснил, что первые главы книги появились на специальном сайте проекта в Живом Журнале Дмитрия, проходя «обкатку» на круге реальных и виртуальных оценщиков, читателей и редакторов. С новыми главами книги появились новые посетители сайтов, которые со временем стали сопричастны к созданию произведения. «На меня работал коллективный разум. Исправляли мои ошибки читатели, и они же делали прогнозы», - пишет Д. Глуховский. Привлекая Интернет, он сделал своих читателей сопричастными к сюжету, идее и к самому миру книги, жанр которой автор определил как фантастическая антиутопия-притча. Прочитав «Метро 2033» ,посоветовал одноклассникам и учителю познакомиться с этим произведением.
- Доклад ученика о К.Саймаке: родился в 1904 году в США, при жизни имел успех, покорив сердца читателей произведениями «Город», «Прелесть», «Все живое» и став лауреатом таких премий, как «Хьюго», «Небьюла», «Юпитер».
III.1.Анализ произведений:
Краткий пересказ содержания произведений, определение тем, их объединяющих : сохранение мира, ответственность человека перед планетой, которая находится перед угрозой ядерной войны, гуманистическое отношение ко всему живому.
2.Групповая работа с элементами соревнования:
- перед учащимися на листах бумаги выписаны цитаты из вышеуказанных книг. Нужно выбрать из них самую точную, выразительную, подтверждающую тему произведения, например: «Артему было уже за двадцать, на свет появился еще там, наверху, и был не такой худой и бесцветный, как все родившиеся в метро, не осмелившиеся никогда не показываться на поверхности, опасаясь не только радиации, но и испепеляющих, губительных для подземной жизни солнечных лучей. Правда, Артем сам в сознательном возрасте бывал наверху всего раз, да и только на мгновенье - радиационный фон там был такой, что чрезмерно любопытные изжаривались за пару часов, не успев нагуляться вдоволь и насмотреться на диковинный мир, лежащий на поверхности».
Такая же работа проводится и по книге К. Саймака: путем подбора цитат подчеркивается мысль, что нужно ценить и беречь «диковинный мир», спасая его от войн. К. Саймак повествует об иной форме жизни из параллельного мира в виде цветов, которые пытаются сосуществовать с землянами, предлагая им взамен избавить мир от ядерных и других войн:
- У вас есть явление, называется война. Очень плохо, конечно, но можно исправить. Рано или поздно народы вырастают из детства и перестают играть войной.
- Вы хотите, чтобы мы рассредоточили запасы, разобрали бомбы… Чтобы нельзя было собрать никакой бомбы, так, что ли?
- Вы очень скоро понимаете.
Учащиеся отмечают, что еще одна немаловажная тема затронута в этих книгах - терпимость по отношению к тем, кто не такой, как мы. Черные существа, обитающие на поверхности Земли после ядерного взрыва, стремятся к общению с теми, кто живет в 2033 году в метро, но люди пугаются их вида, их странных способностей, и лишь один Артем - главный персонаж произведения «Метро 2033» - способен оценить внутреннюю сущность Черных: «Артем должен был только протянуть навстречу поданной ему ладони - пусть страшной, пусть непривычной, обтянутой лоснящейся черной кожей, но, несомненно, дружеской, -свою».
3.Обучающиеся включаются в диспут о том, что не всегда человечество сдает экзамен на гуманность, «ракеты оранжевым пламенем» прервали диалог, который так и не смог начаться. Ощущение отчаяния, душевной пустоты, пережитой героем, передается и нам, читателям. Школьники приводят примеры из современной жизни, когда неприятие людей разных национальностей приводит к войне.
4. Работа с текстом: продолжая разговор по затронутой теме, учащиеся подтверждают мысль о возможности дружеского сосуществования цитатами из книги К. Саймака, ведь персонаж этого произведения сумел доказать жителям Земли, что непонятное не есть опасное, каждый имеет право на существование, на любовь, ведь, как оказалось, существа в виде цветов так стремились в наш мир потому, что хотели, чтобы о них заботились: «Чтобы люди ... могли разводить их у себя в саду, и ухаживать за ними, и любоваться ими - вот такими, как они есть!».
Подводя итог в соревновании на хорошее знание текста и умение логически мыслить, называю лучших учеников.
IV. Вывод урока:
- Какие мысли появились у вас после знакомства с творчеством Д.Глуховского и К. Саймака, в частности, с их произведениями «Метро 2033» и «Все живое - трава»? Эти книги, написанные разными людьми из разных эпох, объединяют общие темы, общая боль за будущее Земли, одна надежда на то, что миром все же будет править Любовь, если мы будем нести ответственность за свои поступки и будем гуманны ко всему живому.
- Считаете ли вы фантастику одним из способов изменить мир к лучшему? Любое чтение художественной литературы заставляем задуматься над теми или иными вопросами, в том числе и фантастика, позволяющая увидеть проблему ярче, глубже, острее.
- Я призываю продолжить знакомство с творчеством русских и зарубежных писателей, приобщаться к миру литературы, способной обогатить ваш внутренний мир, вашу душу, помочь в формировании мировоззрения. Хочется, чтобы чтение стало вашим любимым занятием. Российская школа, снискавшая нашей стране лавры «самой читающей в мире», обернулась очередным мифом. Мониторинг, проведенный авторитетной международной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития в 2004 году, показал, что мы занимаем 27-е место среди 32 развитых стран, пропуская в первые ряды финских, канадских, новозеландских и многих других учащихся. Поэтому важно вновь поднять престиж нашей страны как одной из самых читающих стран мира.
V. Итог работы на уроке учеников.
VI.Домашнее задание.
Написать эпилог к любым из двух книг.
Литература:
1.Глуховский Д. «Метро 2033».-М.Популярная литература, 2007.
2. Саймак К. « Все живое-трава».-Минск: Эридан, 1992.
3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».-Москва:Народное образование, 1998.